Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Даже в случае, когда человек ничего не говорит, но своим поведением или действиями вводит других в заблуждение, это также является частью запрета гневат даат.

1. На иврите, кроме слов шекер и мирма (ложь и обман), существует также выражение гневат даат. Гнева означает воровство, кража. Даат переводят как знание. На русском языке нет отдельного термина, в точности определяющего подобные поступки. Наиболее близким является выражение «вводить в заблуждение». Когда люди говорят «обман», они имеют в виду все виды обмана. Но в иудаизме есть отдельное определение гневат даат. Речь идет об обмане, который не связан напрямую с привычными нам представлениями о краже, а с некой подстановкой и подтасовкой фактов, необходимой кому-то для извлечения личной выгоды.

Мудрецы расходятся во мнениях по вопросам, относится ли гневат даат к запрету Торы или к запрету дерабанан (мудрецов), а также относится ли это к запрету обманывать или к запрету воровать.

2. Даже в случае, когда человек ничего не говорит, но своим поведением или действиями вводит других в заблуждение, это также является частью запрета гневат даат.

3. В основном, запрет гневат даат связан с материальным ущербом, когда человек обманывает другого в вопросах купли-продажи, например, продает вещь с дефектом, но скрывает это от покупателя. Кроме того, есть гневат даат, когда человек дает понять другому, что оказал ему какую-то услугу или говорил о нем что-то хорошее, а на самом деле этого не было. Т.е. его друг будет благодарен ему понапрасну (например, человек соглашается подвезти товарища домой, сделав вид, что на самом деле он направлялся в другое место. Теперь товарищ будет думать, что ему очень помогли: специально ради него заехали в другой район).

4. Запрещено продавать человеку вещи низкого качества под видом фирменной продукции. Например, запрещено продавать электроприбор, выпущенный в странах третьего мира, рассказывая, что он произведен в США или Японии.

25 ноября — 25 мая

5. Нельзя уговаривать человека присоединиться к трапезе (или пойти с вами в ресторан и т.п.), если вы знаете, что по какой-то причине он все равно не сможет этого сделать. Нельзя посылать человеку подарки, заранее зная, что он их не примет. Также нельзя предлагать выпить дорогой напиток, заранее зная, что бутылка пуста (а потом, например, извиниться и предложить что-то другое).

Подобные предложения и разговоры вводят другого человека в заблуждение. Теперь он будет чувствовать себя обязанным вам, и считать вас щедрым и заботливым. К такой манипуляции прибегают люди, которые хотят впоследствии воспользоваться доверием и просить о поддержке (заранее зная, что человек не сможет отказать).

Если же вы приглашаете другого человека из уважения или из вежливости (поскольку так принято), в этом нет никакого запрета. Наоборот, иногда ваше молчание будет воспринято как неуважение. Кроме того, если вы действительно желаете, чтобы ваш друг пришел к вам в гости на трапезу, то в настойчивых приглашениях нет никакого нарушения, поскольку никто не вводится в заблуждение. Даже если он будет чувствовать себя обязанным вам, то для этого будут основания.

6. Нельзя дарить человеку вещи, не раскрывая их действительной ценности или не говоря о том, что содержится внутри.

В Талмуде рассказывается, что в результате такого поступка однажды произошел несчастный случай. Один человек подарил своему товарищу бочку с вином, но не предупредил его, что сверху туда пролилось немного масла. Когда тот открыл бочку и увидел оливковое масло (масло в то время стоило довольно дорого и являлось одной из основных составляющих трапезы), то решил устроить трапезу и пригласить всех своих родственников и друзей. Когда же обнаружили, что на самом деле там вино, а не масло (т.е. трапеза не состоится), хозяин оказался в очень неудобном положении и почувствовал себя настолько опозоренным, что покончил жизнь самоубийством.

26 ноября — 26 мая

7. Запрещено продавать подпорченную вещь, даже если вы продаете ее по реальной цене, заведомо снизив стоимость именно из-за этого известного вам недостатка, но не рассказываете о нем покупателю.

8. Нельзя делать вид, что вы открываете бутылку дорогого вина, только чтобы угостить кого-то, в то время как оставшееся вино вы собираетесь использовать в других целях. Тот человек понимает, что далеко не каждый откроет целую бутылку дорогого вина ради угощения друга. То есть и в этой ситуации он будет чувствовать себя обязанным. Однако если вы действительно были готовы открыть бутылку только для того, чтобы попотчевать гостя, в этом нет запрета.

Если же гость мог заметить, что была дополнительная причина, по которой вы открыли бутылку, но он не догадался, никакого нарушения не было. Подобное можно встретить и в других ситуациях: например, вы вышли в магазин, и у порога столкнулись со своим долгожданным гостем, который подумал, что вы вышли его встречать. Нет необходимости оправдываться и говорить, что вы просто собирались что-то купить (выходят из дома по разным причинам, и гость мог также предположить, что вы вышли по другой причине).

