Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Если человек будет хорошо относиться к ближнему, он никогда не навредит лично ему или его имуществу и никогда не будет выслушивать (или распространять) сплетни о нем.

1. В Торе есть две похожие друг на друга, но, тем не менее, различные заповеди:

— «Возлюби своего ближнего, как самого себя» («Ваикра», 19:18);

— «Следуй Его путями» («Дварим», 28:9).

Первая заповедь обязывает нас всем сердцем любить ближнего, из-за этого не причиняя ему никакой боли, не позоря его и стараясь уберегать от любого ущерба: телесного или материального.

Вторая говорит о том, что нужно улучшать свои черты характера и поступать так же, как Всевышний поступает с людьми — а это достигается постоянной помощью другим людям.

Поэтому иногда бывают случаи, когда человек может быть освобожден от первой заповеди, но вторую, включающую, например, посещение больных, погребение мертвых, доставление радости жениху и невесте и т.п., обязаны выполнять все.

Однажды рав Йосеф Хаим Зонненфельд, раввин Иерусалима, сильно задержался после утренней молитвы. Дочку отправили проверить, в чем дело. Она нашла отца в одном из соседних дворов: он стоял у колодца и помогал маленьким мальчикам черпать ведром воду.

— Папа, ты решил стать водоносом? — удивилась девочка.

Рав Зонненфельд ответил ей:

— Эти мальчики еще совсем маленькие и могут упасть в колодец, а помочь им некому. Их отец болен, мать недавно родила, а водонос отказывается носить им воду, потому что им нечем платить.

— А что люди скажут? — спросила дочь. — Что раввин так поступается своим достоинством?

— А на Небе что скажут? — ответит отец. — Что сидит этот раввин и спокойно завтракает, в то время как бедные еврейские дети подвергают себя опасности, чтобы принести больным родителям воду? Неужели я могу молча на это смотреть и ничего не делать?

2 декабря — 1 июня

2. Раби Акива говорит, что «возлюби ближнего» — это основное правило Торы. Другой мудрец, Гилель а-Закен[1], определяет эту заповедь немного иным способом: «Все, что ненавистно тебе, не делай другому — это суть всей Торы, остальное — только комментарии».

Если человек будет хорошо относиться к ближнему, он никогда не навредит лично ему или его имуществу и никогда не будет выслушивать (или распространять) сплетни о нем. А ведь множество законов Торы касаются именно вопросов имущества или человеческих взаимоотношений.

3. Эта заповедь обращена не только к нашим чувствам, но и к нашим мыслям и поступкам. Любить ближнего — значит, желать ему добра, подобно тому как ты желаешь добра себе, точно так же жалеть его, относиться с уважением. Все, что человек хотел бы видеть сделанным по отношению к нему самому, он должен делать по отношению к другим людям. Точно так же все, что ненавистно ему, он не может сделать другим людям. Принцип этой заповеди заключается в том, что как человек относится к другим людям, в той же мере другие люди будут относиться к нему — и, в конечном итоге, это приведет к миру и взаимопониманию. Тора не приводит эту заповедь в виде требования только для высоко духовных людей, и это значит, что каждый может выполнять ее, приняв соответствующие установки.

Однажды рав Шалом Шараби увидел на дороге босую слепую женщину, которую вела за руку маленькая девочка. На улице шел сильный дождь, и женщина с трудом шла по грязи. У девочки же не было теплой одежды, и она дрожала от холода. Рав подошел к ним, снял с себя обувь и надел на ноги женщине. Потом он снял свой большой шарф, укутал им девочку — и пошел дальше.

***

Раби Зундл из Саланта (учитель знаменитого раби Исраэля Салантера) каждую ночь вставал, чтобы набрать воды из колодца одному одинокому старику, жившему рядом с ним. Он делал это много лет, даже когда уже сам был в годах. Долгое время никто не знал об этом, пока сам старик не заметил его.

3 декабря — 2 июня

4. Сказано в Торе в нескольких местах: «Следуй Его путями» («Дварим», 28:9), «Иди по всем Его путям и прилепись к Нему» (там же 11:22), «Идите за Богом, Всесильным Вашим и прилепитесь к Нему» (там же 13:5). Мудрецы задают вопрос: «Как человек может идти за самим Богом? За Шехиной? Ведь его просто поглотит огонь!» Ответ — речь здесь идет о качествах Всевышнего, о том, чтобы стараться быть похожим на Него в Его проявлениях: делать добро людям, помогать бедным, посещать больных, утешать скорбящих, хоронить умерших — как это делает Всевышний.

