Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Речь — это то, что выделяет человека из мира животных. Человек называется «говорящим». Говорящее существо — это человек

Из книги «Слово Торы»

И сказал Б-г: «И будет свет! И стал свет». (Берешит 1:3)

«… не нарушит слова своего, как всё, вышедшее из уст его, сделает». (Бемидбар 30:3)

Речь — это то, что выделяет человека из мира животных. Человек называется «говорящим». Говорящее существо — это человек. Человеческая речь является проявлением образа Б-га, по которому был сотворён человек. Речь и деяния Всевышне — го, по образу и подобию Которого был сотворён человек, являются, по сути, одним и тем же. (Поскольку и то и другое является проявлением его единой и неделимой Сущности — прим. переводчика).

Человек должен стремиться уподобиться Всевышнему в том, что касается единства речи и поступков. От мудреца Торы ожидается абсолютная правдивость за исключением тех случаев, когда разрешено согрешить против истины ради мира между людьми. (Бава Мециа 23б-24а)

Сказал рав Йеуда, [что] сказал Шмуэль: «В этих трёх вещах раввины обычно отклоняются от истины в своих словах: трактат, постель и хозяин (дома, в котором он гостит)». Где имеет применение сказанное? Сказал мар Зутра: «Вернуть ему потерю на основании примет, заметных лишь ему (а не приметы, очевидной всем). Если знаем мы о нём, что он отклоняется от истины лишь в этих трёх вещах — возвращаем ему, а если отклоняются от истины в других вещах — не возвращаем ему».

Раши (Раши Бава Мециа 23б-24а):

«Трактат» — знаешь ли ты некий трактат со всеми его объяснениями или нет? И несмотря на то, что знает его, скажет ему: «Нет». И это проявление скромности.
«Постель» — совокуплялся ли ты с женой? Скажет: «Нет». Это проявление целомудренности.
«Постоялый двор» — спросили его о хозяине (дома, в котором он гостит), принял ли тот его дружелюбно? Скажет: «Нет». Это проявление признательности для того, чтобы не сбежались к нему (хозяину) люди недостойные и стали приходить к нему постоянно и проедать его имущество.

Итак, можно скрыть правду из целомудрия, из скромности и для того, чтобы не повредить другим. Подобное мы находим в отношении Всевышнего, который скрыл правду от Авраама, ради сохранения мира в семье (Берешит 18:12-13):
И засмеялась Сара внутри себя, сказав: «После увядания моего, будет мне юность? И господин мой стар». И сказал Б-г Аврааму: «Почему это смеялась Сара, сказав: “Разве действительно рожу, а я состарилась?”»

И объясняет Раши (Раши Берешит 18:13 со слова «Веани»):
«А я состарилась» — отклонилось Писание (Все — вышний) от истины из-за мира, ведь она сказала: «И господин мой стар».

Правда — это печать Всевышнего (Шаббат 55а), а мир — это одно из Его имён (Шаббат 10б). Мир важнее правды, поэтому правда может быть искажена ради мира. Во всех остальных случаях, чем более внимательно человек следит за чистотой и правдивостью своих слов, тем более речь его уподобляется речи Творца, сделавшего правду своей печатью.
«Праведник постановляет — Всевышний выполняет» (см. Моэд Катан 16б, Шаббат 63а). Речь человека, взвешивающего каждое своё слово, может уподобиться в некотором смысле речению Творца. Слова праведника приобретают силу благодаря образу и подобию Б-га, проявляющегося в нём посредством исполнения заповедей и внимательного отношения к своей речи. Именно поэтому благословения праведника сбываются.

Тора рассказывает о том, как бездетная Рахель попросила у Яакова благословить её детьми.

И видела Рахель, что не родила Яакову, и взревновала Рахель к сестре её, и сказала Яакову: «Дай мне детей, а если нет — умру я». И воспылал гнев Яакова на Рахель, и сказал: «Разве вместо Г-спода Я, Который предотвратил от тебя плод чрева?» (Берешит 30:1-2)

Отвечая Рахели, Яаков имел в виду, что он ещё не достиг такого уровня, чтобы быть «вместо Г-спода», то есть уровня, на котором его благословение может привести к изменению естественного порядка вещей. Причина этого заключалась в том, что Яакову пришлось отклониться от истины, притворившись своим старшим братом Эсавом, чтобы получить благословение Ицхака.

