Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Суть молитвы — служение Богу сердцем; она является ежедневной мицвой

1. Вера в Б-га, желание и потребность быть связанным с источником всего сущего — глубоко заложены в каждом человеке. У некоторых эти чувства постоянно сильны, и направляют весь ход их жизни, у других они скрыты и только в критические моменты прорываются наружу, и тогда человек взывает: «Б-г, ответь мне!»

2. Молитва — естественная потребность человека. Однако необходимо знание законов и форм обращения к великому Царю, чтобы просить у Него за себя, за свой народ, за весь мир.

Мудрецы Торы установили, в соответствии с законами, принятыми на горе Синай, текст молитвы, в котором заключены тайны каббалы и устройства мироздания.

Суть молитвы — служение Богу сердцем; она является ежедневной мицвой.

3. Излить свою душу перед Богом, выразить свои просьбы и чувства человек может не только в установленной молитве, но и в своей собственной. Есть также возможность включить личную молитву в определенные места установленного текста «шмоне эсре»: в брахе «שומע תפילה» или в конце молитвы,
в «אלוקי נצור» — см. главу 7-ю.

4. Молитва подобна «лестнице, основание которой упирается в землю», она должна исходить из сердца человека, «а ее верх достигает небес». Чем чище и искренней молитва, тем с большим благоволением принимает ее Всевышний. Однако, любая молитва драгоценна, и еврей должен знать, что даже когда ему трудно молиться от всего сердца. Б-г слышит его. Б-г всегда внемлет молитвам народа Его, Израиля.

5. Сказано в Торе (דברים יא, יג): «И служить Ему всем вашим сердцем». Объясняют мудрецы — XA3AЛ: служба сердцем — это молитва. По закону Торы человек обязан молиться ежедневно (Рамбам.הלכות תפילה, פרק א׳)

В начале молитвы следует произнести хвалу Б-гу, затем просить о своих нуждах, и в конце ее воздать честь и благодарность за все, что Бог даровал.

Дополнительные источники и объяснения на эту тему см. в Рамбан на книгу Рамбама «Сефер Амицвот», 5-я мицват асе, и в книге «Хинух», глава «Экев», мицва 433.

Время молитв

6. Время различных молитв на протяжении дня установили праотцы:

Авраам — утреннюю молитву (шахарит) אברהם — בקר

Ицхак — послеполуденную (мниха) יצחק — צהרים

Яаков — вечернюю (маарив или арвит) יעקב — ערב

У пророка Ошеа сказано: «То, что произносится нашими устами, будет вместо жертвоприношений» — т.е. молитвы, произносимые нами, соответствуют жертвам, которые приносили в Храме:

шахарит — жертве «тамид». приносившейся утром;

минха — жертве «тамид», приносившейся к концу дня перед заходом солнца;

маарив — вечернему жертвоприношению. Молитва мусаф. следующая за шахарит по субботам, праздникам и на новый месяц в первый его день — соответствует жертве «мусаф», приносившейся в эти дни в Храме.

В наших молитвах содержится просьба к Б-гу, чтобы Храм — «Бейт Амикдаш»— был построен вскоре, в наши дни, и мы снова будем служить в нем Б-гу, исполняя предписанные в Торе жертвоприношения. Весь народ тогда духовно возвысится и удостоится близости Б-га.


Тора предъявляет высокие требования как каждому судье персонально, так и к судебной системе в целом. В данном материале кратко изложены функции еврейского раввинского суда — бейт дина. Читать дальше

Справедливое общество

Рав Арье Кармель

Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Тора и бизнес. Споры

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Причина деловых споров заключается во взаимном непонимании. Лучше всего решать конфликты путем мирного диалога. Если решение не было найдено, обратитесь в религиозный суд.

Даат тфила 2. Значения слова тфила. Значение первое: молитва — суд

Рав Эуд Авицедек,
из цикла «Даат тфила»

Смысл акта молитвы — предстать перед Царем, как объясняет Рамбам: «Каков внутренний настрой молящегося? Он должен освободить свое сердце от всех мыслей и представить себе, как будто он стоит перед Б-гом»

Рассказы из жизни еврейских мудрецов 7. Настоящий судья

Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов»

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Рабство «по-еврейски»

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Известно, что тюрьма — «кузница кадров преступного мира». В ней не оставляют свою воровскую специальность, а усовершенствуют ее, приобретая «смежные профессии». Вышедший на свободу после заключения почти наверняка продолжит свои занятия. В его руках нет никакого полезного ремесла, но ему надо найти пропитание себе и своей семье. Поэтому скорее всего он снова пойдет воровать. Да и все время пока он сидел в тюрьме, чем питались его дети? Чем провинились маленькие дети, если общество наказывает их безотцовщиной? Понятно, что неслучайно Тора ни словом не упоминает тюрьму как средство борьбы с преступностью в еврейской среде.

Когда деньги выплачиваются одному из партнеров

Рав Цви Шпиц

Талмуд сообщает нам, что предварительное условие, позволяющее партнеру оставить себе спасенные деньги, состоит в том, что он заранее сказал, что намерен действовать от собственного имени