Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Набрать 100 благословений бывает непросто, и считается, что именно поэтому множество соблюдающих евреев не высчитывает скрупулезно сумму произносимых в течение дня благословений

В кодексе «Шулхан Арух»1 написано, что каждый еврей должен произносить по 100 благословений каждый день. Тем не менее, большинство соблюдающих евреев не пытается каждый день подсчитывать количество благословений, которые они произносят2. А в Йом Кипур — самый святой день еврейского календаря — в принципе почти невоз-можно набрать 100 благословений. Поэтому рассказывают про Брискер Рова (рава Ицхака Зеева Соловейчика), что он считал свои благословения каждый день, кроме Йом Кипура, когда набрать 100 благословений все равно невозможно3. Еще сложнее набрать 100 благословений в день женщинам, поскольку они, в отличие от мужчин, как правило не произносят трижды в день Амиду («Шмонэ Эсре») — основную еврейскую молитву, которая в будний день дает 57 благословений. По этой причине, некоторые мудрецы постановили, что к женщинам заповедь о 100 благословениях вообще не относится4.

Из-за вышеупомянутых сложностей, ряд авторитетов пытался предложить такой способ счета 100 благословений, который облегчил бы людям задачу получения искомой суммы. Один из предложенных ими подходов — посчитать и те благословения, которые один человек слышит от другого5. Или еще один вариант — за-считывать молитву «Эйн ке-Элокейну» за несколько благословений6, хотя данный подход представляется очень натянутым7.

Как бы то ни было, набрать 100 благословений бывает непросто, и считается, что именно поэтому множество соблюдающих евреев не высчитывает скрупулезно сумму произносимых в течение дня благословений. В этой небольшой статье мы попробуем изложить несколько иное объяснение того факта, что на протяжении всей истории существования данного закона большинство людей не особенно старалось его исполнять. Во-первых, как известно, некоторые заповеди могут соблюдаться людьми недостаточно строго, если к предыдущим поколениям они, в силу тех или иных причин, не относились. Например, европейские евреи изначально оказались в местах, где большинство зерна относилось к категории «яшан» (зерно прошлого урожая, которое можно употреблять в пищу до Песаха) и позже, попав в холодные страны, где большинство зерновых попадает в категорию «хадаш» (зерно нового урожая, которое запрещено до Песаха), они продолжали игнорировать запрет на «хадаш»8. Бывает, что какую-то заповедь просто привыкли игнорировать из поколения в поколение, и потом уже очень трудно это изменить9. Но случается и такое, что евреи сперва следовали на практике более мягкому мнению, и позже, когда получил распространение «Шулхан Арух», их обычай не изменился. Вполне возможно, что до «Шулхан Аруха» большинство евреев просто считало, что произносить 100 благословений в день желательно, но вовсе не обязательно.

Давайте рассмотрим слова Талмуда («Менахот» 43б): «Раби Меир говорил: человек должен произносить 100 благословений в день, как сказано: “А теперь, о Израиль, что Г-сподь Б-г требует от тебя”10? По Субботам и праздникам раби Хия сын Авии старался набрать это число благословений с помощью благовоний и сладостей».

Возникает вопрос: если обязанность произносить 100 благословений относится к каждому, то почему Талмуд упоминает лишь раби Хию сына Авии, а не сообщает, что именно так должен поступать любой еврей11? Т.е. мы можем предположить, что произнесение 100 благословений мудрецы Талмуда рассматривали не как обязанность, а как особое устрожение («хумру»). Ведь есть и другие случаи, когда утверждение Талмуда, кажущееся запретом, ряд авторитетов объяснял как устрожение12. Более того, в Тосефте и в Иерусалимском Талмуде (в конце трактата «Брахот») раби Меир просто говорит, что обычно человек произносит в будний день 00 благословений: «Мы учим от имени раби Меира, что каждый еврей исполняет 100 заповедей в [будний] день: читает Шма с благословениями, ест хлеб с благословениями до и после, молится 3 раза по 18 благословений, а также исполняет с благословениями другие заповеди».