От речи человека зависит не только его почёт, но и жизнь его самого и его семьи.
Не торопись устами своими, и пусть сердце твоё не спешит произносить слово пред Г-сподом, ибо Г-сподь на небесах, а ты — на земле, поэтому будут слова твои малочисленными. Как приходит сновидение из-за множества дум, [также] и глас глупости — из-за множества слов. Когда дашь Г-споду обет, не задержись исполнить его, ибо нет благоволения глупцам; то, что обещал — исполни. Лучше не обещать, чем обещать и не исполнить. Не давай устам твоим вводить в грех плоть твою и не говори перед ангелом, что ошибка это, зачем будет гневаться Г-сподь на глас твой и губить дело рук твоих? (Коэлет 5:1-5)

Сказанное объясняется в Талмуде (Шаббат 32б): Учили, раби Натан говорит: «Из-за греха обетов умирает жена человека, как сказано (Мишлей 22:27): “Если нет у тебя заплатить, зачем заберёт ложе твоё из-под тебя”. Раби (раби Иеуда а-На — си) говорит: “Из-за греха обетов дети умирают в младенчестве, как сказано (Коэлет 5:5): “Не давай устам твоим вводить в грех плоть твою, и не говори перед ангелом, что ошибка это, зачем будет гневаться Г-сподь на глас твой и губить дело рук твоих”. Что такое дело рук человека? Скажем: сыновья и дочери человека”».

Тора говорит (Бемидбар 30:2-3):

И говорил Моше с главами колен… Человек, когда даст обет…
Почему Моше, сообщая законы обетов, обращается именно к главам колен, а не ко всему народу?

Некоторые считают, что политикам можно врать. В соответствии с этим мнением, ничего не мешает политикам менять свою платформу и нарушать данные ими обязательства вследствие изменения политической ситуации. Именно поэтому Тора обращается к главам колен, говоря, что и они, как и обычные люди, должны взвешивать свои слова и говорить лишь правду.

В России правда была превращена коммунистами в ложь. В глазах всего человечества газета «Правда», полная подтасовок и обмана, стала олицетворением лжи. «Правда» выходила и на идише под названием «Дер Эмес».
В советскую эпоху — эпоху репрессий и драконовских законов — выжить можно было лишь с помощью лжи или полуправды. Советские законы были далеки от идеалов честности и справедливости, скорее их можно считать законами Сдома и Аморы, вся суть которых состояла в неправде и беззаконии. В то время обман государственных структур вне всякого сомнения был разрешен Алахой. Проблема, однако, состоит в том, что однажды научившись лгать, человек не сможет с лёгкостью вернуться на путь правды.
Есть люди, чьё слово ничего не значит, на чьи обещания невозможно полагаться, чья клятва является пустым звуком и чьё свидетельство не имеет ничего общего с правдой. Всё выходящее из уст таких людей можно сравнить лишь с прахом земным, не имеющим никакой ценности и смысла. «Уста их говорят пустое и десница их — десница ложная». (Теилим 144:8) Они подобны животным, поскольку презрели то, что даёт человеку превосходство над животным миром, и поэтому их можно считать лишёнными дара речи.
В отличие от других правовых систем, в которых принято, чтобы свидетель клялся перед тем, как давать показания, в еврейском праве слова свидетеля считаются изначально правдивыми. Показания, данные однажды, становятся вечной истиной и не могут быть изменены даже самим свидетелем, что наглядно демонстрирует, насколько важной является человеческая речь с точки зрения Торы. Именно поэтому Тора предписывает свидетелям говорить лишь правду, а «если не скажет — и понесёт грех его». (Ваикра 5:1)

Речь также оказывает влияние и на мысли человека. Начав лгать себе и окружающим вслух, человек научится обманывать самого себя в мыслях. В конце концов, это приведёт человека к уверенности, что лишь его слова и мысли являются истинным эталоном правды и лжи. Оператор детектора лжи рассказал мне как-то, что аппарат этот не эффективен в отношении людей, настолько погрязших во лжи, что она стала частью их существа и рассматривается ими как истина.

