Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Смысл слова «лицо»

«Одного ягненка утром, а другого ягненка в сумерки». Нужно понять, почему Тора заповедала нам это. Коза (эз) — самое дерзкое (аз) среди животных, как говорится в Гемаре (Бейца 25). Ей противоположен ягненок, в котором нет дерзости. Он спокойно следует за пастухом, как говорит пророк (Ишайя 5): «Будут пастись ягнята по слову их». Раши объясняет, что праведники уподоблены стаду овец, ибо пасутся спокойно и в тишине. Две причины, могут заставить человека нарушить Тору, как сказал мудрец (Мишлей 30:8): «Нищету и богатство не давай мне». Тора предостерегает нас всегда и во все времена быть непорочными пред Б-гом Всесильным: когда нам сопутствует успех во временном счастье и в бедственные времена, когда нам тяжело — нельзя быть дерзкими. Какой бы мерой ни отмерял нам Творец, мы должны благодарить Его. Вот почему Тора заповедала приносить в жертву одного ягненка утром и одного в сумерки. Это намек: когда сияет нам солнце преходящего счастья, и когда темнеет, мы обязаны вести себя спокойно, как ягнята. Ни в коем случае нельзя возводить на Б-га напраслину и возмущаться против Него. Нужно благословлять Его за зло так же, как и за добро. Может быть, об этом и сказал Святой, благословен Он, в Десяти Заповедях: «Да не будет у тебя других богов перед Моим лицом». «Лицо» означает гнев, как в выражении «И обращу Мое лицо на того человека». Это значит, что у тебя не должно быть других богов, когда Я гневаюсь на тебя.


В этой главе Тора продолжает повествовать о жизни праотца Яакова: Яаков возвращается в родные края, где ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Читать дальше

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваишлах

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Почему молчал Яаков?

Борух Шлепаков

Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

«ВАИШЛАХ» («И ПОСЛАЛ»). Две опасности

Рав Бенцион Зильбер

Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.

Сделка с дьяволом или сила духа?

Рав Арье Кацин

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Врата востока. Недельная глава Ваишлах

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Ваишлах

Рав Реувен Пятигорский

По материалам газеты «Исток»