Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти

В нашей недельной главе — очень много заповедей: шестьдесят три. Наибольшее количество, конечно, в главе Ки теце — семьдесят четыре, а Эмор на втором месте.

Я бы хотел остановиться на двух заповедях, которые приводятся в середине главы. Сказано: «И не оскверняйте святого имени Моего, и буду Я освящен среди сынов Израиля» (Ваикра 22, 32). Что значит освятить имя Б-га, и что значит не осквернить имя Б-га? Рамбам в своей книге «Мишнэ Тора» говорит, что эти заповеди выполняют в трех ситуациях.

В некоторых случаях еврей должен быть готов отдать жизнь, чтобы не нарушить запреты Торы. Кто отдает свою жизнь — освящает имя Всевышнего, а кто нарушает эти запреты, тот его оскверняет. То есть, тот, кто освящает имя Б-га, одновременно выполняет заповедь не осквернять его — выполняет две заповеди.

В каких случаях каждый еврей должен быть готов отдать жизнь, но не нарушить запрет? Что это за запреты? Их три. Гмара в трактате Сангедрин говорит: есть три заповеди — три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти. Это идолопоклонство, разврат (т. е. то, что Тора называет развратом) и кровопролитие — убийство.

Интересно, что в Гмаре порядок всегда такой: сначала — идолопоклонство, потом разврат, затем кровопролитие. По-видимому, порядок указывает на степень строгости запрета: самый строгий запрет — идолопоклонство.

Маараль из Праги пишет, что эти три заповеди связаны с тремя направлениями. Идолопоклонство, пишет он, это самое тяжкое преступление по отношению к Б-гу. Нарушение верности Ему, служение идолам. Я думаю, если идолопоклонство — нарушение верности Б-гу, то таким же нарушением является и утверждение человека, что он вообще не верит. И, если кого-то принуждают совершить такое нарушение, заявить, что он не верит в Б-га, ему тоже надо отдать жизнь, но не произносить этого, не нарушить запрет.

Кровопролитие — самое тяжкое преступление по отношению к другому. Отнять у другого самое дорогое, что у того есть. Что? Жизнь.

А разврат — самое тяжкое нарушение по отношению к себе, уничтожение своего духовного уровня. Маараль пишет: в трактате «Сота» рассматривается следующая ситуация. Муж предупреждал жену, чтобы она не уединялась с таким-то мужчиной, а жена нарушила его запрет. В этом случае муж приводит ее в Храм и приносит жертву. Что это за приношение? Приношение из ячменного зерна. Ячмень, как известно, корм для скота. Эта женщина поступила по-скотски. Разврат — самое скотское поведение, человек, поступающий таким образом, падает духовно.

Все остальные заповеди в случае опасности для жизни еврея можно и нужно нарушать, все запреты Торы, кроме этих трех. Откуда нам это известно? В главе Ахарей Мот, которую мы читали в прошлую субботу, сказано обо всех заповедях: «Соблюдайте же уставы Мои и законы Мои, исполняя которые человек будет жив ими» (Ваикра 18, 5). Из этого стиха Гмара учит, что человек должен жить заповедями, а не умирать за них. Отсюда делают вывод, что все остальные запреты Торы, кроме этих трех, можно и надо преступить в случае опасности для жизни: субботние запреты, запреты кашрута — разумеется, если нет другого пути.

И неважно, возникла эта опасность естественным путем или ее создали люди. Если женщина должна рожать или кто-то почувствовал себя очень плохо в субботу, можно и надо везти их в больницу спасать — от опасности, возникшей естественно. Или если человеку грозит голодная смерть, а еда есть, только некошерная, — тот же случай. А может быть опасность, созданная людьми. Какой-то насильник берет пистолет и говорит: «Либо ты съешь этот кусок свинины, либо я тебя на месте застрелю».

А вот если заставляют нарушить один из этих трех строжайших запретов — идолопоклонства, разврата и кровопролития, — каждый из нас должен быть готов отдать жизнь, но не нарушить.