Чем большую святость приобретают мысли и речь человека, тем ближе он становится к Б-гу, речь и мысли Которого тождественны действию. Предназначение человека состоит в том, чтобы стать воплощением образа и подобия Б-га, в соответствии с которыми он был сотворён. Даже смертный человек, чья жизнь подобна мимолетному сну и рассеявшемуся туману (аллюзия на молитву «Унетане Токеф»), может исполнить это предназначение благодаря чистой душе, которую вдохнул в него Всевышний. Но необходимо заботиться о том, чтобы наша душа сохраняла свою чистоту в суете повседневности, в семье, на работе, в общественной и политической деятельности и, вообще, во всех сферах жизни.

И сказал Б-г: «И будет свет!» И стал свет. (Берешит 1:3)

Маршрут перехода Израиля из Египта в Кнаан с перечнем всех остановок: Рамсес, Суккот, Этам, Пи-а-Хирот, Мара, Эйлим, берег Красного моря, пустыня Син, Дофка, Алуш, Рефидим, пустыня Синай, Киврот а-Таава, Хацерот, Ритма, Риммон-Парец, Ливна, Рисса, Келата, гора Шафер, Харада, Макелот, Тахат, Тарах, Митка, Хашмона, Мосерот, Бней-Йакан, Хор-а-Гидгад, Йотвата, Аврона, Эцион-Гевер, Кадеш, Гор а-Гар (место смерти Аарона, 1-го числа месяца Ав 40-го года от Ис — хода), Цалмона, Пунон, Овот, Ийей-а-Аварим, Дивон-Гад, Алмон-Див — латайма, горы Аварим, степи Моава.
Повеление завладеть всей землёй Кнаана и уничтожить там язычество. Предостережение: если останутся в Кнаане островки язычества, они станут очагами ненависти к Израилю. Точное обозначение границ Земли Израиля. Ответственными за завоевание страны и распределение уделов назначаются коэн Элазар, Йеошуа бин Нун и двенадцать старейшин, назначенных по одному на каждое колено (Менаше и Эфраим считаются за два колена).

Постановление о сорока восьми городах, которые надлежит отдать колену Леви (сами города не называются); из них шесть послужат убежищем от кровной мести для людей, совершивших непреднамеренное убийство. Запрет выкупа за убийство.

Родственники дочерей Цлофхада просят Моше ограничить их выбор мужей, чтобы надел, положенный Цлофхаду, не оказался отнятым у его колена. Моше велит, чтобы дочери Цлофхада и все женщины в будущем, на которых распространяется прецедент дочерей Цлофхада, выходили замуж только за мужчин своего колена. Исполняя повеление Моше, пять дочерей Цлофхада выходят замуж за мужчин из колена Моше.
Виртуальная реальность

И записал Моше начала их путешествий по слову Б-га, и вот путешествия их по началам их. (Бе — мидбар 33:2)

Зачем были записаны путешествия эти? Сообщить о милосердии Всевышнего, что несмотря на то, что приговорил их к шатаниям и походам по пустыне, не скажи, что они постоянно шатались и ходили по пустыне от путешествия к путешествию все сорок лет, и не было им покоя… (Раши Бемидбар 33:1)

Один из известнейших российских предпринимателей в сфере интернета задал мне как-то следующий вопрос. Как получилось, что в России, где доля евреев среди населения не превышает одного процента, не менее половины крупнейших интернет-компаний находятся во владении евреев? Более того, во всём мире доля евреев, принимающих активное участие в различных интернет-проектах, непропорционально велика.

Повествование главы Масэй — это повествование о еврейском народа и его скитаниях. На протяжении тысяч лет еврейский народ странствует с места на место и только изредка обретает временный покой на обещанной ему земле — Земле Израиля.
В условиях изгнания еврейский народ научился создавать виртуальные системы, в рамках которых он мог существовать вне зависимости от территориальных границ. Лишившись Иерусалимского Храма, еврейский народ научился нести с собой святость в любое место, где собиралось десять евреев. Вместо системы правосудия с полицией и тюрьмами, евреи создали свою собственную, альтернативную систему правосудия, сохранявшую их независимость на протяжении тысяч лет, а еврейская община, ставшая средством предотвращения духовного и физического уничтожения, заняла место независимого государства.