9. По мнению Рамбама, запрещено показывать фокусы, если люди думают, что фокусник действительно обладает особыми сверхъестественными способностями. Это тоже называется гневат даат — ведь люди начинают верить в то, чего нет на самом деле. Многие знатоки еврейского закона следуют за мнением Рамбама.

10. Продавцу разрешается раздавать детям сладости или орехи, чтобы те привыкли приходить к нему и покупать у него. Подобные действия приравниваются к обыкновенной рекламе, а не к запрещенным манипуляциям. Однако нельзя объявлять о дешевой распродаже, оставив цены прежними.

11. Нельзя красить старые вещи, чтобы скрыть их недостатки или чтобы продать их как новые. Но разрешается приукрашать их так, чтобы они выглядели как старые, но красивые вещи (цена при этом поднимается). Разрешается побелить квартиру до того, как приедут покупатели, или покрасить старую машину, чтобы поднять ее цену.

12. Нельзя смешивать хорошие плоды с мятыми и испорченными и продавать все вместе первым сортом. Это касается и любых других смесей (не только продуктов питания).

13. Продавцу разрешено убирать некачественные плоды, чтобы привлечь покупателей, при условии, что он не делает это только по отношению к плодам, находящимся на прилавке, но ко всем своим плодам, — иначе он вводит покупателей в заблуждение.

14. Тем более запрещено помещать обычные товары в упаковку известных фирм, поскольку в данной ситуации зачастую кроме запрета гневат даат, нарушается также запрет воровства и несанкционированной конкуренции — асагат а-гвуль.

15. Мяснику запрещается замачивать мясо в воде, чтобы оно побелело и выглядело более жирным.

16. Разрешается разбавлять вино водой, но только там, где принято это делать во всех винных лавках, и только в обычной пропорции, известной покупателю.

27 ноября — 27 мая

17. Нельзя выдавать себя за кого-то другого. Например, нельзя допускать (и тем более поощрять) распространение слухов о том, какой человек великий праведник, если на самом деле он очень далек от этого. Если к нему проявляют особое уважение, предполагая, что он разбирается в нескольких трактатах Талмуда, а он при этом знает только один, нужно сказать об этом людям.

Нельзя рассказывать другим о своих особых качествах или профессионализме, если на самом деле это не подтверждено никакими фактами. По некоторым мнениям это запрещено, даже если об этом не говорят прямо, а только намеком.

18. Если стало известно, что какой-то человек скрывает свое истинное лицо и недостойные поступки, прикрываясь чужим именем или выдавая себя за праведника, заповедь рассказать об этом другим.

Глава ешивы «Порат Йосеф» раби Йеуда Цадка всегда учился ночью до утра — до начала первой молитвы «ватикин». Однажды он задержался в дороге и вошел в синагогу всего лишь за несколько минут до ее начала. Раби сразу сел учиться вместе со своим учеником: «Поучимся хоть пару минут…». Прочитав несколько строк, он остановился, закрыл книгу и сказал: «Сейчас придут люди и подумают, что я, как обычно, учился всю ночь, а ведь это будет обман…»

19. Тот, у кого уже была порвана одежда, а он проходит возле мертвого, показывая всем, что скорбит, обманывает не только живых, но и мертвых (по еврейскому обычаю в знак скорби по умершему надрывают одежду).

20. Нужно хвалить и поощрять учеников, близких друзей или просто знакомых, чтобы завоевать их расположение, поскольку это необходимо, чтобы обучать их Торе и выполнению заповедей. Ведь гораздо эффективней положительно влиять на людей и указывать на недостатки, когда они тебе доверяют. Разрешено хвалить учеников даже за те достоинства, которых в них на самом деле нет, если это необходимо, чтобы поддержать и подбодрить их.

21. Тот, кто говорит слова Торы, указывая их истинный источник, т.е. ссылаясь на автора, которому они принадлежат, приносит избавление в этот мир. И, наоборот, из-за тех, кто не делает этого, Шехина (Божественное Присутствие) уходит от народа Израиля.

Тем более запрещено выдавать слова и открытия другого человека за свои.

22. Запрещено подделывать документы или списывать на экзамене. Если речь идет о подделке документа, который позволит получить более высокооплачиваемую должность, это уже не рассматривается только как обман, но и как кража чужого имущества.

23. В некоторых крайних случаях гневат даат разрешается, например, чтобы спасти других от возможной опасности или материального ущерба. В любом случае целесообразно предварительно посоветоваться с компетентным раввином.


Йеуда, который умел нести ответственность за свои поступки, удостоился стать родоначальником царской династии. Постараемся понять, в чем именно проявляется ответственность и как, согласно Торе, можно стать ответственным человеком? Читать дальше