Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Каждое утро мы произносим благословения — брахот, в которых мы благодарим Б-га за Его милость и все добро, постоянно ниспосылаемое нам

 

1. Каждое утро мы произносим благословения — брахот, в которых мы благодарим Б-га за Его милость и все добро, постоянно ниспосылаемое нам. Эти благословения — «бирхот ашахар», которые XA3AЛ установили произносить каждое утро, вселяют в нас сознание того, что сама жизнь, возможность открыть глаза, и все, чем мы владеем — от Б-га.

2. XA3AЛ установили брахот на различные случаи, когда человек получает удовольствие или извлекает пользу из чего-либо. В Гемаре «Брахот» сказано: «Нельзя воспользоваться чем-либо в этом мире без благословения. Воспользовавшийся без благословения, подобен взявшему чужое», ибо все в мире принадлежит Творцу.

«Бирхот ашахар»

3. Бирхот ашахар начинаются благословением ״על נטילת ידים״ на омовение рук.
Затем произносят браху «אשר יצר», в которой благодарят Б-га за мудрое создание тела; в «אלקי נשמה» — благодарят за сотворение души (между словами «אלקי» и «נשמה» следует сделать паузу).

4. В сидуре — молитвеннике — бирхот ашахар помещены перед утренней молитвой шахарит. Изучая законы, связанные с молитвами и брахот, полезно следить за изучаемым материалом по сидуру.

5. Не следует отвечать «амен», услышав благословение «המעביר שנה מעיני ותנומה מעפעפי»,

пока не будет произнесено и «הגומל חסדים טובים לעמו ישראל», так как это одна браха, а посреди брахи нельзя отвечать амен.

Нельзя произносить благословение или другие святые слова, если руки не чисты (коснулись тела, обуви и т.п.), как будет объяснено в главе 4-й, законы 12 и 13.

«Бирхот атора»

6. Каждое утро вместе с бирхот ашахар говорят бирхот атора — благословения на изучение и занятие Торой.

Изучение Торы — основа исполнения всех мицвот. Через Тору человек познает Творца и приходит к практическому исполнению Его заповедей.
Еврей обязан заниматься Торой всю жизнь, как сказал Б-г (יהושע א׳,חי): «Трудись над ней (Торой) днем и ночью».

Сказано: «Изучение Торы засчитывается, как все остальные мицвот вместе взятые» (מסכת פאה, פרק א).

7. В бирхот атора выражено огромное значение этой заповеди. Эти брахот надо произносить особо добросовестно и с радостью — в них мы благодарим Б-га за то, что он избрал нас изо всех народов.

Нельзя изучать Тору и все связанное с ней, пока не произнесены эти благословения. Тот, кто начинает изучение до утренней молитвы, должен перед этим сказать бирхот атора.

8. Бирхот атора состоят из трех благословений. В первом мы благодарим Б-га за то, что нам велено изучать Тору, во втором просим, чтобы ее учение было нам приятно и чтобы мы и наши потомки во всех поколениях удостоились изучать Тору, и в третьем благодарим Б-га за то, что Он избрал нас изо всех народов и именно нам дал Тору.

В книге «Мишна Брура» сказано: «Отец и мать должны постоянно молиться за своих сыновей, чтобы они изучали Тору, были праведны и обладали высокими духовными качествами — это надо иметь в виду произнося браху “אהבה רבה” (перед “Шма Исраэль” в шахарит) и произнося “ונהיה אנחנו וצאצאינו” (“будем мы и наши потомки”) в бирхот атора, а также в молитве “ובא לציון” в словах “למען לא ניגע לריק ולא נלד לבהלה”».

9. После бирхот атора следует немедленно приступить к изучению Торы. Для этого читают «биркат коаним»(которая записана в Торе в книге «במדבר») и Мишну, помещенную в сидуре после бирхот атора.

10. Существуют различные мнения по поводу того, должен ли человек благословлять «המעביר שנה» ,«אלקי נשמה» ,«על נטילת ידים» и бирхот атора, если он бодрствовал всю ночь.

В книге «Мишна Брура» решено, что он должен поступать следующим образом: утром (перед молитвой) после посещения туалета омыть руки и прочесть «על נטילת ידים» и «אשר יצר». Если же он не был в туалете, то должен выслушать эти брахот от человека, спавшего ночью, который примет во внимание, что должен произнести их и для слушающего. Сам слушающий также должен помнить, что они говорятся и для него, и ответить «амен»

Благословения «המעביר שנה» ,«אלקי נשמה» и бирхот атора бодрствовавший ночью, также не должен говорить сам, их следует выслушать от человека, спавшего ночью (оба должны учитывать, что благословения эти предназначены и для слушающего) и ответить «амен». Сразу после бирхот атора следует самому произнести биркат коаним и Мишну, помещенные в сидуре после этой брахи, приступив тем самым к изучению Торы немедленно после благословения на нее, как было уже сказано выше.

Если человек не снимал с себя ночью «шалит катан»(нательный талит), то, произнося утром браху на талит, он должен иметь в виду также и талит катан.

Все остальные бирхот ашахар читаются как обычно и тем, кто бодрствовал всю ночь.

11. Если кто-нибудь не прочел бирхот ашахар до утренней молитвы, то он может прочесть их и после нее, за исключением благословения на омовение рук, которое после молитвы не говорят, и благословений «אלקי נשמה» и бирхот атора, относительно которых существуют сомнение, можно ли произносить их после молитвы. Поэтому надо всегда читать эти брахот до молитвы.

Благословение «אשר יצר» в течение дня

12. На протяжении всего дня, каждый раз, оправившись, надо омыть руки и прочесть браху «אשר יצר». Благословение на омовение рук в этих случаях не произносят.

В туалете также следует вести себя по правилам скромности: не обнажать тело без надобности.

13. Руки надо омыть вне туалета. Если же нет такой возможности, то надо, омыв их, выйти с мокрыми руками и вытереть их снаружи.

Даже проста,вошедший в туалетную комнату должен, выйдя из нее, омыть руки, не произнося, однако, в этих случаях брахи.

В благословении «אשר יצר» мы благодарим Б-га за то, что Он сотворил человеческое тело с необыкновенной мудростью и на протяжении всей нашей жизни поддерживает его существование так, чтобы каждый орган функционировал должным образом.

Браха «אשר יצר» помещена в сидуре в начале бирхот ашахар.

 


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»