Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«И праведнику недоступна та высота, какой достигает грешник своим раскаянием.»Раби Абау, Санедрин 99а
Глава «Бехукотай» («Если по законам Моим будете поступать») развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

О чем говорит нам глава Бэхукотай? Она начинается словами: «Если вы по уставам Моим будете поступать, и заповеди Мои соблюдать будете, и исполнять будете их, то Я дам дожди Вам вовремя, и земля даст урожай свой, и деревья полевые дадут плод свой. И сходиться будет у вас молотьба со сбором винограда, а сбор винограда сходиться будет с посевом…» (Ваикра 26:3, 5). Т. е. будет большой урожай и молотьба затянется до сбора винограда. А винограда будет много, и сбор его будет продолжаться до посева.

«…и будете есть хлеб свой досыта…» (там же, 5). Что это значит? Человек ест немного, и ему идет впрок. И тогда он здоров. «…и будете жить спокойно на земле вашей. И водворю мир в стране…» Прекрасные обещания: Б-г говорит, что будет, когда евреи пойдут по пути Торы. От этого спокойствия мы в настоящее время далеки… «И пятеро из вас прогонят сто, и сто из вас прогонят десять тысяч, и падут враги ваши пред вами под мечом» (там же, 8). Это лишь малая часть обнадеживающих предсказаний. А за ними следуют тяжелые предсказания: что будет, если евреи не будут соблюдать волю Б-га и выполнять все эти заповеди. Какие беды придут…

Что означают эти предсказания Торы? Мы же знаем, что в этом мире нет полного расчёта, полного воздаяния. Бывает, что праведник страдает в этом мире, бывает, что у преступника всё в этом мире идет хорошо. Понятно, что за каждую выполненную заповедь Б-г часто воздает добром и на этом свете тоже. Но стопроцентной гарантии, что всегда будет так и только так, у нас нет. Так что же хочет нам сказать здесь Тора?

Рамбан, комментируя эти стихи, пишет: это — общие благословения для всего народа, когда народ идет по пути Торы. То есть понятно: когда отдельный человек соблюдает заповеди, Всевышний часто воздает ему добром и в этом мире, но — «железных» гарантий нет. А вот с еврейским народом в целом дело обстоит иначе. Тора говорит, что евреи как народ находятся под особым наблюдением Б-га. И предсказания Торы в нашей главе обращены к еврейскому народу в целом, когда он живет в Земле Израиля.

Понятно, что речь идет о чудесах, это не естественный ход событий. В природе нет такого: мы выполняем заповеди Торы и благодаря этому дожди идут своевременно и враги не нападают, боятся нас и бегут сто от пяти… В законах природы нет и такого, что все будет наоборот, если евреи станут нарушать заповеди. Природа тут ни при чём! Это чудеса — скрытые чудеса именно со всем еврейским народом. Рамбан говорит: это линия Б-га, так Он ведет себя с нами.

Интересно, с момента вступления евреев в Землю Израиля это было видно. Максимально ярко это было видно в первый период до построения Храма, в эпоху Судей. Какова была жизнь евреев тогда? Когда они шли по пути Торы, все было хорошо. Когда обращались к идолам — приходили какие-то захватчики: филистимляне, Амон, Моав. И побеждали, евреи годами были угнетены. В результате угнетения они осознавали, что деградировали, и обращались к Б-гу, оставляя идолов. Тогда Б-г посылал им спасителя — очередного судью. Пока судья правил, народ шел по пути Торы, все было нормально. Когда судья умирал, зачастую евреи опять шли за идолами, пока вновь не приходили захватчики. Так эти периоды чередовалось.

То есть это линия, которую Б-г «проводит» с еврейским народом. И особенно это чувствуется, когда еврейский народ живет в Земле Израиля. Это скрытые чудеса, которые становятся явными из-за своего постоянного повторения. Благодаря повторению мы понимаем, что это от Б-га. Линия Б-га — в соответствии с нашим поведением. Когда евреи идут по пути Торы, Б-г посылает удачу, а если нет — наоборот. Об этом говорит наша глава.

Другими словами, Б-г передал судьбу еврейского народа в его собственные руки. Слышали такое выражение: «Возьмем судьбу в свои руки»? Это именно то, что Б-г от нас хочет: «Возьмите свою судьбу в свои руки. Знайте, что от вашего поведения, от того, идете вы по пути Торы или нет, зависит ваша судьба».

