Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В Торе про курение и про наркотики ничего не написано? Значит — можно курить марихуану?

В связи с тем, что некоторые подростки начали курить марихуану: совершенно очевидно, что это запрещено в силу нескольких основополагающих законов Торы. Во-первых, это оказывает вредное влияние на здоровье и разрушает организм. И даже если есть люди, которым удалось сохранить здоровье, так как на них это мало действует, это влияет на их умственные способности. Тот, кто употребляет марихуану, не может трезво оценивать вещи. И это ещё хуже, [чем вред для здоровья]. Ведь из-за воздействия наркотиков, он теряет способность изучать Тору подобающим образом. Кроме этого, он не может нормально молиться, и выполняет заповеди в полусознательном состоянии — и это всё равно, что он их не выполнил вообще.

Кроме этого, он искусственно возбуждает в себе вожделение, которое превосходит влечения к еде и тому подобному, необходимые человеку для выживания. И многие впоследствии не могут уменьшить это пристрастие или вовсе избавиться от него [так как у них возникает зависимость от наркотика. Тора не запрещает нам удовлетворять потребности к тому, что нам необходимо для нормальной, счастливой и здоровой жизни. Однако, вызывать в себе новые желания, которых от природы у человека нет] — это строжайший запрет. Этот запрет Тора приводит в связи с заблуждающимся и непокорным сыном, которого обуяла ненасытная страсть к еде.

[Речь идёт о том, что написано (Дварим, 21:18—21): «Если будет у кого сын заблуждающийся и непокорный, не слушающий голоса отца своего и голоса матери своей, и они наказывали его, а он не подчиняется им, пусть возьмут его отец его и мать его и выведут его к старейшинам города своего и к воротам местопребывания его. И скажут старейшинам города своего: “сей сын наш заблуждающийся и непокорный, не слушает он голоса нашего, обжора он и пьяница”. И пусть закидают его все люди города его камнями, и да умрет он; и устранишь ты это зло из среды твоей, и все сыны Израиля услышат и убоятся».]

Этого заблуждающегося сына наказывают за то, что он пробудил в себе страсть к еде, хоть эта еда и кошерна. Тем более запрещено возбуждать в себе ещё большую страсть, [чем страсть к еде], да ещё к вещи, которая человеку абсолютно не нужна. И хотя у нас есть правило, по которому мы не можем сами вывести закон о наказании, тем не менее, мы можем вывести запрет.

[Есть правило, которое гласит, что мудрецы не могут самостоятельно вывести из Торы телесные наказания за преступления, которые в Торе открытым текстом не упомянуты, пользуясь конструкцией «тем более». То есть, если за некое преступление Тора прописывает бичевание, мудрецы не могут самостоятельно сделать вывод, что «тем более» бичевание прописывается также за некое более тяжёлое преступление, не упомянутое в Торе.

Но это правило относится именно к телесным наказаниям. Что касается запретов, мудрецы могут выводить их самостоятельно, опираясь на конструкцию «тем более». (Они также могут давать телесные наказания по своему усмотрению, но эти наказания будут иметь статус наказаний мудрецов, а не закона Торы.) В данном случае, можно с уверенностью утверждать, что наркоман нарушает строгий запрет Торы, как «заблуждающийся сын», который без надобности возбуждает в себе страсти к физическим удовольствиям.]

Кроме того, есть ещё одна причина, по которой это запрещено. Также как заблуждающийся и непокорный сын, этот наркоман в конце концов начнёт грабить и убивать людей — и это приводится в трактате Санедрин гл. «Бен Сорер у-Море» (68б). [Ведь хорошо известно, что курильщики зачастую переходят на более тяжёлые наркотики. Потом некоторые из них начинают убивать и грабить только для того, чтобы прокормить свою привычку.]

Ещё одна причина запрета заключается в том, что родители курильщиков наркотиков испытывают великие страдания. Поэтому курильщик нарушает заповедь уважения к родителям. Кроме того, наркоман нарушает заповедь «святыми будьте», как Рамбан приводит в комментарии к Торе.

[Ваикра (19:2): «говори всей общине сынов Израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я, Г-сподь, Б-г ваш». Рамбан объясняет, что святость — это «отделённость» от излишеств. Он пишет (приводится в сокращении, перевод А. Каца): «С моей точки зрения, эта “отделенность” подразумевает… отрешенность от мирских удовольствий… Дело заключается в следующем: Тора запретила близость с определенными людьми и употребление некоторых видов пищи, но разрешила мужу близость с женой, а также вкушение мяса и вина. А если так, то сластолюбивый человек может придаваться излишней похоти со своей женой или с несколькими женами, упиваться вином и объедаться мясом, и осквернять свою речь любыми скабрезностями, поскольку подобного запрета нет в Торе, — т.е. быть мерзавцем с “разрешения” Торы. И поэтому после перечисления того, что совершенно запрещено, в Торе приведено общее правило: отдаляться от излишеств».]

Кроме того, наркомания приводит к многим другим запретам. Окончательный вывод таков: совершенно ясно и понятно, что это строжайше запрещено. Следует приложить все мыслимые усилия для того, чтобы избавить всех сынов народа Израиля от этой нечисти. Тем более, тех из них, кто изучает Тору.

С любовью и уважением, Моше Файнштейн

Перевод: рав Берл Набутовский, Беерот Ицхак