Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Сущность запретов, данных назиру

 

До сих пор я говорил о тонкостях одной из заповедей, но несомненно, что такие же нюансы и тонкости найдутся в каждой заповеди. Однако я буду упоминать только те, в которых обычно оступается большинство. И теперь поговорим о разврате, который тоже принадлежит к числу тяжелейших [грехов] и идет вслед за грабежом, как сказали наши мудрецы (Баба батра 165а): «Большинство [оступается] в присвоении чужого, меньшинство — в разврате…»

Так вот, тому, кто захочет очиститься от этого греха совершенно, потребуется немалая работа, поскольку этот запрет включает в себя не только действие как таковое, но и все, что приближает к нему; об этом говорит стих Торы (Ваикра 18:19): «…не приближайтесь обнажить срам». И сказали наши мудрецы, благословенна их память (Шмот Раба 15:2): «Сказал Святой, благословен Он: “Не говори: вот, запрещено мне соитие с этой женщиной, [но если] я схвачу ее — не будет греха, обниму ее — не будет греха, буду целовать ее — не будет греха”. [И далее]: сказал Святой, благословен Он: “Так же, как назир принял обет [лишь] не пить вина, а запрещено ему [также] есть виноград, как свежий, так и сушеный, жом виноградный и все, что происходит от виноградной лозы, — так же и чужой жены запрещено касаться, и всякий касающийся чужой жены навлекает на себя смерть…"”.

Сколько же мудрости мы находим в этих словах, уподобленных запретам назира, которому [несмотря на то, что главное его запрещение — пить вино] Тора запретила все, что имеет отношение вину! Это — урок, который Тора дает мудрецам, как они должны ограждать Тору, исполняя возложенную на них службу, и охранять ее заповеди. На примере назира они научатся тому, что наряду с тем, что является основным предметом запрета, нужно запрещать также и все, что подобно ему. Таким образом, посредством заповедей назира Тора сообщает нашим мудрецам, что им следует делать во всех остальных заповедях, дабы знали они, что таково желание Всевышнего. Когда [Тора] накладывает на нас тот или иной запрет, мы должны извлечь скрытое из открытого нам, запретив все близкое к явно запрещенному. И потому в отношении запретных связей [наши мудрецы] возбранили все, что является разновидностью разврата или близко к нему, каким бы из органов чувств это не совершалось, физическим действием или зрением, словами или слухом, или даже в мыслях.

А теперь проиллюстрируем сказанное словами мудрецов.

О физическом действии, то есть о прикосновении, объятиях и тому подобном, уже говорилось выше, и нет необходимости возвращаться к этому.

О грехе посредством зрения сказали наши мудрецы (Брахот 61а): ““Рука об руку — не избежит зла” (Притчи 11:21), — [это означает]: всякий передающий деньги из рук в руки [той, что запрещена ему] для того, чтобы посмотреть на нее, не избежит наказания в Гееноме”. И еще сказали (Шабат 64а): “За что потребовалось евреям того поколения искупление? За то, что блудили глаза их [вслед за] развратом…”. И еще (Брахот 24а): “Сказал Рав Шешет: “Из-за чего Писание перечислило внешние украшения вместе с украшениями нательными [в интимных местах]? Чтобы сказать тебе, что рассматривающий мизинец женщины — как будто глядит на место срама ее””. И еще сказали (Авода зара 20а): ““И остерегайся всего дурного” (Дварим 23:10), [учит тому], чтобы не смотрел человек на красивую женщину, даже если она свободна, и на замужнюю, даже если она безобразна”.

О разговоре с женщиной мы учим прямо (Авот 1:5): “Всякий умножающий разговоры с женщиной причиняет себе зло”.

О слухе сказано (Брахот 24а): “Голос [поющей] женщины подобен скрываемым местам [ее тела]”[1].