Интересно, в нашей главе написано: «пятеро из вас прогонят сто, и сто из вас прогонят десять тысяч». Пять к ста — какая пропорция? Один к двадцати. А сто к десяти тысячам? Один к ста. Раши спрашивает, почему здесь другая пропорция. И отвечает: сила многих, идущих по пути Торы, — совсем иная, чем сила немногих, идущих по Торе. Тут, скорее, геометрическая прогрессия, чем арифметическая.

Есть интересный момент, прямо связанный с этим. Далее в главе, там, где приводятся тяжелые предсказания, сказано, что беды будут приходить постепенно. Если евреи отойдут от соблюдения Закона, произойдет то-то и то-то, а если они не остановятся, то произойдет еще и это. Написано (там же, 26:21): «Если же пойдете со мной случайно… », тогда придут беды.

Что значит «случайно»? Посмотрим комментарий Раши и комментарий Рамбама. Раши говорит: «случайно» означает, что для человека соблюдение заповедей — случайное явление. Как говорят, «еврей по настроению». Иногда читает Минху, а иногда нет, иногда накладывает тфилин, а иногда нет, под настроение, иногда так, и иногда иначе. То есть у него соблюдение заповедей не постоянное, а случайное. И за это придут беды…

Рамбам же объясняет смысл слова «случайно» совсем по-другому. Сказано: «Если же пойдете со Мной случайно…» А перед этим сказано (там же, 19, 20): «И сломлю гордыню могущества вашего, и сделаю небо ваше — как железо, и землю вашу — как медь… и деревья земли не дадут плодов своих». Рамбам говорит: если на еврейский народ, не дай Б-г, обрушивается несчастье, то надо знать, как подходить к этому несчастью. Что делать в такой момент?

Надо понять, что ничего случайного в мире нет. И если что-то происходит, значит, у этого есть причина. Б-г это сделал не «просто так». Когда случается беда, надо стараться проанализировать и понять, что такого мы сделали, почему Б-г нами недоволен. Проверять, искать. А если отнесемся к этому как к случайности, тогда, пишет Тора, придут новые беды…

И Рамбам пишет, что таким должно быть отношение еврейского народа к опасностям. Например, сейчас говорят о серьезных опасностях — о ядерном оружии в Иране, о нестабильном положении в Сирии и т. д. Скажут: это такая международная политическая ситуация. Это такой президент был в Америке и т. д. Политические комментаторы найдут достаточно объяснений, почему всё происходит именно так. (Как известно, перед значимыми событиями политкомментаторы говорят: по всей вероятности, произойдет то-то и то-то. А когда потом происходит что-то совсем другое, они объясняют — очень аргументировано, — почему должно было произойти именно то, что произошло). Об этом и говорит Рамбам: если смотреть на обстоятельства как на «случайные», всё будет только ухудшаться… Еврей должен знать, что нет случайностей в мире. И само наше отношение к событиям, которые посылает Б-г, очень важно. Если сочтем всё случайностями, то Б-г прибавит еще таких «случайностей» — новых бед… Если Б-г посылает какие-то тяжелые события или опасные ситуации, Он делает это для того, чтобы пробудить еврейский народ. Всегда надо продумать, что мы делали не так, как надо, и что надо исправить, чтобы положение изменилось.

Наша глава говорит о том, что судьба еврейского народа в целом и, особенно, в Земле Израиля, зависит от того, идем мы по Торе или нет. Все остальные стороны вопроса — мелочи по сравнению с этим. Это надо помнить, что бы то ни случилось, какими бы ни были экономическое положение, политическое, международное. Судьба еврейского народа зависит только от одного — насколько мы идем по пути Торы. А если кто-то говорит, что предыдущий президент Америки виноват в попустительстве, трусливая Европа виновата и т. д., то, может, это и правильно, но, если смотреть в корень, то главное — что Б-г от нас хочет. И это — во всем, что происходит в мире. Этому нас учит глава Бэхукотай.


Эта недельная глава — самая большая из всех глав Торы. В ней, среди прочего, рассказывается о подсчете семейств левитов и той службе, которую им поручил Всевышний в пустыне. Также глава повествует о заповедях назира (назорея), благословении коэнов, обряде сота и о многом другом. Читать дальше

Недельная глава Насо

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»

Объяснение текста благословения коэнов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г благословенный повелел Моше передать Аарону и его сыновьям формулировку благословения коэнов, то есть, точные слова, которыми они будут благословлять общину сыновей Израиля.

Избранные комментарии к недельной главе Насо

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.

Кто учит Торе сына ближнего, как бы дает ему рождение. Насо

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.