Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Важно не изучение философии или психологии, не критика других людей или дурных побуждений, а учение Мусар — то, что человек учит о себе и для себя, чтобы по-настоящему изменить самого себя»Рабби Элияу Элиэзер Деслер

Глава 7

1 И ВОТ ЦАРЬ И АМАН ПРИШЛИ ПИРОВАТЬ С ЦАРИЦЕЙ ЭСТЕР. Аман был подавлен своей неудачей, Ахашверош измучен ревностью и дурными снами. Поэтому они оба усиленно предались питью, надеясь утопить в вине свои беды.

2 ЦАРЬ СНОВА СПРОСИЛ ЭСТЕР ВО ВТОРОЙ ДЕНЬ ПИТИЯ: «ЧТО ТЫ ПРОСИШЬ, ЦАРИЦА ЭСТЕР? ЭТО БУДЕТ ДАНО ТЕБЕ. И КАКОВО ТВОЕ ЖЕЛАНИЕ? ОНО БУДЕТ ИСПОЛНЕНО.»

3 И ОТВЕЧАЛА ЦАРИЦА ЭСТЕР И СКАЗАЛА: «ЕСЛИ НАШЛА Я МИЛОСТЬ В ГЛАЗАХ ЦАРЯ, И ЕСЛИ ЭТО УГОДНО ЦАРЮ, ДА БУДЕТ ДАРОВАНА МНЕ ЖИЗНЬ КАК МОЕ ПРОШЕНИЕ И — что гораздо важнее — МОЙ НАРОД КАК МОЕ ЖЕЛАНИЕ.

4 ИБО ПРОДАНЫ МЫ: Я И МОЙ НАРОД, НА ПАГУБУ, УБИЙСТВО И ИСТРЕБЛЕНИЕ. ЕСЛИ БЫ МЫ В РАБЫ И РАБЫНИ БЫЛИ ПРОДАНЫ, МОЛЧАЛА БЫ Я, подавленная исполнением грозных пророчеств Торы; теперь же я возвышаю голос, ИБО очевидно, что ЗЛОДЕЯ НЕ ЗАБОТИТ УЩЕРБ ЦАРЯ.»

5 ВОСКЛИКНУЛ НА ЭТО ЦАРЬ АХАШВЕРОШ И СКАЗАЛ ЦАРИЦЕ ЭСТЕР: «КТО ОН? И ГДЕ ОН, ТОТ, КОТОРЫЙ ОСМЕЛИЛСЯ ЭТО СДЕЛАТЬ?»

6 ЭСТЕР СКАЗАЛА: «ПРИТЕСНИТЕЛЬ И ВРАГ — ЭТОТ НЕЧЕСТИВЫЙ АМАН, который задумал именем царя совершить страшное преступление для удовлетворения своей ненависти!» И ВОСТРЕПЕТАЛ АМАН ПЕРЕД ЦАРЕМ И ЦАРИЦЕЙ.

7 ЦАРЬ В ГНЕВЕ ВСТАЛ ОТ ПИТИЯ И ВЫШЕЛ В ДВОРЦОВЫЙ САД, А АМАН ОСТАЛСЯ, ЧТОБЫ ВЫМОЛИТЬ У ЦАРИЦЫ ЭСТЕР СВОЮ ДУШУ. ИБО УВИДЕЛ ОН, ЧТО ЦАРЬ ОПРЕДЕЛЕННО РЕШИЛ ПРИЧИНИТЬ ЕМУ ЗЛО.

8 КОГДА ЦАРЬ ВЕРНУЛСЯ С ДВОРЦОВОГО САДА В ПИРШЕСТВЕННУЮ ЗАЛУ, АМАН РАСПРОСТЕРСЯ НА ЛОЖЕ, ГДЕ ВОЗЛЕЖАЛА ЭСТЕР, умоляя ее о пощаде; ТОГДА ЦАРЬ ВОСКЛИКНУЛ: «ТАК ТЫ ЗАХОТЕЛ ОВЛАДЕТЬ ЦАРИЦЕЙ, ПОКА Я НАХОЖУСЬ В ДОМЕ?» ЛИШЬ ТОЛЬКО ЦАРЬ ПРОИЗНЕС ЭТИ СЛОВА, вбежали слуги и ЗАКРЫЛИ ЛИЦО АМАНУ в знак того, что его судьба решена.

9 ХАРВОНА, ОДИН ИЗ ЦАРЕДВОРЦЕВ, УДОСТОЕНЫХ ЦАРСКОГО ПРИСУТСТВИЯ, увидев, что звезда Амана закатилась и не персидском небосводе разгорается и восходит звезда Мордехая, СКАЗАЛ: «ВОТ ВИСЕЛИЦА В ПЯТЬДЕСЯТ ЛОКТЕЙ ВЫСОТОЮ, КОТОРУЮ АМАН СДЕЛАЛ ДЛЯ МОРДЕХАЯ, ОКАЗАВШЕГО ЦАРЮ УСЛУГУ, СТОИТ В ДОМЕ АМАНА.» И СКАЗАЛ ЦАРЬ: «ПОВЕСИТЬ ЕГО НА НЕЙ!»

10 И ПОВЕСИЛИ АМАНА НА ВИСЕЛИЦЕ, КОТОРУЮ ОН УГОТОВИЛ МОРДЕХАЮ, И ЦАРСКИЙ ГНЕВ УТИХ.

