Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Наши мудрецы сказали, что всякий, кто гневается, подобен идолопоклоннику. Причина этого в том, что в момент гнева он утрачивает веру в Б-га. Ведь если бы он верил, что данная неприятность - от Всевышнего, он бы не гневался вовсе»Тания
Представим себе человека, который не верит в существование Индии и Китая, поскольку он в этих странах не был. Вы бы считали его нормальным?

Вера и вековая традиция

Многочисленны пути, ведущие к вере

Многочисленные дороги и тропы ведут к вере — дорога чувства, логики, науки и исследования. Пути к центру веры пересекают просторы вселенной. Ведь «небеса проповедуют славу Б-жию, и о деяниях рук Его повествует небесный свод. День дню говорит, и ночь ночи открывает знание» (Псалом 19). В сущности человеческого бытия — в ощущении его внутренней Б-жественной стороны, в душе — есть окна, позволяющие заглянуть внутрь храмов веры. «Из плоти моей узрю Б-га» (Иов 19, 26). И действительно, мудрость и чувство привели к вере Израиля людей, которые увенчали ее славой.

За минувшие тысячелетия иудаизм не только прошел через испытания огнем и кровью, но также и через горнило исследования, философии и критики, из которого он вышел закаленным и озаренным сиянием истины. К подвижникам чистой веры принадлежат Рамбам, великий мыслитель и кодификатор; ибн-Эзра, великий толкователь, который провел все ценности иудаизма под жезлом своего исследования; Иеуда Алеви, мыслитель и поэт, увенчанный короной поэзии и утонченного чувства. Они пришли к истинной вере различными путями.

Пути для всех и для каждого в отдельности

Однако следует различать между тропами для одиночек и путем для многих. Наш мир сотворен так, что хотя «славою

Его полнится мир, — слуги Его спрашивают один у другого: Где место славы Его?» (Кдуша). Не вдаваясь в подробности при анализе мнений наших учителей-предшественников об исследовании и философии как средствах укрепления целостной веры, следует отметить, что все они рассматривают исследование и философию как дополнительный элемент и как удел отдельных личностей; но, с другой стороны, существует главный путь, проложенный для многих, для каждого из Израиля. Еврей призван и обязан идти по нему, а за пренебрежение этой обязанностью с него взыскивается. О пути, общем для всех, мы будем говорить в последующих главах.

Корень израильской, иудейской веры

Могучей, непоколебимой основой, на которой зиждется величественный храм веры и о которую разбиваются скептицизм и критика, является многовековая традиция, предание отцов, переходящее от поколения к поколению. Это основа основ, от которой вера устремляется ввысь, оставаясь ясной и доступной для каждого из народа Израиля — для мужчин, женщин и детей. К проникнутой единством совершенной вере нельзя ничего прибавить, от нее нельзя ничего отнять. Корень и начало этой веры в видении, в восприятии зрением и всеми другими чувствами и средствами интеллектуальными и духовными, находящимися в распоряжении человека. Посредством видения, ощущения и осознания были заложены основы веры, укоренившейся в народе Израиля, в первом поколении верующих в Господа и верящих Моше, Его слуге, — в поколении, которое получило Тору на горе Синай, и Тора передавалась в Израиле от отцов сыновьям беспрерывно вплоть до наших дней. Условия, способ и форма такой передачи предполагают ясное осознание и абсолютную истинность.

Эта азбука учения иудаизма общеизвестна и общедоступна; но наряду с известностью существует также незнание.

К сожалению, нам приходится видеть, как в наши дни пренебрегают этой основой веры и даже ошибочно отождествляют ее с «как заведено».

Нашей целью является напомнить о великих, всеобъемлющих основах, насколько это по силам автору и насколько позволяют рамки книги, в которой не содержится ничего нового, а только приведены высказывания из книг наших учителей-предшественников вместе с объяснениями и толкованиями на простом доступном языке.

Осознание, предание и видение

Верное свидетельство

Повсюду принято верить свидетельским показаниям людей. Согласно правовому законодательству, принятому у многих народов, на свидетельские показания опираются при вынесении приговора, в том числе при вынесении смертного приговора. В повседневной жизни мы также исходим из сообщений очевидцев. От общепризнанности и общего согласия людей в каком-либо определенном вопросе зависит мера достоверности: человек может клятвенно заверять в истинности того, что произошло на другом краю света. Порою он верит свидетельству так же или даже больше, чем виденному собственными глазами.

