Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Большая заповедь танцевать, играть на музыкальных инструментах и веселиться на свадьбе, чтобы доставить особую радость жениху и невесте.

Организация Хупы — одна из важнейших заповедей, установленных нашими мудрецами. Следует оказывать всемерную помощь жениху и невесте в ее исполнении. Речь идет не только о материальной поддержке или организационных вопросах. Нужно создать свадебную атмосферу и сделать все, чтобы порадовать молодоженов.

Даже занимающиеся изучением Торы должны прерваться, чтобы помочь всем необходимым, поскольку, чем больше людей участвуют в этой заповеди, тем она считается более значимой.

По одному из мнений, прервать учебу должен не только прямой наблюдатель, но и тот, кто услышал от других о свадебной церемонии (даже если он не родственник и не друг одного из будущих супругов). В больших городах, где почти каждый день проходят свадьбы, не устрожают в этом вопросе и не отрывают от учебы учеников и преподавателей, тем более, если речь идет об учебных заведениях (ешивах и т.п.), где существует установленный распорядок дня и учебных занятий. Но тот, кто получил приглашение, должен постараться принять участие в свадебной церемонии.

2. Один из элементов этой заповеди — проводить невесту от дома отца до того места, где будет проходить свадебная церемония. Это и называется ахнасат кала. Сегодня это делают женщины. Мужчины могут выполнить эту заповедь, когда все провожают жениха для совершения обряда покрытия лица невесты: подойдя к невесте, жених проверяет, что это его невеста и покрывает ее лицо фатой. Есть также мнение, что эта заповедь выполняется, когда важные люди идут по направлению к невесте, а приблизившись к ней, возвращаются к месту, где будет проходить свадебная церемония.

3. В Торе написано, что сам Всевышний украсил Хаву перед тем, как привести ее к Адаму. Из этого учат мудрецы, что даже важный и высокопоставленный человек должен помогать жениху и невесте во всем необходимом и участвовать в веселье.

4. Известно, что во времена Храма одни мудрецы занимались украшением свадебного балдахина (Хупы), а также украшением самого жениха, другие звенели перед ним в колокольчики. Но после разрушения Храма мудрецы установили запрет на данные обычаи. Запретили также одевать невесте золотую или серебряную корону в течение семи дней празднества (насчет короны из ткани, украшенной золотом или серебром, мнения мудрецов разделились). Причиной данных постановлений является траур и скорбь о разрушенном Храме и изгнании еврейского народа.

5. Большая заповедь танцевать, играть на музыкальных инструментах и веселиться на свадьбе, чтобы доставить особую радость жениху и невесте. Кроме того, принято говорить жениху приятные вещи о его суженой и расхваливать ее, даже если она не выглядит красивой и не славится добродетелью или другими качествами.

Талмуд рассказывает, что раби Йеуда бар Илай танцевал перед невестой с веткой мирта, напевая при этом «Кала наа ве-хасуда» (невеста приятная видом и благочестивая). А рав Шмуэль сын рава Ицхака танцевал перед невестой с тремя миртовыми ветвями и подбрасывал их вверх, подобно жонглеру.

Эти традиции не остались только в далеком прошлом. Рассказывают, что знаменитый праведник раби Ицхак Блазер всегда отвечал на приглашения на свадьбу, и, выбрав удобный момент, поднимался на стол и танцевал перед женихом и невестой и пел песни. Он оживлял всех вокруг, и атмосфера насыщалась радостью и весельем. Даже на свадьбе своего близкого друга раби Нафтали Амстердама, когда тот женился второй раз, в возрасте более семидесяти лет, он продолжал вести себя так же. У него спросили, почему он придает этому такое значение — ведь перед ним пожилая пара? Рав Блазер ответил: «Неужели есть разница между молодой парой и пожилой, когда речь идет о заповеди веселить жениха и невесту?»

22 декабря — 21 июня

6. Говорили мудрецы: «Считается, что тот, кто наслаждается свадебной трапезой и не веселит жениха и невесту, поступает неверно». И, наоборот, тот, кто веселит жениха и невесту, удостаивается мудрости Торы. Его сравнивают с тем, кто приносит благодарственную жертву в Храме и отстраивает разрушенный Иерусалим.

По некоторым мнениям, даже если человек только находится в месте, где устраивают свадьбу и не участвует в самой трапезе, в любом случае обязан принять участие в весельи.

В городке Элькост, рядом с Ковно, жил один юноша, который решил бросить свою работу и полностью посвятить себя изучению Торы. До сих пор он штукатурил и красил стены и никогда не учился, а теперь его рабочим местом стала синагога. Он каждый день занимался изучением Торы, а несколько праведных женщин приносили ему еду. Через некоторое время юноше предложили шидух, а свадьба должна была состояться в другом городе. Рав Ицхак Блазер специально поехал на эту свадьбу. Когда местный раввин увидел рава Ицхака, он очень удивился. Заметив удивление раввина, важный гость объяснил: «В данном случае заповедь “гмилут хасадим” (оказывать помощь другим) очень велика. Мы не можем даже представить себе, какими заслугами она наделяет человека».