Еще о блуде уст и ушей, то есть разговорах о нем или слушании подобных речей, очень резко говорили наши мудрецы (Иерусалимский Талмуд, Трумот 1:6): “"…чтобы не увидел Он у тебя чего-либо срамного (эрват давар)” (Дварим 23:15), — “срамное” — это сквернословие и пошлость»[2]. Еще сказали наши мудрецы (Шабат 33а): «Из-за греха сквернословия приходят многие беды и новые несчастья и юноши Израиля умирают». Еще сказали (там): «Всякому, кто оскверняет уста свои, ужесточают [наказание] в Гееноме». И еще (там): «Все знают, для чего невеста входит под хупу, однако всякому, кто осквернит уста свои и скажет об этом, даже если в награду за [его заслуги за] семьдесят лет его жизни ему был вынесен добрый приговор, он обратится в обвинительный». И еще (Хагига 5б): «Даже несерьезный разговор между мужем и женой напоминают человеку в день суда».

А в отношении выслушивания этой скверны тоже сказано (Шабат 33а): «…так же [наказуем] и тот, кто слышит и молчит, как сказано (Притчи 22:14): “Ров глубокий — уста чужие, и на кого прогневается Г-сподь, тот упадет туда”». Из этого мы видим, что все органы чувств должны быть чисты от разврата и всего, что связано с ним.

И если кто-то станет нашептывать тебе, что все сказанное выше о сквернословии и пошлости имело целью лишь запугать человека и отдалить его от греха и адресовано лишь тем, в ком кровь кипит, и [потому] разговоры могут привести их к вожделению, а к тем, кто говорит просто в шутку, это не имеет отношения и им не надо опасаться, — ответь ему, что все это — доводы дурного побуждения! И мудрецы привели в доказательство слова пророка (Йешаяу 9:16): «Поэтому юношам своим не возрадуется Всевышний, и сирот и вдов не пожалеет. Ведь все льстят и злословят, и все уста сквернословят». Как мы видим, этот стих не упоминает ни идолопоклонство, ни разврат, ни кровопролитие, а только лесть, злословие и пошлость — грехи уст. И из-за них предопределено было [на Небесах]: «…юношам своим не возрадуется Всевышний, и сирот и вдов не пожалеет…». Ибо истина — в словах мудрецов наших, сказавших: сквернословие и пошлость в речи — это в полном смысле [слова] «срам и разврат» и запрещены так же, как разврат и все, что к нему относится, в дополнение к запрету собственно [развратного] действия. И, несмотря на то, что нет здесь наказания карет[3] или смертного приговора по решению суда, вещи эти запрещены как таковые, сами по себе, а не только как служащие причиной и приводящие человека к главному запрету [то есть к самому разврату]. И это подобно запретам, налагаемым [Торой] на назира, как мы упомянули выше, в приведенном мидраше.

Что же касается мыслей, о них мы уже говорили в самом начале нашей барайты (Авода зара 20б): «“И остерегайся всего дурного”, — чтобы не думал человек днем [о блуде] и не пришел к нечистоте ночью…». И еще сказали (Йома 29а): «Преступные мысли тяжелее [самого] преступления». И Писание явно говорит об этом (Притчи 15:26): «Омерзительны Г-споду мысли о зле».

Мы говорили о двух [столь] тяжких грехах, что человек очень легко находит преткновение в их многочисленных деталях и разветвлениях, из-за множества последних и сильной склонности человеческого сердца к этим грехам.

 


[1] Имеется в виду, что голос [поющей] женщины так же эротичен, как и ее тело. Поэтому во многих ситуациях слушать голос женщины так же запрещено, как и смотреть на нее.

[2] Здесь содержится намек: на Святом языке давар означает одновременно «слово» и «вещь», т.е. понятия «речь» и «вещь» являются однокоренными. Таким образом, мудрецы обращают наше внимание на сделанный Торой намек: «срамная вещь» — это не что иное, как «срамные речи».

[3]Карет буквально означает «отсечение»; имеется в виду «отсечение души» от ее корня — одно из самых суровых наказаний, предусмотренных Торой.

 

 

Редакция благодарит рава Лейба Александра Саврасова за любезно предоставленный материал

 

 


Зачем Б-гу подвергать нас проверке, если Он заранее знает, каким будет результат? В чем состоит цель испытаний и какие личные средства необходимы для их успешного преодоления? Читать дальше