Наша религия также отличается от большинства религий тем, что нам запрещено делать культовые статуи и изображения всего, что наполняет небеса и землю. (Дварим 5:7) Реальная вера в виртуальном мире — это основа иудаизма.
Один из первых премьер-министров Израиля сказал как-то в шутку, что Моше совершил историческую ошибку, приведя евреев в Землю Израиля. Надо было вести их в Саудовскую Аравию или Ирак, туда, где побольше нефти.

Может быть, это не было такой уж и ошибкой. Возможно, Творец специально хотел, чтобы евреи делали упор на самый ценный природный ресурс в мире — еврейский разум, чтобы предотвратить «голландскую болезнь». Имеется в виду негативный эффект, поражающий экономику стран, где основным источником прибыли является добыча полезных ископаемых.

Интернет воплощает собой глобализацию, разрушающую стены между странами и народами, которые до недавней поры довлели над человечеством.
Какую выгоду, однако, еврейство может получить от глобализации и развития интернета? Когда я говорю о «выгоде еврейства», я подразумеваю нечто иное, чем «выгода евреев», поскольку нередко это могут быть две абсолютно разные вещи, несовместимые друг с другом. Как сказал Нахум Голдман, основатель и бывший президент Всемирного еврейского конгресса, «не всё то, что хорошо для евреев, хорошо для еврейства».

В большинстве своём антисемитские преследования носили исключительно националистический характер. Даже там, где антисемитизм носил ярко выраженный религиозный характер, истинной причиной ненависти была угроза, которую
«хитрые евреи» представляли, по мнению местного населения, их благосостоянию.
Уничтожение национальных границ в реальном мире, подобное созданию Европейского Союза, выгодно для евреев. Романо Проди, бывший президент Европейской Комиссии, назвал Европейский Союз «объединением меньшинств». Евреи могут быть меньшинством в Англии, Франции и Италии, однако и сами эти страны являются лишь меньшинством в объединённой Европе.

В виртуальном мире интернета разница ещё меньше. Гольят может выглядеть там Вайзатой, а Вайзата — Огом, царём Ба — шана. (Гольят — могучий воин-фелистимлянин, побеждённый царём Давидом. Вайзата — младший из десятерых сыновей Амана. Ог, царь Башана — последний из гигантов, переживший Потоп. Прим. переводчика).
Несколько лет назад существование виртуального мира представлялось фантастикой. Сегодня же человека, сомневающегося в его существовании, скорее всего примут за сумасшедшего.
Один из величайших раввинов прошлого века Хафец Хаим из Радина сказал как-то, что все изобретения, наподобие телеграфа, телефона и фотоаппарата, появившиеся в его время, возникли для того, чтобы укрепить веру во Всевышнего. Изобретения эти наглядно демонстрируют, что все дела человека могут быть зафиксированы и переданы на огромные расстояния. Человеку становится легче поверить в то, что за ним следит «всевидящий глаз и всеслышащее ухо, и все дела его в книгу записываются». (Авот 2, 1) Человек, живший триста лет назад, вряд ли поверил бы в то, что каждое его слово может быть услышано с расстояния в сотни вёрст.

Впервые в истории виртуальный мир даёт еврейскому на — роду реальную возможность исполнить то, о чём мы говорим в конце каждой молитвы:
Исправить мир царством Всесильного… Поймут и узнают все, населяющие мир, что пред тобой преклонится всякое колено и тобой будет клясться всякий язык… И станет Б-г царствовать по всей земле, в тот день будет Б-г един и имя Его едино. (Молитва «Алейну»)
С другой стороны, в виртуальном мире заключена и нема — лая опасность, в особенности для подрастающего поколения. Стены безопасного убежища, которое мы построили для них, могут быть разрушены по мановению руки, и лишь щелчок мыши отделяет их от целого мира, от которого мы тщательно оберегаем и их, и себя.
Необходимо понимать, что виртуальный мир не может заменить реальную жизнь. Подобно духовному миру, существующему наряду с миром материальным, реальный и виртуальный миры существуют параллельно друг другу.
Интернет является инструментом, который может быть использован как для добра, так и для зла. В этом он ничем не отличается от любой другой вещи, такой как деньги, еда, сила и время. Инструментом этим необходимо пользоваться с умом, проявляя немалую осторожность. Более того, в виртуальном мире интернета, там где нет ни стран, ни границ, именно за — коны Торы должны стать руководящим принципом, определяющим способ и характер использования этого всемогущего инструмента.

