Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

В шестиминутном рекламном ролике, посвященном уникальным особенностям, достопримечательностям и достижениям Израиля, рассказ о еврейской традиции занимает не более трех секунд, да и эти секунды потрачены на то, чтобы упомянуть известный туристический аттракцион — в высшей степени сомнительную практику засовывать записочки в Стену Плача. Этот действительно популярный «обычай» не имеет к еврейской традиции никакого отношения. Конечно, нет ничего запрещенного в том, чтобы засунуть в Котель записку с просьбой к Б-гу, но религиозные евреи этого не делают. Для религиозных евреев отношения с Б-гом — это работа, служение. Они обращаются к Б-гу в молитве трижды в день. Светский человек не разделяет идею непрестанной работы над собой и диалога с Б-гом, ведь он не готов тратить время «впустую».

В связи с этим рав Захария Матитьяу поделился со мной одной историей. Жил на свете один великий праведник, и как-то раз к нему обратилась девушка, которая заболела страшной и неизвестной болезнью. Она просила благословения, надеясь, что это поможет ей исцелиться. Он согласился благословить девушку, но взял с нее слово, что она никому не расскажет об этом. Получив благословение, девушка

быстро пошла на поправку. Прошло много лет, и тем же самым недугом заболел кто-то из ее родни. Когда начали требовать раскрыть тайну своего чудесного выздоровления, она отказывалась, помня о своем обещании, но в итоге вынуждена была рассказать о благословении праведника. Тот праведник еще был жив, и семья отправилась к нему. Однако он отказался благословить больного, сказав: «Простите, но я не могу. Много лет назад я дал благословение той женщине, но тогда я был моложе, у меня было много сил и энергии. Чтобы благословение подействовало, я должен был принять на себя посты, обеты и совершать целый ряд других действий. Сейчас я стар, и попросту не справлюсь».

Идея истории в том, — объясняет рав Захария, — что человеку нужен простой способ решения проблем, своебразная «кнопка», которую можно нажать. Но очень часто «кнопка» — лишь видимость: девушка выздоровела не потому, что праведник сказал какие-то слова, а потому, что он принял на себя определенные обеты.

***

От своего тестя рава Александра Айзенштата я слышал, что существует два подхода к тому, что такое Тора и каково ее истинное значение. Светский подход состоит в том, что Тора — это очень важный памятник религиозно-философской мысли, культурное наследие еврейского народа, то, что помогло нам когда-то сохранить свою идентичность. Сторонник данного подхода вполне может согласиться, и даже утверждать, что изучать Тору нужно и важно — все же культурное наследие, памятник, как ни крути! Религиозный подход состоит в том, что Тора — это самое важное, что есть в жизни еврея, и более того: весь мир существует лишь потому, что евреи изучают Тору, и именно для этого он создан! С подобным утверждением вряд ли согласится человек светский, ведь его собственная позиция кажется ему куда более симпатичной и современной. Но религиозному человеку важнее не то, что лучше смотрится, а то, что написано в Танахе: «Так сказал Г-сподь: Если бы не исполнялся Мой союз ночью и днем, Я бы не поставил закон для Неба и земли» (Ирмеяу 33:25). Эти слова пророка еврейская традиция всегда понимала буквально. В частности, в Воложинской ешиве, которую называют «матерью ешив», был установлен круглосуточный посменный режим учебы, чтобы все время хотя бы кто-то сидел и учил Тору. И сегодня тоже любой раввин, относящийся к любому направлению и любой группе внутри большой и пестрой «ортодоксии», понимает это именно так.

***

Тора называет евреев упрямыми — «народом с твердой шеей». Это наше упрямство проявляется по-разному, в том числе в упорном поиске простых решений и нежелании понимать и принимать очевидное. Иногда это даже хорошо и правильно, но, увы, далеко не всегда. Одной из главных тем, постоянно муссируемых израильскими средствами массовой информации на протяжении всей истории государства, является деструктивное поведение религиозных евреев. Светским потребителям медийного контента постоянно напоминают, что из-за черно-белых «харедим» (был даже изобретен специальный термин «ультраортодоксы»), которые рожают много детей, но при этом якобы не работают, не платят налоги и не служат в армии, в израильском обществе нет и не может быть социальной справедливости, а мир с арабами до сих не наступил из-за религиозных сионистов с этими их поселениями за «зеленой чертой». Преступления индивидуумов, и даже каких-то групп, идеи и методы которых не разделяет подавляющее большинство соблюдающих людей, все равно оборачиваются обвинением против религиозных евреев и иудаизма в целом, во всем его многообразии. Действия любого сумасшедшего с пейсами и бородой, любого преступника в кипе, любой кучки громко кричащих религиозных маргиналов в черных шляпах становятся поводом для очередной антирелигиозной истерии. В основе такой гипертрофированной реакции мы легко увидим все то же самое — неготовность «тянуть лямку» духовной работы (вот была бы «кнопка» — тогда другое дело) и явное непонимание того, чем является Тора для религиозного человека.

Из журнала «Мир Торы»


Разрушение единства, раздоры и споры приводят к страшным бедствиям. Единство еврейского народа — это сила и необходимое условие нашего существования Читать дальше

Пост Эстер

р. Ури Калюжный

О чём горевать в пост Эстер? Вроде бы, всё закончилось хорошо...

Израильский теннисист оставляет игру перед наступлением Йом-Кипура

Переводчик Мирьям Нирман

На общенациональном уровне самое страшное — изгнание из Земли Израиля, а на индивидуальном — «карет» — отсечение от общей, «коллективной» души еврейского народа

Права и обязанности еврея

Журнал «Мир Торы»

Законы и обычаи еврейской традиции… Насколько они обязательны? Разве они подобны Уголовному Кодексу, и за их нарушение можно угодить в тюрьму? А за исполнение этих законов полагается награда? Кто следит, соблюдаются они или нет? И почему так много людей столь ревностно выполняют предписания еврейской традиции?

Дарование Торы 2. Взаимное поручительство

Рав Йегуда Лейб Ашлаг,
из цикла «Дарование Торы»

Статья величайшего каббалиста прошлого столетия, автора комментария «Сулам» на книгу «Зогар»

На тему недельной главы. Шмот 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Дарование Торы 1. Возлюби ближнего, как самого себя

Рав Йегуда Лейб Ашлаг,
из цикла «Дарование Торы»

Статья, посвященная сути Торы, раскрывает ее через заповедь: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Осквернение имени Всевышнего и Освящение имени Всевышнего

Раби Йосеф Герц

Недельная глава «Эмор». Комментарий главного раввина Британской империи р. Й. Герца

Жизнь как служение. Специфические черты еврейского мировоззре­ния

Рав Цви Вассерман

Понимание жизни как служения, пол­ное подчинение ему всего человеческого существа, при том, что источником и одновременно целью служения является сам Б-г — придает облику еврея уникальней­шие черты, делает его совершенной загадкой для ума, мыслящего рационально.