Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Каждое утро мы произносим благословения — брахот, в которых мы благодарим Б-га за Его милость и все добро, постоянно ниспосылаемое нам

 

1. Каждое утро мы произносим благословения — брахот, в которых мы благодарим Б-га за Его милость и все добро, постоянно ниспосылаемое нам. Эти благословения — «бирхот ашахар», которые XA3AЛ установили произносить каждое утро, вселяют в нас сознание того, что сама жизнь, возможность открыть глаза, и все, чем мы владеем — от Б-га.

2. XA3AЛ установили брахот на различные случаи, когда человек получает удовольствие или извлекает пользу из чего-либо. В Гемаре «Брахот» сказано: «Нельзя воспользоваться чем-либо в этом мире без благословения. Воспользовавшийся без благословения, подобен взявшему чужое», ибо все в мире принадлежит Творцу.

«Бирхот ашахар»

3. Бирхот ашахар начинаются благословением ״על נטילת ידים״ на омовение рук.
Затем произносят браху «אשר יצר», в которой благодарят Б-га за мудрое создание тела; в «אלקי נשמה» — благодарят за сотворение души (между словами «אלקי» и «נשמה» следует сделать паузу).

4. В сидуре — молитвеннике — бирхот ашахар помещены перед утренней молитвой шахарит. Изучая законы, связанные с молитвами и брахот, полезно следить за изучаемым материалом по сидуру.

5. Не следует отвечать «амен», услышав благословение «המעביר שנה מעיני ותנומה מעפעפי»,

пока не будет произнесено и «הגומל חסדים טובים לעמו ישראל», так как это одна браха, а посреди брахи нельзя отвечать амен.

Нельзя произносить благословение или другие святые слова, если руки не чисты (коснулись тела, обуви и т.п.), как будет объяснено в главе 4-й, законы 12 и 13.

«Бирхот атора»

6. Каждое утро вместе с бирхот ашахар говорят бирхот атора — благословения на изучение и занятие Торой.

Изучение Торы — основа исполнения всех мицвот. Через Тору человек познает Творца и приходит к практическому исполнению Его заповедей.
Еврей обязан заниматься Торой всю жизнь, как сказал Б-г (יהושע א׳,חי): «Трудись над ней (Торой) днем и ночью».

Сказано: «Изучение Торы засчитывается, как все остальные мицвот вместе взятые» (מסכת פאה, פרק א).

7. В бирхот атора выражено огромное значение этой заповеди. Эти брахот надо произносить особо добросовестно и с радостью — в них мы благодарим Б-га за то, что он избрал нас изо всех народов.

Нельзя изучать Тору и все связанное с ней, пока не произнесены эти благословения. Тот, кто начинает изучение до утренней молитвы, должен перед этим сказать бирхот атора.

8. Бирхот атора состоят из трех благословений. В первом мы благодарим Б-га за то, что нам велено изучать Тору, во втором просим, чтобы ее учение было нам приятно и чтобы мы и наши потомки во всех поколениях удостоились изучать Тору, и в третьем благодарим Б-га за то, что Он избрал нас изо всех народов и именно нам дал Тору.

В книге «Мишна Брура» сказано: «Отец и мать должны постоянно молиться за своих сыновей, чтобы они изучали Тору, были праведны и обладали высокими духовными качествами — это надо иметь в виду произнося браху “אהבה רבה” (перед “Шма Исраэль” в шахарит) и произнося “ונהיה אנחנו וצאצאינו” (“будем мы и наши потомки”) в бирхот атора, а также в молитве “ובא לציון” в словах “למען לא ניגע לריק ולא נלד לבהלה”».

9. После бирхот атора следует немедленно приступить к изучению Торы. Для этого читают «биркат коаним»(которая записана в Торе в книге «במדבר») и Мишну, помещенную в сидуре после бирхот атора.

10. Существуют различные мнения по поводу того, должен ли человек благословлять «המעביר שנה» ,«אלקי נשמה» ,«על נטילת ידים» и бирхот атора, если он бодрствовал всю ночь.

В книге «Мишна Брура» решено, что он должен поступать следующим образом: утром (перед молитвой) после посещения туалета омыть руки и прочесть «על נטילת ידים» и «אשר יצר». Если же он не был в туалете, то должен выслушать эти брахот от человека, спавшего ночью, который примет во внимание, что должен произнести их и для слушающего. Сам слушающий также должен помнить, что они говорятся и для него, и ответить «амен»

Благословения «המעביר שנה» ,«אלקי נשמה» и бирхот атора бодрствовавший ночью, также не должен говорить сам, их следует выслушать от человека, спавшего ночью (оба должны учитывать, что благословения эти предназначены и для слушающего) и ответить «амен». Сразу после бирхот атора следует самому произнести биркат коаним и Мишну, помещенные в сидуре после этой брахи, приступив тем самым к изучению Торы немедленно после благословения на нее, как было уже сказано выше.

Если человек не снимал с себя ночью «шалит катан»(нательный талит), то, произнося утром браху на талит, он должен иметь в виду также и талит катан.

Все остальные бирхот ашахар читаются как обычно и тем, кто бодрствовал всю ночь.

11. Если кто-нибудь не прочел бирхот ашахар до утренней молитвы, то он может прочесть их и после нее, за исключением благословения на омовение рук, которое после молитвы не говорят, и благословений «אלקי נשמה» и бирхот атора, относительно которых существуют сомнение, можно ли произносить их после молитвы. Поэтому надо всегда читать эти брахот до молитвы.

Благословение «אשר יצר» в течение дня

12. На протяжении всего дня, каждый раз, оправившись, надо омыть руки и прочесть браху «אשר יצר». Благословение на омовение рук в этих случаях не произносят.

В туалете также следует вести себя по правилам скромности: не обнажать тело без надобности.

13. Руки надо омыть вне туалета. Если же нет такой возможности, то надо, омыв их, выйти с мокрыми руками и вытереть их снаружи.

Даже проста,вошедший в туалетную комнату должен, выйдя из нее, омыть руки, не произнося, однако, в этих случаях брахи.

В благословении «אשר יצר» мы благодарим Б-га за то, что Он сотворил человеческое тело с необыкновенной мудростью и на протяжении всей нашей жизни поддерживает его существование так, чтобы каждый орган функционировал должным образом.

Браха «אשר יצר» помещена в сидуре в начале бирхот ашахар.

 


Сегодня слово «содом» стало синонимом греха, разврата и морального разложения. Жители Сдома, Аморы и соседних городов настолько погрязли в своих грехах, что навлекли на себя большой гнев Всевышнего. Тора говорит, что Б-г «опрокинул» эти города. И если до катастрофы это место было одним из самых изобильных и благоприятных для жизни, то теперь даже озеро, которое образовалось в ходе катаклизма, называется Мертвым — как будто нам в назидание... Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?