Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Большая заповедь танцевать, играть на музыкальных инструментах и веселиться на свадьбе, чтобы доставить особую радость жениху и невесте.

Организация Хупы — одна из важнейших заповедей, установленных нашими мудрецами. Следует оказывать всемерную помощь жениху и невесте в ее исполнении. Речь идет не только о материальной поддержке или организационных вопросах. Нужно создать свадебную атмосферу и сделать все, чтобы порадовать молодоженов.

Даже занимающиеся изучением Торы должны прерваться, чтобы помочь всем необходимым, поскольку, чем больше людей участвуют в этой заповеди, тем она считается более значимой.

По одному из мнений, прервать учебу должен не только прямой наблюдатель, но и тот, кто услышал от других о свадебной церемонии (даже если он не родственник и не друг одного из будущих супругов). В больших городах, где почти каждый день проходят свадьбы, не устрожают в этом вопросе и не отрывают от учебы учеников и преподавателей, тем более, если речь идет об учебных заведениях (ешивах и т.п.), где существует установленный распорядок дня и учебных занятий. Но тот, кто получил приглашение, должен постараться принять участие в свадебной церемонии.

2. Один из элементов этой заповеди — проводить невесту от дома отца до того места, где будет проходить свадебная церемония. Это и называется ахнасат кала. Сегодня это делают женщины. Мужчины могут выполнить эту заповедь, когда все провожают жениха для совершения обряда покрытия лица невесты: подойдя к невесте, жених проверяет, что это его невеста и покрывает ее лицо фатой. Есть также мнение, что эта заповедь выполняется, когда важные люди идут по направлению к невесте, а приблизившись к ней, возвращаются к месту, где будет проходить свадебная церемония.

3. В Торе написано, что сам Всевышний украсил Хаву перед тем, как привести ее к Адаму. Из этого учат мудрецы, что даже важный и высокопоставленный человек должен помогать жениху и невесте во всем необходимом и участвовать в веселье.

4. Известно, что во времена Храма одни мудрецы занимались украшением свадебного балдахина (Хупы), а также украшением самого жениха, другие звенели перед ним в колокольчики. Но после разрушения Храма мудрецы установили запрет на данные обычаи. Запретили также одевать невесте золотую или серебряную корону в течение семи дней празднества (насчет короны из ткани, украшенной золотом или серебром, мнения мудрецов разделились). Причиной данных постановлений является траур и скорбь о разрушенном Храме и изгнании еврейского народа.

5. Большая заповедь танцевать, играть на музыкальных инструментах и веселиться на свадьбе, чтобы доставить особую радость жениху и невесте. Кроме того, принято говорить жениху приятные вещи о его суженой и расхваливать ее, даже если она не выглядит красивой и не славится добродетелью или другими качествами.

Талмуд рассказывает, что раби Йеуда бар Илай танцевал перед невестой с веткой мирта, напевая при этом «Кала наа ве-хасуда» (невеста приятная видом и благочестивая). А рав Шмуэль сын рава Ицхака танцевал перед невестой с тремя миртовыми ветвями и подбрасывал их вверх, подобно жонглеру.

Эти традиции не остались только в далеком прошлом. Рассказывают, что знаменитый праведник раби Ицхак Блазер всегда отвечал на приглашения на свадьбу, и, выбрав удобный момент, поднимался на стол и танцевал перед женихом и невестой и пел песни. Он оживлял всех вокруг, и атмосфера насыщалась радостью и весельем. Даже на свадьбе своего близкого друга раби Нафтали Амстердама, когда тот женился второй раз, в возрасте более семидесяти лет, он продолжал вести себя так же. У него спросили, почему он придает этому такое значение — ведь перед ним пожилая пара? Рав Блазер ответил: «Неужели есть разница между молодой парой и пожилой, когда речь идет о заповеди веселить жениха и невесту?»

22 декабря — 21 июня

6. Говорили мудрецы: «Считается, что тот, кто наслаждается свадебной трапезой и не веселит жениха и невесту, поступает неверно». И, наоборот, тот, кто веселит жениха и невесту, удостаивается мудрости Торы. Его сравнивают с тем, кто приносит благодарственную жертву в Храме и отстраивает разрушенный Иерусалим.

По некоторым мнениям, даже если человек только находится в месте, где устраивают свадьбу и не участвует в самой трапезе, в любом случае обязан принять участие в весельи.

