Из цикла «Месилат Йешарим, перевод одноименной книги раби Моше Луцатто», темы: Клятва, РАМХАЛЬ, Честность, Месилат йешарим, Ложь, Исправление качеств
Хотя, как правило, любой человек, если он не из невежд, остерегается произнести имя Всевышнего напрасно, тем более в клятве, есть в запрете клясться некие частные законы, которых — хотя они и не из самых тяжелых — все же следует остерегаться тому, кто хочет быть чист. Именно это сказано в Гемаре (Швуот 36а): «Сказал раби Элазар: [иногда] “нет” — [тоже] клятва и “да” — [тоже] клятва. Сказал Рова: это только если человек говорит: “Нет! Нет!” — два раза или “Да! Да!” — два раза». И также сказано (Баба меция 49а): «“Весы верные… и hин [мерный сосуд] верный да будут у вас” (Ваикра 19:36), — [учит тебя], чтобы твое “нет” было праведным и твое “да” было праведным»[1].
Лживые слова — это тоже дурная болезнь, очень распространенная среди людей. Однако есть в этом различные ступени. Есть люди, буквально достигшие во лжи мастерства. Они выдумывают откровенную ложь ради поддержания разговора или чтобы казаться умными и эрудированными. О них сказано (Притчи 112:22): «Мерзки Всевышнему лживые уста», и еще сказано (Йешаяу 59:3): «…их губы изрекали ложь, а язык произносил неправду». И сказали наши мудрецы (Сота 42а): «Четыре вида [злодеев] не будут допущены [предстать] пред Всевышним», и один из них — лжецы.
Есть и другие [лжецы], близкие к ним, хотя это и не одно и то же. Есть люди, которые присочиняют в рассказах и беседах. Они не мастера выдумывать то, чего никогда не было, но в ходе рассказа добавляют к нему все, что только придет им в голову, и так привыкают к подобному сочинительству, что оно становиться их второй натурой. Это те самые выдумщики, словам которых невозможно верить, как сказали наши мудрецы (Сангедрин 89б): «Таково наказание выдумщика: даже если он говорит правду, ему не верят». Ведь зло, не позволяющее выйти из их уст словам, чистым ото лжи, уже стало их натурой. Об этом сожалел пророк (Ирмеяу 9:4): «Приучили свой язык говорить ложь, — тяжело потрудились, чтобы искривить [свою природу]».
Есть еще другие [лжецы], их болезнь легче, чем болезнь предыдущих. Это те, которые не погрязли [окончательно] во лжи, но и не стараются отдалиться от нее и лгут при всякой возможности; часто они делают это ради шутки, без дурных намерений. Однако мудрейший из людей[2] учит нас, что любая ложь противоречит желанию Создателя, благословен Он, и качествам праведников, как сказано (Притчи 13:15): «Лживые слова возненавидит праведник». Об этом же предупреждает Тора (Шмот 23:7): «От лживых слов отдались». Заметь, не сказано: «Остерегайся лжи», но сказано: «От лживых слов отдались», дабы побудить нас отдаляться [лжи] как можно дальше и всемерно избегать ее, как сказано (Цфания 3:13): «И остаток Израиля не сотворит несправедливости, и не будут говорить неправду, и не будет в их устах двуличных речей…». А наши мудрецы сказали (Шабат 55а): «Печать Святого, благословен Он, — истина!». Очевидно, что если истина избрана Им, чтобы быть Его печатью, то насколько же отвратительна Ему ее противоположность!
Святой, благословен Он, строго предупредил нас [о необходимости придерживаться] истины, как сказано (Захария 8:16): «…говорите правду друг другу…», и сказано (Йешаяу 16:5): «Приготовлен трон в доброте, а воссядет на нем в истине», и еще (там 63:8): «И сказал: но они — народ мой, сыновья мне [и] не солгут!». Мы учим отсюда, что одно зависит от другого[3]. Для того, чтобы подчеркнуть важность [Иерусалима], сказано (Захария 8:3): «…и назовется Иерусалим городом истины…». Сказали также наши мудрецы (Макот 24а): «“И говорящий правду в сердце” (Псалмы 15:2) — это человек, подобный Раву Сафра»[4]. Этим мудрецы хотели показать, до какой степени доходит обязанность придерживаться истины. А в трактате Баба меция (23б) сказано, что мудрецу запрещено отклоняться от истины во всем, кроме трех случаев [оговоренных там]. Один из столпов, на которых стоит мир, — это истина (Авот 1:18). Таким образом, тот, кто лжет, — как будто подрывает основу мира, и напротив, тот, кто стремиться к истине, — как будто поддерживает основу мира. Рассказывают нам мудрецы (Сангедрин 97а) о городе, [жители которого] были очень внимательны к тому, чтобы говорить только правду, и потому ангел смерти не имел там власти. Но из-за того, что жена одного из мудрецов сказала неправду, хотя и с добрыми намерениями, ангел смерти приобрел над ними власть, пока эту женщину не изгнали, и после этого вернулись к прежнему благоденствию. И нет нужды продолжать далее о том, к чему обязывает разум и понуждают мудрость и благоразумие.
[1]hин — мера объема жидкостей, и так же звучит слово «да». Простой смысл стиха говорит о том, что человек должен заботиться о точности мер, которыми он пользуется в торговле, но, зная многомерность, мудрецы видят в этом намек, что слово человека должно быть верным.
[2] Царь Шломо.
[3] Право называться сыновьями Всевышнего связано с отказом от обмана.
[4] Объясняет Раши: «Был у Рава Сафры товар на продажу. Пришел покупатель, когда Рав Сафра читал “Шма”. Сказал покупатель: “Продай мне товар за столько-то…”. Рав Сафра не мог ему ответить. Покупатель решил, что он не согласен с ценой и добавил цену. Рав Сафра закончил читать “Шма” и сказал: “Бери товар за цену, предложенную вначале, поскольку я уже согласился (в сердце) с той ценой”».
Редакция благодарит рава Лейба Александра Саврасова за любезно предоставленный материал
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?