Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Человек может ревновать ко всем, кроме своего ребёнка и ученика»Вавилонский Талмуд, трактат Санедрин 105 б
Царство дает существование тем, кто зависит от него, и оно может воспринять себя в качестве источника благословения

Три венца было на священных сосудах Храма: венец на жертвеннике, символ короны священства, венец на Ковчеге — символ короны Торы… «А венец на столе — удостоился Давид и взял его». «Золотой венец на столе символизирует корону царства, поскольку стол — там богатство и величие, как говорят “царский стол” (Раши)». Для подданных, воцаряющих, царство — это кормилец, тот, кто дает блага.

В Гемаре замечательно описано предстояние народа Израиля как нуждающихся перед своим царем, Давидом, когда они просили у него свое пропитание. «Когда занялся рассвет, вошли к нему мудрецы Израиля и сказали: Господин наш, Царь! Твой народ Израиля нуждается в пропитании. Сказал им: Идите и зарабатывайте один у другого. Сказали ему: пригоршня не может накормить льва, и яма не наполнится водой сама. Сказал им: идите в завоевательный поход. Немедленно берут совет уАхитофеля, и совещаются с Санхедрином, и спрашивают Урим и Тумим» (Брахот 3). Если бы яма могла наполниться от себя, у нее не было бы возможности наполниться от царя.

Царство дает существование тем, кто зависит от него, и оно может воспринять себя в качестве источника благословения. «Дал Я величие фараону, сказавшему: “Кто Г-сподь?!”. Санхериву — сказавшему: “Кто из всех богов земель…” Но царство Израиля — это царство луны, “у которой нет ничего от себя”. “Дал величие Давиду, а он сказал: “Я червь, а не человек””. И Давид свидетельствует о себе: “Не было надменно сердце мое” — когда помазал меня Шмуэль; “и не возносились глаза мои” — когда я убил Голиафа; “и не следовал я за великим” — когда перевозил Ковчег; “и недостижимым для меня” — когда вернули меня на царство. “Но уподобил душу мою ребенку, отнятому от груди матери его”».

В этом свойство его царства. «Цари Израиля уподоблены луне, как сказали мудрецы: “Дал Я величие Давиду, а тот принизил себя”, и так все они. Ибо в этом все их царство: признать, что все — от Всевышнего, и что Его царство властвует надо всем» (р. Цадок аКоэн).

«…И они (мудрецы Израиля) уделяют почет Давиду и говорят: Пусть земной царь благословит Небесного Царя». Израиль знает свойство царства дома Давида, что источник изобилия его благословения — Небесное Царство.


Письменная Тора — тексты священных писаний. Разберемся, что входит в Письменную Тору, кроме Пятикнижия Моисея (Хумаша). Читать дальше

Танах

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

История еврейского народа 55. Караимский раскол

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Караимы, как и их предшественники цадуким (садукеи), открыто выступили против Устной Торы и традиции, передаваемой мудрецами.

От Синая до наших дней. История передачи устной Торы

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

Откуда мы знаем о Синайском Откровении?

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.