Представим себе, что появился человек, со всей серьезностью заявляющий: «Почему я должен верить в то, что в мире была война, ведь я не видел ее своими глазами, а только слышал рассказы о ней. Вы говорите, что где-то есть Индия и Китай. Я не был там и не верю вашим рассказам. Быть может, это неправда». Если бы появился такой человек, мы сочувственно пожали бы плечами, понимая, что с нами говорит душевнобольной.

Мы не сомневаемся в достоверности сведений о событиях, происшедших много веков тому назад. Для нас является очевидным то, что некогда жили императоры Александр Македонский и Наполеон. Мы знаем о важных исторических событиях, происшедших в давние времена. И если кто-то заупрямится: «Быть может, это ложь, выдумка писателей?» — мы объясним ему, что публичная ложь в таких масштабах не может существовать. В большинстве случаев удается разоблачить лгуна-одиночку. И тем более невозможно, чтобы все общество согласилось и приняло ложь. Отец не передаст ложь сыну, а поколение не выдаст вымысел за правду и не передаст его потомкам.

От поколения к поколению переходит история мир и история каждого из народов. Предположения передаются как предположения, легенды как легенды, а достоверные факты — как абсолютная достоверность. Разногласия существуют только в разъяснении событий, в определении причин и мотивов, предшествовавших им, ибо о них обычно не сообщается непосредственно. Однако сомнения не распространяются на то, что поколение и век открыто подвергли проверке.

Общепризнанность наследия

Многогранная жизнь общества опирается на взаимное согласие и традицию. Первую букву алфавита мы называем «алеф». Разве возникают у нас сомнение и мысль о том, что, быть может, ее следовало бы называть не «алеф», а «бет»? Откуда у нас уверенность в правильности? Так передается от поколения к поколению, такова традиция отцов. Рецепт хлеба, который мы едим, общий язык, на котором мы говорим, также являются наследием отцов. В области знания и науки, идей и культуры каждое поколение наследуют предыдущему, совершенствует полученное им и строит свой мир. И если бы появился «новатор», желающий сбросить с себя иго наследия и начать все сначала, ему сказали бы: «Хорошо, но в этом случае тебе придется прикрывать наготу фиговым листом, ты будешь добывать огонь из камней и жить в пещерам и расселинах скал». Основа жизни всякого цивилизованною человека состоит в том, что каждое из поколений получает наследие от предшествующего и вносит свой вклад в то, что получено им в наследство.

Итак, мы получаем в наследие сведения об исторических событиях, о которых известно из преданий. Сведения внушают доверие, когда они передаются от поколения к поколению в качестве обычаев и образа жизни, с которыми человек связан постоянно, ежедневно, ежечасно. Традиция обладает значительно большей достоверностью, когда передаваемое ею требует от человека усилий и самоотверженности, чему природа человеческая обычно противится, т. е. когда предана содержит идеи и предписывает образ действия, обуздывающие человека, которые невозможно принять, не осознав их необходимость и истинность. Если бы человек сомневался в истинности предания, он не взял бы на свои плечи эту тяжелую ношу.

Отношение поколений к преданию

Убедительным доводом является способ передачи иудейского наследия, который отличался серьезностью и возвышенностью, строгостью и бережным отношением к каждому знаку, тревогой и трепетом. Достоверность и убедительность возрастают, когда предание принимается от человека верного и любящего, заботливого и преданного тебе, от всей души желающего направить тебя на путь истины. Неизмеримо возрастает мера достоверности и истинности, если предание передается в такие моменты, когда человек возносится на вершину кристально чистых представлений о жизни, освобождается от оков своих слабостей, недостатков и предрасположений. Такое сообщение обладает неоспоримыми истинностью и достоверностью, которые не уступают очевидности сенсорного восприятия и осознания, в которых участвуют разум и чувства человека.