5. Эти заповеди не ограничены временем, местом или возрастом. Даже малышам следует рассказывать об этой заповеди и наставлять их на путь любви и добра.

Если человек не прилагает никаких усилий, чтобы исправить свои мысли и отношение к другим людям, не старается улучшить свои поступки, он тоже не выполняет эти заповеди.

6. Написано в Торе: «И пусть твой ближний живет рядом с тобой». Из этого отрывка учат мудрецы, что заботиться о другом нужно так, чтобы не навредить и себе. Более того, жизнь самого человека должна быть у него на первом месте. Например, если двое идут по пустыне, и у одного из них есть фляга с водой, которой хватит только ему, чтобы выжить (если разделить это количество на двоих, то оба умрут от жажды), не следует делиться водой с попутчиком. Вначале человек должен проверить, имеет ли он все необходимое, и только потом делиться с другими и заботиться о них. Тора не повелевает отдавать свое имущество другим, чтобы самому стать нищим, и тем более, если речь идет об опасности для жизни.

Если два города пользуются одним источником воды, верхний город может временно закрыть канал для жителей низины, если воды не хватает.

***

Раби Юзель Горовиц, которого называли Альтер из Новардока попал в один маленький городок в Йом Кипур. Зайдя в местную синагогу, он заметил одного еврея, который был в кожаной обуви. Раби Юзель спросил его, почему он не снимает обувь, и тот ответил, что у него нет носков, а босиком он стесняется заходить в людное место. Услышав это, раби Юзель сразу снял с себя носки и отдал этому человеку. Весь тот день он ходил босиком.

Впоследствии к нему обратились с вопросом — почему он не позаботился в первую очередь о себе. Ответ был таким: «Этот еврей живет здесь, а я только гость. Меня не знают, и на меня никто не обратит внимания, а вот про него наверняка кто-то заговорит и причинит ему неприятности. А про меня, даже если и скажут, я ведь сегодня здесь, а завтра там, поэтому мне все равно».

4 декабря — 3 июня

7. Человек, которому не хватает на минимальные расходы, не обязан давать цдаку и помогать другим материально. (Но если бедный даст в цдаку даже самую маленькую монету, будет считаться, что он выполнил заповедь).

Большую часть заповедей, касающихся гмилут хасадим (добрых дел, помощи другим людям), человек обязан выполнять, только если это не будет в ущерб себе. Он также не обязан оставлять свою работу, чтобы помочь другому в его делах.

Тем более, он не обязан делать для других то, что не стал бы делать для себя (за исключением заповедей радовать жениха и хоронить умершего).

Мудрецы учат нас, что к жене нужно относиться особо: любить как самого себя, но уважать больше, чем себя. Это значит, что ради нее он может сделать больше, чем для себя. Даже если себе он не позволяет купить какие-то вещи, для нее он должен сделать исключение, и не будет в этом нарушения.

Раби Симха Зисл Бройде (глава ешивы Хеврон) всегда при выходе из дома говорил жене «Шалом и всего наилучшего». В старости ходить ему было нелегко, но, несмотря на это, когда он уже отошел от дома, он попросил учеников подождать, объясняя, что забыл что-то. Ученики хотели сами принести эту вещь, но раби Симха направился обратно, в сторону дома. Оказалось, что он забыл сказать своей жене те слова, которые он всегда говорил ей при выходе из дома.

***

После свадьбы к молодому раби Нафтали Амстердаму подошел его учитель (раби Исраэль Салантер) и спросил:

— Ты занимаешься гмилут хасадим?

Ученик ответил, что на данный момент у него нет денег, чтобы помогать другим.

Раби Исраэль сказал, что сейчас речь идет не о деньгах, а о его отношениях с женой.

— Нужно помнить, что ты взял себе не служанку, а жену, которая будет тебе самым близким человеком. Поэтому тебе нужно помогать ей.

***

К раву Айзику Шеру (духовному руководителю ешивы Слободка) пришел один человек и рассказал о своих проблемах. Каждый раз перед Шабатом в его доме разгорались скандалы. «Я стараюсь завершить всю подготовку задолго до наступления Шабата, а моя жена затягивает все до последней минуты», — говорил он с болью в сердце. Раби Айзик выслушал его и спросил, как же он готовится к Шабату. Гость ответил, что уже с полудня он, завернувшись в талит, читает недельную главу, и таким образом готовится к встрече святого Шабата.

