Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Выкупающий пленного за сто динаров или дающий подаяние бедному в сто динаров, что есть все, чего бедному недостает, не сравнятся с тем, кто выкупит десять пленных или восполнит недостающее десяти беднякам, каждому по десять динаров.»Орхот цадиким. Щедрость
Работая над собой, мы должны совершенствовать свое «я», чтобы оно постоянно объединяло под своим началом все наши эмоции, склонности и желания

 

Ясность Знания[1]

«“И увидел Пинхас, сын Элазара”[2] — а другие не видели? Но он увидел происходящее и вспомнил Закон»[3].

«“Что тебе здесь, Элиягу?”[4] Пророку Элиягу следовало ответить: “Властелин мира! Это — Твой народ — сыновья Авраама, Ицхака и Яакова, которые исполняли Твою волю в сотворенном Тобою мире!” Он же поступил не так, а сказал: “Сильно возревновал я…”[5]И Б-г ответил ему: “Постоянно ты ревнуешь за Меня! Ты ревновал в Шитим…”»[6]

Власть над побуждениями

Недавно мы говорили о важности и необходимости порядка. Он сохраняет цельность человека, позволяя ему управлять всеми эмоциями и побуждениями. Польза от соблюдения порядка проявляется в способности людей контролировать свои чувства и реализовывать их в действие по велению разума.

В этом и состоит преимущество человека над животным. Все побуждения животных не связаны друг с другом; животное действует в соответствии со своей природой, следуя за всяким побуждением, желанием или чувством. Побуждение управляет животным, так как у него нет единого мыслящего и управляющего «я». Поэтому все его действия инстинктивны и неконтролируемы.

Совсем другое дело — человек. Над каждым его чувством и желанием стоит его «я», которое критически мыслит и принимает решение — следовать ли за неким определенным побуждением или нет. Человек обладает способностью властвовать над собой. А над «я», управляющим побуждениями и чувствами, возвышается более совершенное «я», которое критически рассматривает первое «я» и выносит суждение о его чувствах и решениях. А над ним — еще одно «я», и так все выше и выше, до бесконечности…

Насколько человек критичен к своим побуждениям и расторопен в решениях зависит от его духовного уровня. У развитого человека при пробуждении сил активизируется глубокая «критическая способность», и его рассуждения и решения мгновенны. Стоит в нем пробудиться какой-либо склонности, как ее тут же исследует и судит его «я». Его решения выносятся незамедлительно, и нет задержки между пробуждением желания и принятием решения. Для такого человека желание и решение — это не две отдельные сущности, а единое целое, и все желания контролируются его решениями.

Менее развитый человек тоже способен критически относиться к своим побуждениям и принимать о них решения, однако он не столь последователен и дальновиден, а потому ему не по силам управлять всеми своими чувствами как единым целым. В человеке может пробудиться некая склонность или качество, которое заставит его действовать без глубокого исследования и осознания. А если уровень человека еще ниже и его способность к пониманию своих побуждений еще слабее, почти все его поступки совершаются инстинктивно.

Работая над собой, мы должны совершенствовать свое «я», чтобы оно постоянно объединяло под своим началом все наши эмоции, склонности и желания. Еще до того как все они окончательно в нас созреют, необходимо предотвратить возможность необдуманного решения, тщательно их проанализировав.

«Вспомнил Закон…»

В Торе мы находим, что Пинхас, сын Элазара-священника, возвысился и достиг этой высочайшей ступени. Он объединил все свои склонности, всю свою сущность и всего себя под управлением и властью своего «я».

В те дни положение в среде Израиля было ужасным. Во время остановки в Шитим многие из еврейского народа осквернились развратом с дочерьми Моава, и те склоняли их к служению своим богам. Когда еврей был готов предаться страсти с моавской блудницей, она доставала истукан Пеора и говорила: «Поклонись сначала этому!» — и еврейские мужчины служили их богам. Народ настолько развратился, что даже глава колена Израиля демонстративно прелюбодействовал с мидьянитянкой перед всем народом, Моше и Аароном; они же плакали у входа в Шатер Завета[7].

Мидраш рассказывает:

«“И увидел Пинхас, сын Элазара…”[8] Что же он увидел? Сказал Шмуэль: он увидел, что нет мудрости и нет разума помимо Б-га — там, где происходит осквернение имени Б-га, не воздают почестей учителю»[9].

