Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Смысл слова «лицо»

«Одного ягненка утром, а другого ягненка в сумерки». Нужно понять, почему Тора заповедала нам это. Коза (эз) — самое дерзкое (аз) среди животных, как говорится в Гемаре (Бейца 25). Ей противоположен ягненок, в котором нет дерзости. Он спокойно следует за пастухом, как говорит пророк (Ишайя 5): «Будут пастись ягнята по слову их». Раши объясняет, что праведники уподоблены стаду овец, ибо пасутся спокойно и в тишине. Две причины, могут заставить человека нарушить Тору, как сказал мудрец (Мишлей 30:8): «Нищету и богатство не давай мне». Тора предостерегает нас всегда и во все времена быть непорочными пред Б-гом Всесильным: когда нам сопутствует успех во временном счастье и в бедственные времена, когда нам тяжело — нельзя быть дерзкими. Какой бы мерой ни отмерял нам Творец, мы должны благодарить Его. Вот почему Тора заповедала приносить в жертву одного ягненка утром и одного в сумерки. Это намек: когда сияет нам солнце преходящего счастья, и когда темнеет, мы обязаны вести себя спокойно, как ягнята. Ни в коем случае нельзя возводить на Б-га напраслину и возмущаться против Него. Нужно благословлять Его за зло так же, как и за добро. Может быть, об этом и сказал Святой, благословен Он, в Десяти Заповедях: «Да не будет у тебя других богов перед Моим лицом». «Лицо» означает гнев, как в выражении «И обращу Мое лицо на того человека». Это значит, что у тебя не должно быть других богов, когда Я гневаюсь на тебя.


Пророк Моше, незадолго до своей смерти, обращается к народу Израиля с напутственной речью. Эта речь продолжалась месяц и неделю — с первого Швата по седьмое Адара — и составила пятую книгу Пятикнижия, книгу Дварим («Речи»).

Начиная с этой недельной главы, Моше вспоминает ключевые события Исхода и 40-летних странствий, напоминает евреям о важности соблюдения заповедей и союза со Всевышним, дает еврейскому народу напутствие на будущие.

Читать дальше