В издании Вавилонского Талмуда «Метив-та» приводятся слова рава Йерухама Перлова, который написал в своем комментарии на «Сефер а-Мицвот» рава Саадии Гаона (2-я положительная заповедь), что и в некоторых версиях Вавилонского Талмуда текст в этом месте отличается от того, которым пользуемся сегодня мы: вместо חייב אדם לברך מאה ברכות בכל יום («человек обязан произносить 100 благословений каждый день») там написано מאה ברכות חייב אדם לברך בכל יום, и это можно перевести как «сто [обязательных] благословений человек должен произносить каждый [будний] день». Из этого не следует, что обязательно произносить по сто благословений в день — речь лишь о том, что тех благословений, которые человек в принципе должен произнести на протяжении буднего дня по тем или иным поводам, насчитывается до ста. Вдобавок рав Перлов приводит мнения ряда гаоним и ришоним, которые тоже считают, что 100 благословений в день не являются абсолютной обязанностью.

Разумеется, это эссе не является алахическим путеводителем. Автор лишь пытается найти объяснение, почему многие не стремятся специально набирать по 100 благословений каждый день. Но на практике «Шулхан Арух» вслед за Рамбамом определяет, что произносить 100 благословений в день — обязанность каждого еврея (так же, как, например, произносить особые утренние благословения, о которых идет речь в следующем параграфе «Шулхан Аруха»). Это значит, что все евреи (по крайней мере, мужчины) должны выполнять эту заповедь. Даже в Шабат, несмотря на сокращенную молитву «Амида», не так уж сложно набрать 100 благословений, если пару раз перекусить между трапезами таким образом, чтобы произнести при этом как можно больше благословений (например, мучные изделия, вино, фрукты, овощи и нерастительная пища — все они ну-ждаются в отдельных благословениях), а потом произнести завершающие благословения. Что же касается Йом Кипура, то приходится полагаться на слышимые нами благословения на чтение Торы по свитку (до и после чтения) и Афтары во время молитв Шахарит и Минха, а также на повторение хазаном молитвы Амида. (Все эти благословения в любом случае следует слушать внимательно, даже если человек не пытается «набрать» с их помощью 100 благословений).


1 «Орах Хаим» (46.3) от имени Талмуда, «Менахот» (43б). Некоторые источники утверждают, что этот закон установил еще царь Давид («Бемидбар Раба» 18.21).

2 В обычные будние дни и так получается в среднем не менее 100 благословений, поскольку в одних только молитвах Амида содержится 3Х19=57 благословений. Но в Субботу и Йом Тов, когда у нас хоть и 4 Амиды, но каждая содержит лишь 7 благословений, требуется в течение дня несколько раз нюхать пряности или есть фрукты и сладости в дополнение к трем положенным трапезам, а иначе набрать 100 благословений затруднительно.

3 См. «Тшувот ве-Анагот» 4.153.

4 «Шевет а-Леви» (5.23), «Тшувот ве-Анагот» (2.129). С другой стороны, рав Элияшив («Хешив Моше») и рав Овадья Йосеф («Алихот Олам», «Ваешев») считают, что и женщины обязаны произносить по 100 благословений.

5 «Орах Хаим» (284.3). В особенности это относится к благословениям на чтение Торы и Афтары.

6 «Махзор Витри», Рокеах, «Коль Бо».

7 А-Маниг, «Законы молитвы»: גהנמה הזל ףנעו שרוש ןיא יתעד יפלו («И по моему мнению, нет ни корня, ни ветвей у данного обычая»).

8 См. комментарий Виленского Гаона («Йорэ Деа» 293.2), חספה םדוק ןיערוז ויהש רתיהה ךשמנש אלא.

9 См., например, Хага в конце гл.9 книги «Хафец Хаим» относительно запрета злословия.

10 Есть несколько объяснений, почему Талмуд видит в этом стихе указание на 100 благословений. В частности, слово «что»
(«ма») звучит как «сто» («меа»).

11 См. Хида, «Махазик Браха», «Орах Хаим» (290). Подобную логику мы находим в отношении запрета оставлять кашерное мясо без присмотра — Талмуд спрашивает: «Как же Рав ел мясо?». Т.е. данный закон не относился ко всем евреям — это лишь особое устрожение Рава (Тосафот «Бава Меция» (23б)), см. также подобное рассуждение относи-тельно «маца шмура» в комментарии Роша («Псахим» 2.26).

12 См. Ритва («Мегила» 28а), Ран в прим. к Рифу («Авода Зара», в конце гл.1); см. также «Бейт Йосеф», «Йорэ Деа»
(114) от им. Рашбы («Торат а-байт») насчет нееврейского пива.

Из журнала Мир Торы


Несмотря на то, что Тора строго-настрого запретила евреям употреблять кровь, так называемые «кровавые наветы» из века в век преследовали различные еврейские общины. Читать дальше