— А, вот как…, — ответил раби Айзик. — Тогда мой тебе совет: сними на часик свой талит и пойди помоги своей жене, которая готовит еду и убирает дом. Если же она и при этом будет задерживаться, поторопи ее. Но сделай это спокойно и вежливо.

5 декабря — 4 июня

8. Человек, который нашел свои пропавшие вещи рядом с вещами другого, не может оставить их, занимаясь только своей пропажей. Если же по какой-то причине у него нет возможности вернуть сразу две эти вещи, он забирает в первую очередь то, что принадлежит ему.

Тем не менее, в подобных вопросах человеку следует стараться исполнять больше, чем того требует закон, и не говорить себе: «Сначала я позабочусь о себе…», если речь не идет об очевидном и серьезном ущербе имуществу другого еврея. Если же всегда вести себя строго в соответствии с буквой закона, получится, что никогда не будет возможности выполнять заповедь помогать другим, и в итоге (мера за меру) человек сам станет нуждаться в помощи.

***

Раби Шмуэль Финкель (сын знаменитого мудреца Альтера из Слободки) отправился в Варшаву, чтобы вложить свои деньги в какую-то выгодную сделку. Он купил несколько вагонов муки и других продуктов. Сразу после этого началась первая мировая война, и цены на продукты подпрыгнули до небес. У раби Финкеля было два варианта: продавать по новым ценам и быстро разбогатеть или заняться помощью бедным. В конечном итоге, он решил, что нужно воспользоваться ситуацией и помочь другим евреям. Все продовольствие он отправил в ешивы, у которых в то время уже не было никаких средств.

9. Запрещено без разрешения заходить на чужую территорию, даже если при этом не наносится никакого вреда. Но если человек уже сделал это (и хозяева его не предупредили) — он не обязан платить штраф. В основе этого закон стоит принцип: «Один пользуется, а другой ничего не теряет». Однако этот закон не распространяется на движимое имущество, поэтому запрещено пользоваться вещами другого человека без его ведома.

10. Если человек выливает воду из своего колодца, и другие при этом остаются без воды, (даже если он является единоличным владельцем воды), бейт-дин может принять необходимые меры, чтобы тот перестал повторять поступки жителей Сдома.

6 декабря — 5 июня

11. Несмотря на то, что изучение Торы считается очень важной заповедью, когда некому выполнить другую важную заповедь, или эта заповедь распространяется только на какого-то конкретного человека, он обязан временно оставить учебу и сделать все необходимое.

Однако когда другие люди могут выполнить эту заповедь, нельзя прерывать изучение Торы для ее выполнения.

12. Когда речь идет о помощи, на первом месте стоят близкие. Если человек должен помочь своим родителям и детям, в первую очередь нужно помочь родителям. Если необходимо помочь детям и братьям, в первую очередь нужно помочь детям.

В Лейквуде учился один аврех[2] из порядочной семьи, который часто опаздывал на утреннюю молитву, а иногда вообще не приходил. Однажды машгиах (духовный руководитель ешивы) обратился к нему в присутствии главы ешивы и попросил объяснить, в чем причина такого поведения. Молодой аврех рассказал, что он очень старается вовремя прийти на молитву, но каждый день он встречает одну молодую женщину, дети которой все время плачут и кричат, и его сердце не выдерживает. Одного нужно накормить, другого отправить в школу, третий просит попить.

— Никто ей не помогает, а женщине тяжело следить за всеми детьми одновременно, поэтому я каждый раз задерживался, чтобы чем-то помочь ей и детям, — сказал аврех. Руководители ешивы были восхищены благородным поведением ученика и захотели узнать, что это за женщина.

— Может быть, она живет одна, без мужа? — с волнением спросили они. — Может, мы можем чем-то помочь ей?

Аврех опустил голову и тихо ответил:

— Есть у нее муж… Это я.

13. Заповедь помогать другим не фокусируется только на бедных и неимущих. Когда есть необходимость, помогают всем и даже самым богатым. Нет также разницы, мужчина это или женщина, здоровый человек или больной, живой или даже мертвый.

14. Тора в нескольких местах предупреждает, что герам (прозелитам), сиротам и вдовам нужно уделять особое внимание, оказывать всевозможную поддержку и проявлять крайнюю осторожность, чтобы не обидеть их.

