Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Законы о субботе содержатся в двух самых больших трактатах Талмуда, Шаббат и Эйрувин, в полном Шулхан Арухе они занимают почти двести глав.

Субботний отдых

Многие из нас понимают великое значение субботы, но заблуждаются в отношении того, как следует ее соблюдать.

Есть много разных форм отдыха. Для некоторых это — игра в волейбол. Для других — телевизор. Третьи отдыхают, читая хорошую книгу, занимаясь живописью, сочиняя стихи.

Но все это не сочетается с еврейским представлением о субботе.

Суббота напоминает о грандиозном действе творения. Но как мы можем это лучше себе представить? Каким образом суббота об этом напоминает?

Есть еще нечто в нашем представлении о субботе, что многим непонятно. Это целая система предписаний, сопровождающих субботу. Предписания эти весьма строги. Законы о субботе содержатся в двух самых больших трактатах Талмуда, Шаббат и Эйрувин, в полном Шулхан Арухе они занимают почти двести глав.

Многие даже не знают о существовании этой обширной области еврейского законодательства.

Узнав о некоторых из этих законов, многие бы их и не поняли. А из-за непонимания часто их и не соблюдают полностью.

Если относиться к субботе как к «выходному дню», отдыху после тяжелой недели, то законы эти теряют свой смысл.

Многие субботние запреты относятся к действиям, не требующим никакого физического усилия. Запрещается не только зажигать огонь, но и бросить в пламя маленькую лучинку, сорвать травинку, записать телефонный номер, поставить кушанье на огонь. Ехать в машине считается «работой», хотя ходить, наверно, труднее.

В Торе есть рассказ о человеке, собиравшем хворост в субботу. Это не было тяжелой работой, однако, он был виновен в нарушении субботы, и карой ему была смертная казнь.

Субботние запреты имеют в виду не физически производимую работу, а ее ритуальные формы.

Тора называет субботу вечным символом союза между Б-гом и народом Израиля. В субботе участвуют и Б-г и народ.

Отдых Б-га

Суббота тесно связана с отдохновением Б-га по завершении творения.

Что имеет в виду Тора, говоря «Б-г отдыхает?»

Он устал? Он много трудился? Творение было для Него изнурительным трудом?

Так ли наивна Тора, неужели она представляет Б-га в столь очеловеченном виде? Значит ли это, что Б-г нуждался в отдыхе после тяжелого шестидневного труда, как человек после работы?

Конечно, нет. В Танахе сказано (Исайя 40, 28): «Ведь ты знаешь, разве ты не слышал, превечный Б-г, Всевышний, Творец обширного мира, не устает, не делает тяжелой работы». Наши Мудрецы учат, что сотворение вселенной было для Б-га не большим усилием, чем произнесение одной единственной буквы.

Отдых Б-га нужно понимать иначе. Он отдыхал, то есть перестал творить, — не соприкасался с миром. Отсюда мы можем понять определение субботнего отдыха так, как его понимает Тора.

Мы отдыхаем в субботу в том смысле, что перестаем действенно соприкасаться с миром. Это — параллель Б-жественного отдыха.

Во время шести дней творения Б-г осуществлял свое господство в мире, изменяя его. В субботу Он «почил», Он перестал утверждать в мире Свое господство.

Мы подражаем Б-гу, и в субботу отвлекаемся от всего, в чем выражается наше господство над миром. Перед нами совершенно иное понимание работы, изменяющее весь смысл субботы. Определение работы, в таком случае, принимает следующую форму:

Работа, в том смысле, в каком мы говорим о ней по отношению к субботе, это действие, в котором выражается власть человека над миром, как интеллектуальная, так и осуществляемая профессиональным умением.

Из этого следует и определение отдыха:

Отдых, в смысле, относимом к субботе, это неучастие в деятельности природы, отказ от нашего господства над ней. Это состояние гармонии между человеком и природой.

Теперь нам могут быть понятны и обряды, связанные с субботой. Мы должны оставить в этот день природу неприкосновенной, не должны проявлять свое господство над ней, ничего в ней не изменять.

Мы не должны вмешиваться в естественный ход явлений. Любое изменение или вмешательство в их течение, как бы ничтожно оно ни было, является нарушением этого отдыха.

Тяжелый и вообще любой физический труд, такой как пахота или постройка здания, в этом смысле продолжает называться работой.

Но кроме того в это понятие включено множество действий, не требующих никаких усилий, — зажечь спичку, сорвать цветок, поджарить яичницу.

Эти действия не требуют усилия, но они — проявление нашей власти над природой.

Суббота — выражение веры в сотворение мира. В субботу процесс творения был совершенно приостановлен.

Еврейская суббота — подражание Б-жественному отдыху. Поэтому малейший акт участия в творении рассматривается как труд и является нарушением субботы.