Предание иудейское

Издавна овеянное величием истины

Рассмотрим теперь цепь векового предания израильского народа. Обратим внимание на каждое из звеньев этой цепи. Разве может человек не застыть в безмолвном восхищение перед величием вечной могучей истины, чистой и свяюй. В нашем человеческом языке не хватает слов для определения этой истины.

Власть Б-га и Его Торы над всей жизнью

Что составляло содержание жизни Израиля, жизни отдельного человека и общества в целом на протяжении тысячелетий до последнего времени? Жизнь еврея представляла собой непрерывную цепь жизни Торы, веры и служения Господу. От рождения до смерти, ежедневно, ежечасно, ежеминутно человек из Израиля неотделим от веры и исполнения заповедей. Кто господствует над его внешней и внутренней жизнью, над его совестью, мыслью и действием? Кто властвует над его телом, над всем его существом? Б-г Израиля. Что является определяющим для выбора пищи, для его работы и торговли, что определяет его удовольствия, развлечения, отдых, поведение, одежду, что определяет его скорбь, слезы, боль и радость? Тора Израиля.

На теле еврея знак священного завета. Тфилин на руке против сердца, «чтобы этим подчинить желания и помыслы нашего сердца служению Ему, благословенно имя Его». Тфилин на голове, над мозгом, — чтобы душа, которая в нем, и все мои чувства и силы подчинились служению Ему, благословенно имя Его. Еврей облекает свое тело в цицит, кисти видения, чтобы «так да облекутся душа моя и 248 членов и 365 жил моих светом цицит, знаменующих собой 613 заповедей». Пробуждаясь утром, еврей ежедневно принимает бремя царства небесного, Торы и заповедей; он предстает перед своим небесным Отцом, чтобы прославлять, восхвалять, благодарить и благословлять, он изливает душу перед Творцом, вкладывает в молитву жар своей души и принимает основы веры и ее принципы от «обновления мира» до особого благословения «воскрешающий мертвых».

Входя в дом, еврей целует мезузу. А почему он любит ее? Потому что она говорит о принятии ига царства небесного, ига Торы и заповедей. Каждой трапезе предшествует и каждую трапезу завершает благословение Господа. А что ест ев рей? То, что дозволено в пищу Торой. Когда еврей отправляется в путь, его сопровождает молитва. Когда еврей занят работой и торговлей, Тора руководит им. Тора устанавливает порядок в том, что видит его глаз, слышит его ухо, произносят его уста. Но вот день клонится к вечеру, и молитва Минха ободряет душу еврея, и он ждет вечера, чтобы заняться изучением Торы, Учения жизни, Учения Б-га, которое успокоит его, утешит, утолит его жажду, вознесет и возвысит его. В его жилище пребывает Шехина, между ним и его женой — завет Торы, ее законы и уставы. Перед сном он принимает иго царства небесного и отдает отчет о поступках, совершенных за прошедший день. Он ведет себя скромно и благопристойно, Тора направляет его действия. Бодрый, с новыми силами, пробуждается он на заре, чтобы служить своему Творцу.

На протяжении шести рабочих дней недели еврей пребывает под сенью Субботы. Суббота — святая святых для Б-га Израиля. Она свидетельствует об обновлении мира, о вручении Торы, о Провидении Творца, о всех основах Торы и принципах веры. В этот день еврей освобождается для жизни. полной святости и Торы, в этот день он возносится и приближается к Б-гу.

А каково содержание еврейских праздников? В праздник освобождения, в праздник Песах, еврей переживает избавление от египетского рабства, избавление, сформировавшее израильскую нацию, — переживает не только как воспоминание, а как реальное событие своей жизни. А в праздник Шавуот, праздник вручения Торы, еврей приобщается к Синайскому откровению и принимает Тору. В праздник Рош Ашана, в Новолетие, восходит на престол суда Царь, Царь мира. В Судный день, в Йом Акипурим, еврей очищает себя пред Царем. В праздник Суккот он радуется пред Ним, исполняя Его заповеди, своими глазами видя кущи и облака славы, которые видела израильская нация в пустыне.

Участие души в исполнении заповедей

С каким воодушевлением служит еврей своему Тво зцу и исполняет Его заповеди, какую самоотверженность проявляет он для того, чтобы выстоять в испытаниях. Вспомним о верности, сердечной радости и приверженности, с которой израильтянин исполняет Синайские повеления.