Ведь, возможно, было неверно предать смерти главу колена Израиля во время такой смуты, когда весь народ в своей развращенности устремился за ним. Ведь могло оказаться, что это отмщение принесет больше вреда, чем пользы. Но Пинхасу было очевидно, что в момент столь ужасного осквернения имени Б-га колебаться нельзя! «Нет мудрости, нет разума и нет замысла помимо Б-га!»

«Рав сказал: Пинхас увидел происходящее и вспомнил закон. Он обратился к Моше: “Брат моего деда, разве не так ты учил нас, спустившись с горы Синай — если человек прелюбодействует с арамеянкой, ревнители убивают его?”»[10]

Это нуждается в объяснении. Каким образом слово «увидел» проясняет, что он «вспомнил» закон? И еще один вопрос: разве наш учитель Моше и старейшины Израиля могли забыть столь очевидный закон?!

По-видимому, когда Мидраш говорит, что они «перестали видеть», речь идет не о том, что они этот закон забыли. Иногда от человека оказывается «сокрыто» нечто, чего он «не замечает», хотя оно по-прежнему сохраняется в его памяти. Так случилось с царем Давидом в истории с Бат Шевой: «От него оказался сокрытым закон о том, что “есть у человека небольшой орган: когда его насыщают, он голоден, а когда заставляют голодать, он сыт”»[11]. Имеется в виду следующее: когда дурное побуждение подчиняет себе разум, знание, хранящееся в памяти, оказывается сокрытым. В определенный момент царь Давид перестал «видеть» закон.

То же самое было и в Шитим. В разгар «торжества порока», когда все умы пребывали в смятении и все ограждения были сметены, многие потеряли человеческий облик и «Б-жественный образ». Нет Торы и нет нравственных ограничений; нет Моше и нет Аарона; нет стыда и нет скромности… Мужчины настолько уподобились животным, что даже глава колена Израиля привел мидьянитку к общине, Моше и Аарону и воскликнул: «Моше, эта женщина запрещена, а другая разрешена? А если ты скажешь, что запрещена, кто разрешил тебе дочь Итро?», — и на глазах всего народа совершил с мидьяниткой омерзительный грех. Можно ли в такой момент вспомнить закон, согласно которому «если человек совершает прелюбодеяние с арамеянкой, ревнители убивают его»? Причем осознание закона должно быть настолько ясным, чтобы его применить без колебаний.

Думается, что если в момент всеобщего хаоса кто-то напомнит о подобном законе, мы ответим ему: «Глупец! Неужели в такое смутное время уместно вспоминать о законах? Сейчас, когда все служат и поклоняются баал пеору, совершают приношения идолам и поступают как животные, когда сметены все духовные границы, — уместно ли реагировать на грех и позор отдельного человека, пусть даже и Главы колена? Это было бы уместно при обычном течении событий, если бы один нечестивец преступил закон и совершил прелюбодеяние с арамеянкой. Тогда мы могли бы рассуждать о том, что, хотя закон и не предусматривает для него смертной казни, однако, видя его отвратительный поступок и глубоко переживая осквернение им Б-жественного имени, ревнители предают его смерти».

Моше и Аарон, содрогаясь от происходившего и ощущая боль и унижение от греха, совершаемого народом Израиля, были настолько потрясены и растеряны, что не вспомнили об этом законе. Они страдали и сокрушались, видели происходившее и плакали!

Когда же все это увидел Пинхас, он вспомнил закон, не оглядываясь на обстоятельства. Перед его глазами ясно и незыблемо твердели слова закона: «Всякого, вступившего в связь с арамеянкой, ревнители предают смерти». В этом проявилась великая сила его разума, непоколебимого «я», неподвластного никаким сторонним влияниям. Пинхас внимательно исследовал происходящее и вынес решение. Зная, что «ревнители предают смерти грешника», он настолько ясно прочувствовал этот закон, что без колебаний незамедлительно его исполнил. Ведь тяжесть греха Главы колена не уменьшается от того, что и другие погрязли в грехе!

При ясном знании и способности видеть намного дальше своего окружения, человек всегда почувствует тяжесть любого преступления. Воцарение духовной ущербности скрыло от нас понимание многих законов. Мы их забыли и утеряли из-за того, что положение в мире стало несравнимо хуже, чем было раньше. Многие законы мы уже совсем не ощущаем, не живем ими и не чувствуем в них потребности. Но ведь ни один, даже самый легкий закон не может претерпеть изменения! Разве умалится истина из-за приумножения лжи? Святая Тора у нас одна, и нам ясен закон. Мы не должны принимать во внимание исключительность ситуации. У нас есть только Б-г и Его Тора, и мы будем уверенно и гордо нести знамя Всевышнего!

