Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. В этом году произошло много важных событий. Умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше. Со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с еврейским станом по пустыне. У евреев начались проблемы с водой. Глава содержит широко известный эпизод о том, как Моше высек воду из скалы, и указывает, какую ошибку он при этом совершил. На пути к обещанной (Обетованной) им стране евреи вступили в населенную местность. Иногда они обходили заселенные области стороной, как, например, Эдом, иногда им приходилось воевать, как, например, с эморейцами. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты — закона о красной корове, относящегося к разряду хуким, т.е. к категории законов, суть которых не объяснима в рамках человеческого сознания. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо.

Одна из центральных тем нашей главы Хукат — ошибка Моше у Мей Мэрива — «Вод Раздора». Из-за этой ошибки Б-г решил, что Моше не войдет в Землю Израиля. Комментаторы Торы разошлись во мнениях, в чем состояло нарушение Моше. Рамбан приводит несколько комментариев и отклоняет их. Ор а-Хаим а-Кадош приводит в своем комментарии десять объяснений и отклоняет их все.

Пойдем по пути Раши. Раши пишет: ошибка Моше была в том, что ему приказано было «сказать скале» (Бемидбар 20:8), а он ударил по скале. Возникают три вопроса. Первый: а в чем принципиальное различие — ударить по скале или сказать скале? И так, и так — великое чудо, из скалы выходит вода!

По-простому можно ответить так: действительно, величие чуда сохраняется в обоих случаях, большой разницы нет. Но самое главное — что именно человек учит из этого чуда, из того, что он видит своими глазами. В данном случае урок для еврейского народа должен был быть следующий: «Когда Б-г говорит — надо слушать!» Пишет Раши: «Даже камень, который не ест и не пьет, т. е. не нуждается в пропитании, слушает, когда Б-г говорит. Тем более — мы». А получился другой урок: «Когда Б-г бьет — надо слушаться…» Есть две группы евреев. Одни, услышав, что Б-г велит делать то-то и то-то, немедленно делают. А другие, когда Б-г говорит, не очень-то слушаются, но, когда Он бьет, — склоняют голову. Между этими двумя группами — принципиальное различие…

Второй вопрос: ведь Б-г сказал Моше: «Возьми посох» (там же) — а для чего его брать, если не для того, чтобы ударить?

На этот вопрос отвечает уже Ор а-Хаим. Он пишет так: можно взять посох, чтобы ударить, а можно — в качестве знака силы и полномочий от Б-га. Как говорят, «для солидности».

Третий вопрос. В самом начале главы Бэшалах Б-г приказывает Моше «ударить по скале» (Шмот 17:6). В чем различие? Почему сейчас было так принципиально именно сказать? Ответом может служить пшат (объяснение простого смысла текста) рава Элияу Дискина. Есть два пути чуда: первый — Б-г совершает чудо Сам, второй — Б-г назначает посланника и передает ему полномочия совершить чудо. И в этом различие между «сказать скале» и «ударить по скале». «Скажите скале… чтоб дала она из себя воду» — это чудо, которое совершает Б-г. Посланник — только исполнитель: он лишь обращается к скале, а Б-г выводит из нее воду. А «ты ударишь в скалу, и выйдет из нее вода» — это передача полномочий посланнику.

Есть удивительный комментарий раби Меира-Симхи из Двинска в его книге «Мешех Хохма». В главе Ваэтханан, предостерегая народ от идолопоклонства, Моше вдруг говорит: «умру я в земле сей; не перейду Йардэна; а вы перейдете и овладеете этой доброю землею» (Дварим 4:22). Какая тут связь? Какая связь между опасностью идолопоклонства и тем, что Моше не войдет в Страну? Раби Меир-Симха пишет: одна из причин, по которой Б-г решил, что Моше умрет в пустыне, такая: «Пока было живо прошлое поколение, не существовало опасности обожествления Моше. Они были с ним с юных лет, знали его, даже спорили с ним. Но это поколение умирает в пустыне и приходит новое. Молодежь видит Моше уже в зрелом возрасте, видит его особое положение — он отдаляется от жены, 40 дней не ел и не пил, через него пришли такие великие чудеса и т. д. Если бы он вошел в Страну, люди нового поколения начали бы поклоняться ему лично, а это — идолопоклонство. И это было одной из причин решения Б-га о том, что Моше умрет в пустыне».

Итак, при выходе из Египта Б-г «передал» чудо в руки Моше, а при Мей Мерива чудо должно было быть целиком от Б-га. Общая линия объяснения такая: если чудо «принадлежит» Моше, это поднимает его авторитет в глазах общества. При выходе из Египта Б-г «передал полномочия чуда» Моше, чтобы поднять его авторитет. Поэтому ему было приказано ударить по скале.

А вот на сороковом году странствий, когда уже существовала та опасность, о которой говорит раби Меир-Симха, приказ был — продемонстрировать, что чудо — от Б-га и только от Б-га. Если бы Моше выполнил приказ в точности, он мог бы войти в Землю Израиля — не было бы опасности, что его обоготворят. Но когда он показал, что чудо «принадлежит ему», что он властен над скалой, эта опасность усилилась. И Б-г решил, что Моше не должен войти в Страну… Б-г решил: отдалить еврейский народ от идолопоклонства — важнее всего.


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.