За соблюдением законов Торы не следит ни полиция, ни суд. Законы Торы являются дорожными знаками, которые человек сам должен установить для себя с тем, чтобы научиться созидательно пользоваться этим миром в целях добра и самосовершенствования. Разумеется, что необходимым условием соблюдения законов Торы является их изучение. Тот, кто же — лает избежать нарушения запретов злословия, сплетен и лжи, уберечься от воровства и правильно заключать сделки купли — продажи, должен изучить законы Торы, относящиеся к этим сферам.
В хедере изучение Талмуда начинается с трактата Бава Мециа, посвящённого вопросам приобретения и собственности. Отрывок, с которого начинается знакомство десятилетнего мальчика с Талмудом, говорит о том, какие находки можно брать себе, а какие — нет. На первый взгляд, речь в этом отрывке идёт о вещах, потерявших актуальность сотни лет назад: кого сегодня интересует рассыпанное зерно, снопы и забытая шерсть? На самом же деле, актуальность этого обсуждения немедленно бросается в глаза именно в наше время, в особенности, если речь идёт о виртуальном мире. Вопрос о защите авторских прав особенно остро стоит именно в связи с интернетом. В прошлом вопрос этот уже обсуждался еврейскими законоучителями вскоре после и в связи с изобретением книгопечатания. И тогда основу обсуждения составляла интерпретация отрывков Талмуда, написание которого на столетия предшествовало появлению печатного станка.

Ещё одна проблема, ставшая особенно актуальной в связи с интернетом, — это проблема времени. Человек должен быть способен разумно распоряжаться своим временем. Наши мудрецы говорят, что одним из вопросов, которые задают человеку после смерти, когда ему приходится давать отчёт о его делах при жизни, — это «Выделял ли ты постоянное время для изучения Торы?» (Шаббат 31а) Одна из основ, на которых держится еврейская религия, — это каждодневное изучение Торы в специально выделенное для этого время. В это время человек ненадолго оставляет свои более или менее важные дела и уделяет всё своё внимание учёбе с тем, чтобы знать, как поступать в различных ситуациях и научиться с наибольшей пользой использовать всё то, что было дано ему в этом мире. Обратим внимание, что речь идёт не просто об изучении Торы, а об особом времени, ежедневно выделенном для её изучения. Постоянство в чём-либо является признаком важности этой вещи для человека. Эпизодичность учёбы говорит о том, что учащийся не считает её столь важной для того, чтобы заниматься ей постоянно.
Устанавливая время, предназначенное для Торы, еврей определяет предназначение времени. Разные места обладают разной святостью — Земля Израиля, Храм, Святая Святых. Разные люди обладают разной святостью — левит, коэн, первосвященник. Подобным образом, и время тоже может обладать святостью. Человек должен устанавливать святость времени.

Жизнь — это путешествие по времени. У жизни есть начало и конец. Каждый день может оказаться последним. Каждый человек, просыпаясь утром, должен задуматься на минуту: если бы этот день был последним в моей жизни, как бы я захотел провести его? Время является самым дорогим из доступных нам ресурсов. Время нельзя убивать и тратить попусту. Наше путешествие должно с каждым шагом приближать нас к цели и быть восхождением с одной ступени на другую.
Вот путешествия сынов Израиля, которые вы — шли из земли египетской по воинствам их, руководимые Моше и Аароном. И записал Моше начала их путешествий по слову Б-га, и вот путешествия их по началам их. (Бемидбар 33:1).


9 Ава — одна из самых трагичных дат для еврейского народа. В этот день мы скорбим и постимся в память о разрушении Храма в Иерусалиме. Читать дальше