Какое серьезное отношение, готовность, требовательность и забота о каждой букве предписания! Как радуется сердце великолепию этрога, как целует еврей филактерии и кисти видения, как заботится он о всякой малой детали, с какой любовью и с каким трепетом относится он ко всему, связанному с заповедью.

Наследие отцов

Кто возложил на еврея любимое им и желанное бремя? Отец и мать, все предшествующее поколение. А кто возложил на его родителей, на их поколение эту священную ношу, Учение жизни? Отец и мать его отца, отец и мать его матери, их поколение. А кто ввел их предков под сень крыльев Шехины? И так, из поколения в поколение, путь ведет к нашему учителю Моше, к Синайскому откровению и к Б-гу Израиля.

Кто со священным трепетом делал младенцу обрезание на восьмой день после его рождения? Отец, любящий его как лушу свою. А кто плакал из-за причиненной ему боли и от радости, что на ее долю выпало счастье ввести его в завет нашею праотца Авраама? Его мать, еврейская милосердная мать. Разве это фальшивые слезы? Разве это притворство?

А что завещал еврею отец, расставаясь с ним на ложе страдания? В час, когда человек смотрит на мир непредубежденно, освободившись от оков материального и от своих заблуждений, когда он мысленно обозревает свою жизнь, давая себе отчет о прожитом и совершенном. Обращаясь в этот час к сыну, к своей надежде и утешению, что говорит он ему последним своим словом, в котором стремится воплотить все самое важное? — «Служите Б-гу Израиля и храните Его Учение!» Разве отец обманет сына?

Ради чего готов еврей пожертвовать своим имуществом, силами и жизнью? Ради чего он готов идти на смерть? Каково его последнее слово в этом мире? — «Слушай, Израиль! Господь — Б-г наш, Господь един!» Неужели кто-то осмелится назвать это притворством?

От кого еврей унаследовал это? Кто вдохнул в него жар души, самоотверженность и сердечную тоску по возвышенному кто разжег пламя в его крови, кто воцарил над ним Б-га Израиля и Его Тору? Поколение прошлого, воплощенное в нем, в его крови, в его душе, в его сердце — в еврейском сердце.

В свете исследования

Наш народ — народ жестоковыйный, все проверяющий, всему сопротивляющийся, всегда у него наготове вопрос: «Что это? Откуда?» Этому народу чужда дисциплина, безмолвное подчинение, слепое повиновение. Трудно представить себе объем проверки и исследования, через которые предание проходило в каждом поколении.

Так крепла и закалялась израильская цепь. Каждое поколение видело цель и предназначение своей жизни в передаче Синайского наследия грядущему поколению. Это соединяет в единую цепь все поколения — звенья. Наше, бедное поколение также стоит на пути, ведущем к нашему учителю Моше, к Синайскому откровению и к Господу, Б-гу Израиля.


Глава повествует об одной из самых загадочных заповедей — заповеди о пепле красной коровы. По преданию, ее смысл не смог постичь даже царь Соломон. Также в главе описывается, как еврейский народ скорбел после ухода первосвященника Аарона. А затем, после многолетних странствий, евреи, достигают границ Святой земли. Читать дальше

Недельная глава Хукат

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Содержание главы: Законы, связанные с ритуальной чистотой (Бемидбар 19:1—22). Смерть пророчицы Мирьям, сестры Моше; чудо с водой, вышедшей из скалы (20:1—11). Всевышний лишает Моше и Аарона права войти в Святую землю (20:12—13). Царь Эдома не дает евреям пройти через свою страну (20:14—21). Смерть Аарона; его сын Элиэзер становится первосвященником Храма (20:22—29). Победа над царем Арада (21:1—3). Ропот на Моше в среде евреев; чудо с медным змеем (21:4—9). Песня о Колодце — благодарность Всевышнему за воду, которую нашел народ (21:10-20). Завоевание царств Сихона и Ога на восточном берегу Иордана (21:21—22:1).

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хукат

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Словарь для читающих Тору на иврите. Хукат

Рав Аарон Штейман,
из цикла «Словарь ивритских терминов»

Червленая шерсть и другие ключевые понятия недельной главы

Хукат, вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе