Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Можно ли соблюдать заповеди, будучи коммерсантом?

 

Всевышний хочет от человека только веры. Сказано (Псалмы 31:24): «Верующих бережет Г-сподь», и еще (Йешаяу 26:2): «Откроются врата, и придет народ праведный, ожидающий [исполнения] обещанного» [то есть те, которые верят], и также сказано (Псалмы 101:6): «Глаза мои [обращены] к верующим земли — усадить их рядом со мной». И сказано (Ирмеяу 5:3): «Глаза Твои [устремлены] к вере»[1].

Также Иов свидетельствовал о себе, говоря (Иов 31:7): «Сбились ли ноги мои с пути, иль за глазами последовало мое сердце, иль к рукам моим пристала мерзость?»[2]. Вдумаемся в сказанное. Речь идет о неявном грабеже, который сравнивается с тем, будто что-то прилипло к рукам человека. Хотя он ничего не берет специально, чужое «прилипает само по себе» и, в конечном счете, оно оказывается в его руке. Даже если человек не намеревается грабить буквально, очень трудно сохранить руки совершенно чистыми от чужого. Однако на самом деле причина в том, что не сердце управляет глазами, не позволяя им пленяться чужим, а глаза влекут за собой сердце, побуждая человека искать разрешения присвоить то, что кажется хорошим и желанным. Поэтому и сказал Иов, что он поступал не так, — сердце его не следовало за глазами, и потому к его рукам ничего не пристало.

Достаточно посмотреть на обман в торговле, чтобы понять, насколько легко человеку соблазниться и впасть в ошибку. Ведь, как кажется, действительно стоит постараться представить свой товар покупателю наилучшим образом и заработать трудом своим… Поговорить с клиентом проникновенно и сердечно, чтобы склонить его к покупке… Ведь сказано об этом: «Тот, кто расторопен, заработает» (Псахим 50б), и еще: «…рука прилежных обогащает [их]» (Притчи 10:4). Однако если при этом человек не будет аккуратен и в высшей степени осмотрителен, то взрастит вместо зерен колючки! Ошибется и нарушит запрет обмана в торговле, о котором мы предостережены (Ваикра 25:17): «Не обманывайте один другого…», и еще сказали мудрецы: «Также и нееврея обманывать запрещено». И в Писании сказано (Цфания 3:13): «И остаток Израиля не сотворит несправедливости, и не будут говорить неправду, и не будет в их устах двуличных речей…». Еще сказали (Баба меция 60б): «Не приукрашивают старые вещи [выставленные на продажу], чтобы они выглядели как новые. Не смешивают одни плоды с другими, даже новые с новыми. И даже [те, которые стоят] динар за меру, [не смешивают] с теми, которые лучше, [стоящими] динар и трисит[3], чтобы продать по динару за меру». И сказано (Дварим 25:16): «Противен Всевышнему всякий делающий такое, всякий творящий несправедливость», — он назван пятью именами: «преступником», «ненавистным», «омерзительным», «отвергнутым», «противным». Еще сказали наши мудрецы (Баба кама 119а): «Всякий обирающий другого — даже на грош — как будто отнимает у него душу». Вот как тяжел этот грех, даже в малом размере! И еще сказано (Таанит 7б): «Только из-за присвоения чужого прекращаются дожди [то есть наступает засуха]». И еще сказано (Ваикра Раба 33:3): «[Когда] сундук полон грехов, какой из них обвиняет раньше всех? — Присвоение чужого!» И окончательный приговор поколению потопа был вынесен именно за присвоение чужого (Сангедрин 108а).

Могут спросить: разве возможно, совершая торговые сделки, не постараться заинтересовать партнера товаром и его ценой? Ответ таков: есть существенное различие [между разрешенным и запрещенным в этой сфере]. Показывать покупателю истинные достоинства товара и его красоту — хорошо и честно, однако скрывать его недостатки — не что иное, как обман, и [поэтому] запрещено. Это — важнейшее правило порядочности в сделках.

Мы не будем говорить здесь о правильных гирях и прочих средствах измерения, ведь о них ясно сказано в Писании (Дварим 25:15-16): «Гиря полная и верная должна быть у тебя, эйфа [мера объема] полная и верная должна быть у тебя… Ибо мерзость пред Г-сподом, Б-гом твоим всякий делающий это [нарушающий это предписание]…». И сказали наши мудрецы (Баба батра 88б): «Наказание за [нарушение] мер тяжелее наказания за разврат». И еще сказали (там): «Оптовый торговец должен чистить свои мерные сосуды каждые тридцать дней»[4]. Почему так строго? Чтобы они не уменьшились незаметно для самого владельца и он не был бы наказан за это. Тем более грех ростовщичества, который сравним с отрицанием Всесильного Б-га Израиля (не дай Б-г!). И объясняют наши мудрецы (Шмот Раба 31:6) слова пророка: «В рост давал, брал проценты, — и жить будет? Не будет жить!» (Иехезкель 18:13), — «Он не оживет при воскрешении мертвых». Ведь этот грех [ростовщичество] и даже то, что лишь отдаленного на него похоже, мерзко и противно в глазах Всевышнего. И я не вижу необходимости говорить на эту тему далее, поскольку страх этого [греха ростовщичества] лежит на каждом еврее.

В целом правило таково: насколько сильна тяга человека к деньгам, настолько же многочисленны ее опасности. И для того, чтобы человек на самом деле был чист [от греха, связанного с этим], он должен тщательно обдумывать все свои дела и проявлять в них величайшую педантичность. И тот, кто сумел очиститься, пусть знает, что достиг великой ступени. Ведь многие люди достигали многих аспектов благочестия, но в отношении ненависти к стяжательству не смогли достичь совершенства. И сказал Цофар а-Наамати Иову (Иов 11:14-15): «Если ложь в руках твоих, гони ее, и да не будет в шатре твоем неправды. И тогда поднимешь незапятнанное лицо свое без изъяна [то есть — без греха], будешь тверд и не убоишься».

 


[1] Очевидно, здесь Рамхаль хочет сказать, что тот, кто печется об исполнении заповеди настолько, что идет на грех ради ее исполнения, страдает недостатком веры. Ведь Всевышний хочет от нас не рассуждений о приоритетах, а точного следования Его воле, т.е. веры в то, что исполнение Его воли и есть благо. Кроме того, сама попытка человека присвоить чужое и получить от этого какую-то пользу свидетельствует о неверии, ведь человек получает от Всевышнего то, что ему положено, и никакие хитрости и тем более преступления не помогут ему получить больше.

[2] Т.е. чужое имущество.

[3] Древняя монета.

[4] В противном случае налипшая грязь изменяет объем.

Редакция благодарит рава Лейба Александра Саврасова за любезно предоставленный материал

 


Заповедь об очищении пеплом красной (или, в другом переводе, рыжей) коровы является примером законов, истинный смысл которых недоступен для понимания человеку. В данной теме освещаются символика и большинство практических аспектов этой заповеди по мнению великого мудреца и общественного деятеля прошлого, раввина дона Ицхака Абарбанеля. Читать дальше