Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Большого внимания требует соблюдение субботы и праздников, ведь законы их многочисленны

Так же страшны и многолики разновидности греха осквернения имени Всевышнего, ведь человек обязан всемерно оберегать честь своего Создателя. Нужно быть очень внимательным и вдумчивым во всем, что делаешь, дабы это не привело к тому (не дай Б-г!), что может оказаться осквернением чести Всевышнего, и учат [наши мудрецы] (Авот 4:4): «Как “нечаянно”, так и “намеренно” — [одно и то же][1] в осквернении имени Всевышнего». Сказали наши мудрецы (Йома 6а): «Что такое осквернение имени Всевышнего? Сказал Рав: “Например я, возьму мясо и не заплачу сразу”. Раби Йоханан сказал: “Если я пройду четыре локтя без Торы и без тфилин”». Сказанное означает, что каждый должен думать, как бы не совершить то, что недостойно человека его уровня в соответствии с тем, кем он считается в глазах поколения. Ведь чем он достойнее и мудрее, тем более должен быть внимателен и аккуратен в служении [Всевышнему]. А если он не делает этого, то оскверняет имя Всевышнего (не дай Б-г!). Ведь в этом достоинство Торы: тот, кто больше учится, должен быть более прям и совершенен в своих качествах, и всякий недостаток в этом позорит само учение, а это — осквернение имени Его, благословен Он, который дал нам святую Тору и заповедал заниматься ею, дабы достичь совершенства.

Также большого внимания требует соблюдение субботы и праздников, ведь законы их многочисленны, как сказано (Шабат 12а): «Многочисленны законы субботы». И даже швут[2], хотя его законы установлены не Торой, а мудрецами, очень важен, как сказано (Хагига 16б): «Пусть никогда не будет швут легким [незначительным] в твоих глазах, ведь, например, запрет смихи[3] — только из-за швута, и спорили о ней главы поколения!». Тем не менее, детали упомянутых законов и различия между ними [при всей их многочисленности] объясняются в книгах законодателей, и все они в равной степени обязательны для нас и требуют осторожности. Но есть нечто [такое], что тяжело соблюдать большинству людей, и это — полное прекращение дел и разговоров о делах.

А объясняется этот запрет (швут) в словах пророка (Йешаяу 58:13): «И почти ее (субботу) [отказом] от путей своих, от занятий делами своими и от разговоров о делах»[4]. Принцип таков: ко всему, что запрещено делать в субботу, прибавляются также запреты прикладывать любое старание [в этом направлении] и упоминать об этом вслух. Поэтому запрещено осматривать имущество для того, чтобы решить, что нужно назавтра [сделать], или идти к выходу из города с тем, чтобы сразу по истечении субботы выйти за его пределы[5]. И запрещено говорить: «Так и так сделаю завтра!» или «Такой-то товар куплю завтра!» и тому подобное.


[1] Т.е. нечаянное осквернение имени Всевышнего тоже является грехом, как и намеренное, хотя, конечно, они не равнозначны.

[2] Буквально — «прекращение деятельности». Это — общее название для большинства занятий, запрещенных в субботу мудрецами. Тора запретила в субботу только то, что является осмысленной, производительной работой, мудрецы же запретили еще множество вещей, которые, не являясь таковыми, тем не менее, противоречат духу субботы.

[3] Возложение рук на животное перед принесением его в жертву.

[4] Перевод не дословный, а соответствует смыслу запретов, о которых говорит автор.

[5] В субботу запрещено пересекать тхум — границу города (или области, дозволенной для перемещения в субботу), в котором находится человек. Эта граница проходит примерно в километре от того места, где заканчивается собственно город.

Редакция благодарит рава Лейба Александра Саврасова за любезно предоставленный материал


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»