Когда рав Блазер вернулся домой, ему сообщили, что его ребенок засунул в рот монету, и она застряла у него в горле. Врачи пытались найти способ, как вытащить ее или протолкнуть вниз, но все попытки были тщетны. И вдруг неожиданно для всех, еще до появления раби Ицхака, ребенок сам проглотил монету, и все закончилось благополучно. Когда обо всем рассказали отцу, он сразу связал это со своим решением отправиться на свадьбу. Рав был уверен, что выполненная им заповедь «гмилут хасадим» спасла его ребенка.

23 декабря — 22 июня

7. Несмотря на то, что танцевать перед невестой — большая заповедь, многие знатоки закона Торы не разрешают мужчине танцевать с невестой, даже если имеется в виду, что человек держит один конец длинного платка, а невеста другой. Но если человек делает это ради заповеди, соблюдая все правила скромности, закон не обязывает останавливать его.

Мужчине также запрещается пристально разглядывать невесту.

8. Несмотря на то, что есть заповедь радовать жениха и невесту, свадебное веселье не должно превратиться в вечеринку, на которой люди начинают вести себя легкомысленно и несдержанно. Необходимо следить, чтобы мужчины оставались на своей стороне, а женщины — на своей (во время танцев и свадебной трапезы). Мудрецы пишут, что трапеза, на которой мужчины и женщины сидят вместе безо всякого разделения, уже не считается чем-то заповедным и святым и не имеет значения, по какому поводу она была организована. Подобные вещи не раз приводили к открытому общению между мужчинами и женщинами и нарушению заповедей Торы.

9. У отца есть заповедь помочь сыну или дочери с организацией свадьбы. Ради этого разрешается даже принимать пожертвования.

10. Считается большой заповедью найти подходящую пару мужчине или женщине. То же касается и всяческой помощи в организации свадьбы и материальной поддержки молодым на самое необходимое для дальнейшей жизни (одежда, жилье, посуда, мебель и т.п.). Если человек очень беден, нужно помочь ему добыть все необходимое для семейной жизни или даже снять для него квартиру и затем уже организовать свадьбу.

Если в кассе синагоги или в специальных благотворительных фондах остаются деньги, самым лучшим будет, если эти деньги отдадут на свадебные приготовления бедным девушкам. Если же община не имеет достаточно денег, чтобы помочь сиротам в свадебных приготовлениях, ради этого разрешается продать синагогу, свиток Торы и другие святые вещи.

Однажды Виленский Гаон получил письмо от еврея из небольшого городка Кайдан, в котором он описывает свои проблемы и страдания. У него было десять дочек и старшую уже давно нужно было выдать замуж, но у него не было никаких средств, чтобы помочь ей. В Вильнюсе он никого не знал и поэтому обратился к Виленскому Гаону. У великого мудреца на тот момент не хватало денег, чтобы прокормить даже своих детей, но он с необыкновенным рвением взялся за непростую задачу: собрать необходимую сумму для этого еврея. В конечном итоге, благодаря его стараниям, всех дочерей удачно выдали замуж.


Тора предъявляет высокие требования как каждому судье персонально, так и к судебной системе в целом. В данном материале кратко изложены функции еврейского раввинского суда — бейт дина. Читать дальше

Справедливое общество

Рав Арье Кармель

Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Тора и бизнес. Споры

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Причина деловых споров заключается во взаимном непонимании. Лучше всего решать конфликты путем мирного диалога. Если решение не было найдено, обратитесь в религиозный суд.

Даат тфила 2. Значения слова тфила. Значение первое: молитва — суд

Рав Эуд Авицедек,
из цикла «Даат тфила»

Смысл акта молитвы — предстать перед Царем, как объясняет Рамбам: «Каков внутренний настрой молящегося? Он должен освободить свое сердце от всех мыслей и представить себе, как будто он стоит перед Б-гом»

Рассказы из жизни еврейских мудрецов 7. Настоящий судья

Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов»

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Рабство «по-еврейски»

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Известно, что тюрьма — «кузница кадров преступного мира». В ней не оставляют свою воровскую специальность, а усовершенствуют ее, приобретая «смежные профессии». Вышедший на свободу после заключения почти наверняка продолжит свои занятия. В его руках нет никакого полезного ремесла, но ему надо найти пропитание себе и своей семье. Поэтому скорее всего он снова пойдет воровать. Да и все время пока он сидел в тюрьме, чем питались его дети? Чем провинились маленькие дети, если общество наказывает их безотцовщиной? Понятно, что неслучайно Тора ни словом не упоминает тюрьму как средство борьбы с преступностью в еврейской среде.

Когда деньги выплачиваются одному из партнеров

Рав Цви Шпиц

Талмуд сообщает нам, что предварительное условие, позволяющее партнеру оставить себе спасенные деньги, состоит в том, что он заранее сказал, что намерен действовать от собственного имени