В городке Элькост, рядом с Ковно, жил один юноша, который решил бросить свою работу и полностью посвятить себя изучению Торы. До сих пор он штукатурил и красил стены и никогда не учился, а теперь его рабочим местом стала синагога. Он каждый день занимался изучением Торы, а несколько праведных женщин приносили ему еду. Через некоторое время юноше предложили шидух, а свадьба должна была состояться в другом городе. Рав Ицхак Блазер специально поехал на эту свадьбу. Когда местный раввин увидел рава Ицхака, он очень удивился. Заметив удивление раввина, важный гость объяснил: «В данном случае заповедь “гмилут хасадим” (оказывать помощь другим) очень велика. Мы не можем даже представить себе, какими заслугами она наделяет человека».

Когда рав Блазер вернулся домой, ему сообщили, что его ребенок засунул в рот монету, и она застряла у него в горле. Врачи пытались найти способ, как вытащить ее или протолкнуть вниз, но все попытки были тщетны. И вдруг неожиданно для всех, еще до появления раби Ицхака, ребенок сам проглотил монету, и все закончилось благополучно. Когда обо всем рассказали отцу, он сразу связал это со своим решением отправиться на свадьбу. Рав был уверен, что выполненная им заповедь «гмилут хасадим» спасла его ребенка.

23 декабря — 22 июня

7. Несмотря на то, что танцевать перед невестой — большая заповедь, многие знатоки закона Торы не разрешают мужчине танцевать с невестой, даже если имеется в виду, что человек держит один конец длинного платка, а невеста другой. Но если человек делает это ради заповеди, соблюдая все правила скромности, закон не обязывает останавливать его.

Мужчине также запрещается пристально разглядывать невесту.

8. Несмотря на то, что есть заповедь радовать жениха и невесту, свадебное веселье не должно превратиться в вечеринку, на которой люди начинают вести себя легкомысленно и несдержанно. Необходимо следить, чтобы мужчины оставались на своей стороне, а женщины — на своей (во время танцев и свадебной трапезы). Мудрецы пишут, что трапеза, на которой мужчины и женщины сидят вместе безо всякого разделения, уже не считается чем-то заповедным и святым и не имеет значения, по какому поводу она была организована. Подобные вещи не раз приводили к открытому общению между мужчинами и женщинами и нарушению заповедей Торы.

9. У отца есть заповедь помочь сыну или дочери с организацией свадьбы. Ради этого разрешается даже принимать пожертвования.

10. Считается большой заповедью найти подходящую пару мужчине или женщине. То же касается и всяческой помощи в организации свадьбы и материальной поддержки молодым на самое необходимое для дальнейшей жизни (одежда, жилье, посуда, мебель и т.п.). Если человек очень беден, нужно помочь ему добыть все необходимое для семейной жизни или даже снять для него квартиру и затем уже организовать свадьбу.

Если в кассе синагоги или в специальных благотворительных фондах остаются деньги, самым лучшим будет, если эти деньги отдадут на свадебные приготовления бедным девушкам. Если же община не имеет достаточно денег, чтобы помочь сиротам в свадебных приготовлениях, ради этого разрешается продать синагогу, свиток Торы и другие святые вещи.

Однажды Виленский Гаон получил письмо от еврея из небольшого городка Кайдан, в котором он описывает свои проблемы и страдания. У него было десять дочек и старшую уже давно нужно было выдать замуж, но у него не было никаких средств, чтобы помочь ей. В Вильнюсе он никого не знал и поэтому обратился к Виленскому Гаону. У великого мудреца на тот момент не хватало денег, чтобы прокормить даже своих детей, но он с необыкновенным рвением взялся за непростую задачу: собрать необходимую сумму для этого еврея. В конечном итоге, благодаря его стараниям, всех дочерей удачно выдали замуж.


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше

Избранные комментарии к недельной главе Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний поселил потомков Яакова в Египте, чтобы они стали еврейским народом, не смешиваясь с коренным населением

Б-жественное вмешательство при продаже Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний специально организовал продажу Йосефа, чтобы привести его к величию. Поэтому братья Йосефа не были наказаны.

На тему недельной главы. Ваигаш 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Избранные комментарии на главу Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если бы сыновья Яакова остались в Ханаане, их потомки со временем бы ассимилировались. Уход в Египет и жизнь среди враждебно настроенного населения помогла евреям сплотиться и сохраниться как народ.