Что является идолопоклонством? Все виды поклонения идолам. Этот запрет можно нарушить не только практическим действием, но и словом. Даже если человека заставили сказать какому-то идолу: «Ты — бог мой», это считается идолослужением, говорит гмара в трактате Сангедрин. То есть, если человека заставляют такое сказать, то ему нельзя этого делать. Шулхан Арух пишет: человек не должен говорить, что он идолопоклонник, даже если его жизни угрожает опасность.

Евреи отдавали жизнь, чтобы не изменить вере. Так было во времена Крестовых походов, Богдана Хмельницкого

Мне вспоминается история, которую рассказал мой дядя, раввин Антверпена рав Хаим Крайзвирт зацаль. Это произошло, когда он был молодым, в начале Второй мировой войны в Варшаве. Немцы бомбили Варшаву. Он сказал: «Я не буду гоняться за бомбой, пусть бомба гонится за мной». И не стал перебегать с места на место. Немцы заняли Варшаву. Схватили его и еще одного еврея. И спросили рава Хаима: «Ты юдэ или католике (еврей или католик)?» Он сказал, что он еврей. То есть он освятил имя Б-га.

Рав Хаим начал молиться Б-гу: «Б-же, вспомни мне добро, что я делал людям. Особенно вспомни мне добро, которое я сделал одному еврею из семьи хасидских цадиков». (Этот еврей ослеп, его послали к раву Хаиму, и он с ним крутился, водил к врачам. Не было кровати, чтобы положить больного. Рав Хаим, как он сказал, «воспользовался ситуацией», уступил ему свою кровать, а сам спал на полу). И Б-г помог. Его повел не эсэсовец, а обычный солдат немецкий, и он начал с этим солдатом говорить: «У тебя же тоже есть папа, мама семья...» Солдат выстрелил в воздух и сказал: «Беги!» Рав Хаим своим выбором освятил имя Б-га и остался жив.

Какие действия согласно Торе являются развратом? Вступление в запретные отношения с женщинами, за которые полагается смертная казнь или карет, см. главу Ахарей Мот. Эти женщины — близкие родственницы, перечисленные там, а также замужняя женщина и женщина в состоянии нида. По Торе связь с ними — разврат. Если человека принуждают вступить в такую связь, он должен отдать жизнь, но не нарушить запрет. Получается, что в этом отношении запрет нида строже, чем субботние запреты. За субботу, как известно, человек не должен отдавать жизнь.

Кровопролитие — это очень просто. В концлагерях были такие ситуации: убей этого человека, иначе мы убьём тебя. Убивать другого нельзя даже под угрозой смерти. Рамбам рассматривает такую ситуацию: иноверцы приходят к евреям и требуют: «Выдайте нам одного из вас, и мы его убьём. А иначе — убьём вас всех». Выполнять их требование, выдавать ближнего на смерть нельзя. И это была тяжелая проблема для руководителей юденратов в гетто. Передавать списки людей, если ты знаешь, что их поведут на смерть, нельзя даже под страхом собственной смерти. А не передавать они тоже не могли. Известно об одном руководителе юденрата, который покончил самоубийством, когда он узнал, куда отправляют людей.

Эти три ситуации, в которых надо отдать жизнь, но не преступить запрет. И, как пишет Рамбам, тот, кто отдал жизнь, — освятил имя Б-га, а кто не отдал — осквернил его. Тот, кто нарушил запрет под угрозой смерти, нарушил повеление Торы, но земной суд не может приговорить его к наказанию. Потому что к смертной казни или бичеванию приговаривают того, кто нарушил запрет по собственному желанию, а не под страхом смерти. Это — его преступление перед Б-гом.