15. Если человек нарушает какие-либо запреты по отношению к другим людям, например, крадет, причиняет ущерб, обижает, мстит и т.д., в большинстве случаев он нарушает также заповедь любить ближнего.

16. И наоборот, если человек выполняет заповеди, связанные с отношениями между людьми, он выполняет одновременно и заповедь любить ближнего как самого себя. (Например, заповедь спасения человеческой жизни — как в физическом, так и в духовном смысле, заповеди уважать родителей, вернуть потерю, посещать больных, принимать гостей, утешать скорбящих, провожать умерших, давать цдаку, помогать людям и т.д.)

7 декабря — 6 июня

17. Повелительные заповеди, установленные мудрецами, это: посещать больных, утешать скорбящих, провожать умерших, помогать невесте в организации свадьбы, провожать гостей, заниматься всем, что необходимо для похорон: нести умершего, идти перед ним, оплакивать его, вырыть могилу и похоронить; радовать жениха и невесту и обеспечить все их нужды. Это заповеди гмилут хасадим, которые человек может выполнить лично, и для них не установлены ограничительные рамки.

Хотя вышеуказанные заповеди — это постановления мудрецов, все они включаются в заповедь любить ближнего как самого себя. Как говорится, все, что ты хотел бы, чтобы сделали тебе, делай для своих близких.

Хаим чувствовал себя одиноко в новой ешиве. У него не было друзей, и чувство одиночества переплеталось с грустью и разочарованием. В Шабат после третьей трапезы он принял решение оставить ешиву. После вечерней молитвы к Хаиму подошел Моше, который считался одним из сильных учеников, и предложил ему поучиться вместе. Это событие изменило ход событий. Подружившись с Моше, Хаим решил повременить со своим решением, а со временем сам стал одним из лучших учеников ешивы.

***

Однажды спросили у Хазон Иша, почему он так много времени уделяет другим людям, отвечая на их вопросы и выслушивая их просьбы. Он ответил: «Если бы у меня были деньги, я бы мог помогать людям материально. Но сейчас у меня такой возможности нет, поэтому я стараюсь помочь им другим способом». Известно, что даже в старости, несмотря на все уговоры близких родственников, он все время отказывался установить часы приема. «Как можно закрыть двери перед несчастными людьми или теми, кто приехал издалека?» — говорил он в ответ.

18. Если на одной дороге столкнулись люди, ведущие невесту, с людьми, провожающими мертвого в последний путь, пропускают вперед невесту. Если же людей недостаточно, чтобы выполнить обе заповеди, все направляются вначале на свадьбу, а затем возвращаются, чтобы похоронить умершего.

19. Если же невесту уже ввели под хупу, заповедь утешать скорбящих и организовать «трапезу скорбящего» получает предпочтение перед заповедью веселить жениха и невесту.

Все это имеет место в случае, если есть возможность выполнить обе заповеди одну за другой. Если же есть возможность выполнить лишь одну из этих заповедей, предпочтение дается заповеди веселить жениха и невесту.

20. Заповедь обрезания имеет предпочтение перед заповедью хоронить мертвых. Но если это мет мицва (т.е. человек, которого некому похоронить), обрезание откладывают на более позднее время, поскольку мет мицва отодвигает на второе место любые другие заповеди.

21. Заповедь утешать скорбящих имеет предпочтение по отношению к заповеди навещать больных. По одному из мнений, в случае, когда можно успеть сделать и то, и другое (в один день) следует вначале пойти проведать больного и постараться помочь ему всем необходимым.

 


[1] Рабби Акива и Гилель а-Закен — мудрецы эпохи танаим, составителей Мишны. Гилель жил еще при втором Храме.

[2] Женатый студент ешивы.

 


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше

Избранные комментарии к недельной главе Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний поселил потомков Яакова в Египте, чтобы они стали еврейским народом, не смешиваясь с коренным населением

Б-жественное вмешательство при продаже Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний специально организовал продажу Йосефа, чтобы привести его к величию. Поэтому братья Йосефа не были наказаны.

На тему недельной главы. Ваигаш 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Избранные комментарии на главу Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если бы сыновья Яакова остались в Ханаане, их потомки со временем бы ассимилировались. Уход в Египет и жизнь среди враждебно настроенного населения помогла евреям сплотиться и сохраниться как народ.