В этом и заключалось величие Пинхаса, за которое он удостоился особой награды: «Вот Я даю ему Мой Завет мира»[12]. А согласно мнению о том, что «пророк Элияу — это Пинхас»[13], получается, что его награда была бесконечна: он удостоился вечности — бессмертия — и еще при жизни вознесся в Небеса!

Поступок Пинхаса был столь велик, что благодаря ему прекратился мор! Мощь его знания и сила деяния защитили Израиль: народ, способный породить таких великих людей, обладает великой заслугой, даже при том, что иногда может совершить и грех, который «да не будет содеян». Величие этого народа — залог его вечности. И прекратился мор!

Укор Пинхасу

Однако в ревности за Б-га, где проявилось невероятное величие Пинхаса, мы видим и изъян, за который он не только был обвинен, но и наказан! Когда он шел по пустыне, чтобы скрыться от преследования Изевели, то услышал обращенный к нему глас Б-га: «Что тебе здесь, Элиягу?» «И он ответил: ревностью возревновал я за Б-га, Господа воинств, ибо оставили Твой Завет сыновья Израиля, жертвенники Твои разрушили, а пророков Твоих убили мечом…»[14] «И сказал ему Б-г… Элишу, сына Шафата, помажь в пророки вместо себя!»[15]

В Ялкут Шимони мы находим:

«Что тебе здесь, Элиягу?»[16] Ему следовало ответить: «Властелин мира! Это — Твой народ — сыновья Авраама, Ицхака и Яакова, которые исполняли Твою волю в сотворенном Тобою мире!» Он же поступил не так, а сказал вместо этого: «Ревностью возревновал я…» И Всевышний ответил ему: «Постоянно ты ревнуешь за Меня! Ты ревновал в Шитим, и опять ты ревнуешь…»[17]

Удивительно, что Всевышний упрекнул Пинхаса за его ревность в Шитим: ведь именно за нее он был удостоен «Завета мира» — великой награды, о чем сказано в Торе: «Вот Я даю тебе Свой Завет мира»[18]!

Мы видим, как суров суд и сколь высоким должен быть уровень человека! Даже в момент совершения великого и высочайшего деяния в нем может обнаружиться недостаток. Ревность Пинхаса за Всевышнего была верной и истинной, но все же и в ней обнаруживался изъян. Если бы Пинхас стоял на еще более высокой ступени, то и его ревность была бы еще совершеннее и чище. Даже в гневе ревности за Б-га Воинств ему все же следовало сказать: «Это — Твой народ — сыновья Авраама, Ицхака и Яакова…»

В книге Томер Двора сказано:

«Человеку надлежит уподобиться своему Создателю… Его мышление должно соответствовать мудрости, коренящейся в “Короне”, которая никогда не отклоняется от добра, а зло не проникает в нее, так как она суть совершенного милосердия, где нет места свойству суда. Также надлежит и человеку…»[19]

Идея «Короны» разъясняется в Святых Книгах. При сотворении мира Всевышний реализовал свою волю в соответствии с развитием мысли человека. Когда у людей возникает новая мысль, первоначально она умещается в «мельчайшей точке». После этого мысль развивается и расширяется, приобретая признаки «воли», и тогда она совершенствуется в определенном порядке и разделяется на составляющие, согласно тому, что именно требуется для реализации замысла.

Именно такой была воля сотворения мира. Вначале она была точкой, содержащей в себе весь замысел, что и называется «Короной». И все мироздание во всех его деталях — это результат реализации Б-жественной воли, заключенной в этой точке, в определенном порядке, заданном изначальной волей, заключенной в «Короне».

В «Короне» — точке, включающей в себе всю Б-жественную волю, нет места злу. Все мироздание было сотворено исключительно для добра, дабы одарить Творение безграничным милосердием. А все заключенное в мире зло, все действующее там свойство суда предназначено только для управления Творением в соответствии с требованиями безграничного милосердия. Б-жественное управление предусматривает применение и различных качеств наказания, необходимых для достижения окончательной цели мироздания. Но в «Короне» — в первоначальной исходной точке Творения — нет никакого свойства суда, а только милосердие. Ведь вся идея мироздания состоит в даровании благословения, изливающегося из источника неограниченного добра.