Есть еще ситуации, в которых надо отдать жизнь, но не нарушить заперт. Например, когда насильник говорит: «Вот я тебя заставлю есть свинину и нарушить запрет Торы!» в присутствии десяти евреев. В этом случает человек должен пойти на смерть. Или в пору гонений на еврейство, когда евреев стремятся уничтожить духовно. В такое время, если человека принуждают нарушить ЛЮБОЙ запрет Торы (а не только три строжайших) в рамках гонений — даже не в присутствии десяти евреев, он должен пойти на смерть, но не нарушить... Например, во времена Антиоха Эпифана, во времена гонений через 50-60 лет после разрушения Второго Храма.

Интересно, что на освящение имени Б-га произносят благословление: «…ашер кидшану бэ-мицвотав вэ-цивану лэкадэш эт-а-Шем бэ-рабим» («Благословен Ты… Освятивший нас своими заповедями и Повелевший нам освящать Имя (Твоё) принародно»). Задают вопрос: как можно вообще произносить благословление в такой ситуации, ведь здесь всё зависит он насильников и бандитов, может быть, они его в конце не убьют. Ответ простой. Освящение имени Б-га в том, что человек готов отдать свою жизнь. То, что потом сделают бандиты, — их решение. Человек же, со своей стороны, освятил имя Б-га.

Рамбам разбирает еще одну ситуацию освящения или осквернения имени Б-га. Если человек нарушает сознательно и добровольно, без насилия, одну из заповедей Торы «назло», пренебрегает этой заповедью, он оскверняет имя Б-га. И наоборот: если человек избегает нарушения и выполняет заповедь не по какой-то внешней причине — не от страха, не ради почета, а только ради Б-га, как Йосеф уклонялся от связи с женой хозяина, — он освящает имя Б-га.

И еще случаи освящения или осквернения имени Б-га. Если человек — мудрец Торы и известен как праведник, но совершает поступки, на которые люди смотрят косо, даже когда на самом деле нарушения нет, он оскверняет имя Б-га. Гмара приводит такой пример: он покупает мясо и не платит сразу там, где принято платить сразу; это дает окружающим повод подозревать, что он не собирается платить.

Или такой человек ведет себя неделикатно, недостойно, говорит с людьми неуважительно, часто сердится и т. п. По своему уровню он должен быть аккуратным во всех сферах жизни, чтобы не пришло через него осквернение имени Б-га. С другой стороны, если он себя ведет деликатно и аккуратно, говорит с людьми уважительно и вежливо, не дает воли гневу и щепетилен в денежных вопросах, изучает Тору и всегда поступает по её Закону и все видят его уровень и ценят его, — он освящает имя Б-га. Как сказано: «Ты раб мой, Исраэль, тобой я прославлюсь» (Йешая 49, 3).

Сегодня у простых нерелигиозных людей каждый еврей с кипой и, особенно, с бородой — «великий раввин». Так они это воспринимают. Рассказывал рав Яаков Галинский: как-то он ехал в автобусе и ему сказали: «Вот твои раввины, посмотри, как они поступают». Он смотрит — какие раввины, что? — «Вот этот парнишка, он так ведет себя нехорошо, некрасиво». Рав Галинский ответил этому человеку: «Знаешь что? Приходи ко мне в ешиву, оденься хорошо, и ты нам облегчишь работу. У нас там много парней. Дать кому-то звание раввина — у нас занимает много времени. С тобой это пойдет намного быстрее и легче». То есть — на нас так смотрят. И поэтому каждый из нас должен вести себя достойно и аккуратно, освящать имя Б-га. Потому что на каждого смотрят как на «большого раввина».


Эта недельная глава — самая большая из всех глав Торы. В ней, среди прочего, рассказывается о подсчете семейств левитов и той службе, которую им поручил Всевышний в пустыне. Также глава повествует о заповедях назира (назорея), благословении коэнов, обряде сота и о многом другом. Читать дальше

Недельная глава Насо

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»

Объяснение текста благословения коэнов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г благословенный повелел Моше передать Аарону и его сыновьям формулировку благословения коэнов, то есть, точные слова, которыми они будут благословлять общину сыновей Израиля.

Избранные комментарии к недельной главе Насо

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.

Кто учит Торе сына ближнего, как бы дает ему рождение. Насо

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.