И от человека, желающего уподобиться своему Создателю, требуется то же самое: чтобы первоначальная точка, с которой начинается каждая его мысль, содержала в себе лишь добро. Свойство же суда и наказание могут появляться только во время реализации возникшего замысла. Однако и эти проявления должны исходить из источника добра и вести к благой цели. В поступках человека должно ощущаться добро, исходящее из внутреннего желания, в котором нет примеси обвинения. Необходимо, чтобы в «Короне», откуда проистекают все его поступки, содержалось только желание принести благо всему миру.

Укор Всевышнего Пинхасу заключался именно в некоторой незавершенности этого желания. Ведь Б-гу открыты все тайники сердца человека, и как ни велик был поступок Пинхаса, все же в нем содержалось некое несовершенство. Было необходимо, чтобы даже в момент гнева ревности его душа оставалась восприимчивой и чувствительной. В его поступке должно было найтись место милосердию. Если бы поступок Пинхаса исходил из «Короны» — самого глубокого источника души, в котором нет места злу, он должен был бы обратиться к Б-гу: «Властелин мира! Это — Твой народ — сыновья Авраама, Ицхака и Яакова, которые исполняли Твою волю в сотворенном Тобою мире!» Но Пинхас сказал: «Я возревновал за Б-га Воинств, ибо оставили сыновья Израиля Твой Завет». Суровость этих слов Всевышний и вменил ему в вину.

Сколь безгранична глубина Суда! Даже великие и возвышенные поступки человека, если ему при этом недостает необходимого совершенства, все же оставляют место для его обвинения и наказания. Как велика наша ответственность, и сколь высока ступень, которую мы должен достичь!

Таковы требования Всевышнего ко всем людям. Ведь их недостатки не устранимы даже многочисленными великими деяниями. При любой ситуации, в любую эпоху Тора требует от человека высочайшего духовного уровня. Ведь она совершенна и беспорочна и не приемлет никаких изменений.

Я возрадовался, найдя в Месилат Йешарим подтверждение своим словам. Там приводится отрывок из Талмуда[20] и его объяснение:

«Раби Йоханан плакал всегда, когда произносил стих Торы: “И приблизился Я к вам для суда, и стал свидетелем поспешающим…”[21] Если за легкие нарушения хозяин судит своего раба как за тяжелые, разве остается для него надежда?» Разумеется, Талмуд не хочет сказать, что различные нарушения наказуемы одинаково, — ведь Всевышний всегда судит и воздает по принципу «мера за меру». Дело в другом. Когда Б-г взвешивает поступки людей, незначительные грехи помещаются на весы вместе с тяжкими. Великие деяния человека не заслоняют от Небес его мелкие проступки, и Судья замечает их так же, как и важные действия человека. И то, и другое Он учитывает и исследует одинаково, судит человека за все прегрешения, а затем наказывает за каждое из них согласно его сути[22].

Следует знать, что Пинхас достиг самого высокого уровня, согласно которому Всевышний его и судил. Всегда необходимо помнить, что мы обязаны делать все от нас зависящее ради освящения Его имени. Во всех жизненных ситуациях мы должны руководствоваться лишь законом — вечным, ясным и очевидным. Невзирая на препятствия, мы должны укрепить дух и направить все силы на изучение Торы, святое служение и упрочение истины в мире!

 


 

[1]Произнесено в ешиве 21 Таммуза 5675 (1915) года. Записано раввином Авраамом Шмуэлем Гиршовичем, благословенной памяти, да отомстит Всевышний за его кровь, и великим мудрецом раби Йеошуа Голобом благословенной памяти, да отомстит Всевышний за его кровь.

[2]Бемидбар 25:7.

[3]Бемидбар Раба 20:26.

[4]Млахим (I) 19:9.

[5]Млахим (I) 19:14.

[6]Ялкут Шимони, Млахим (I), 19.

[7] Бемидбар 25:1-2, Раши на эти стихи и Бемидбар Раба 20:25.

[8]Бемидбар 25:7.

[9]Ялкут Шимони, Балак, 25.

[10]Там же.

[11]Сангедрин 107а.

[12]Бемидбар 25:12.

[13]Ялкут Шимони, начало главы Пинхас.

[14]Млахим (I) 19:10.

[15]Млахим (I) 19:16.

[16]Млахим (I) 19:9.

[17]Ялкут Шимони, Млахим (I), 19.

[18]Бемидбар 25:12.

[19]Томер Двора, гл. 2.

[20]Хагига 5а.

[21]Малахи 3:5.

[22]Раздел «Внимательность», гл. 4.

 


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?