Глава 8

1 В ТОТ САМЫЙ ДЕНЬ, ОТДАЛ ЦАРЬ АХАШВЕРОШ ЦАРИЦЕ ЭСТЕР ВЛАДЕНИЯ АМАНА, ВРАГА ЕВРЕЕВ. А МОРДЕХАЙ ПРЕДСТАВИЛСЯ ЦАРЮ, ИБО ЭСТЕР СООБЩИЛА ЦАРЮ КЕМ ОН ЕЙ ПРИХОДИТСЯ.

2 ЦАРЬ СНЯЛ С ПАЛЬЦА КОЛЬЦО С ПЕЧАТЬЮ, ОТНЯТОЕ ИМ У АМАНА, И ПЕРЕДАЛ ЕГО МОРДЕХАЮ. ЭСТЕР ЖЕ ПОСТАВИЛА МОРДЕХАЯ УПРАВЛЯТЬ ИМУЩЕСТВОМ АМАНА.

3 ЭСТЕР увидела, что Ахашверош, хотя и выказал благоволение к ней и к Мордехаю, не спешит ответить на ее просьбу о спасении еврейского народа. Поэтому она ПРИШЛА ГОВОРИТЬ С ЦАРЕМ ЕЩЕ РАЗ, И УПАЛА К ЕГО НОГАМ, И ПЛАКАЛА, И ВЗМОЛИЛАСЬ О ТОМ, ЧТОБЫ ОТВРАТИТЬ ЗЛОЙ ЗАМЫСЕЛ АМАНА АГАГИТА И ЕГО ПЛАНЫ, КОТОРЫЕ ОН ЗАМЫШЛЯЛ ОБ ЕВРЕЯХ.

4 ЦАРЬ в знак своего расположения ПРОСТЕР К ЭСТЕР СВОЙ ЗОЛОТОЙ СКИПЕТР; ЭСТЕР ПОДНЯЛАСЬ И ПРЕДСТАЛА ПЕРЕД ЦАРЕМ.

5 ОНА СКАЗАЛА: «ЕСЛИ БУДЕТ УГОДНО ЦАРЮ И ЕСЛИ Я ЗАСЛУЖИЛА ЕГО МИЛОСТЬ, ЕСЛИ ПО МНЕНИЮ ЦАРЯ ПОДОБАЮЩИМ ВЫГЛЯДИТ ЭТО ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ЕСЛИ Я НАШЛА БЛАГОВОЛЕНИЕ В ЕГО ГЛАЗАХ, ПУСТЬ НАПИШУТ УКАЗ ОТОЗВАТЬ ГРАМОТЫ АМАНА СЫНА АМДАТЫ АГАГИТА, В КОТОРЫХ ОН ПРИКАЗАЛ УНИЧТОЖИТЬ ЕВРЕЕВ ВО ВСЕХ ПРОВИНЦИЯХ ЦАРЯ.

6 ИБО КАК Я СМОГУ ВИДЕТЬ ЗЛО, ПОСТИГАЮЩЕЕ МОЙ НАРОД, И КАК СМОГУ Я ВИДЕТЬ ПОГИБЕЛЬ МОЕЙ РОДНИ.»

7 НА ЭТО СКАЗАЛ ЦАРЬ АХАШВЕРОШ ЦАРИЦЕ ЭСТЕР И МОРДЕХАЮ-ЕВРЕЮ: «ВОТ ВСЕ ИМУЩЕСТВО АМАНА Я ОТДАЛ ЭСТЕР, А ЕГО САМОГО ПОВЕСИЛ НА ДЕРЕВЕ ЗА ТО, ЧТО ЗАМЫШЛЯЛ ПРОТИВ ЕВРЕЕВ.

8 ВЫ МОЖЕТЕ НАПИСАТЬ ОТ ИМЕНИ ЦАРЯ И ЗАПЕЧАТАТЬ ЦАРСКОЙ ПЕЧАТЬЮ КАСАТЕЛЬНО ЕВРЕЕВ ВСЕ, ЧТО СОЧТЕТЕ НЕОБХОДИМЫМ для защиты их жизней и имущества, НО ПИСЬМА, НАПИСАННЫЕ ОТ ИМЕНИ ЦАРЯ И ЗАПЕЧАТАННЫЕ ЦАРСКОЙ ПЕЧАТЬЮ ни ВЕРНУТЬ, ни аннулировать НЕВОЗМОЖНО. Однако вам нет нужды беспокоиться: все в империи слышали о падении Амана и восхождении Мордехая. Поэтому и сатрапы, и военачальники, и чиновники знают, что царь сейчас на стороне евреев.»

9 В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ, когда в Шушан вернулись гонцы, доставившие во все концы империи указ Амана, В ТРЕТИЙ МЕСЯЦ, МЕСЯЦ СИВАН, ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЕГО ЧИСЛА, ПРИЗВАЛИ ЦАРСКИХ ПИСЦОВ, И ТЕ НАПИСАЛИ ВСЕ, ЧТО ПРОДИКТОВАЛ МОРДЕХАЙ, К ЕВРЕЯМ И САТРАПАМ, ПРАВИТЕЛЯМ И ЧИНОВНИКАМ ПРОВИНЦИЙ, ЧТО ОТ ИНДИИ И ДО ЭФИОПИИ — СТО ДВАДЦАТЬ СЕМЬ ПРОВИНЦИЙ: КАЖДОЙ ЕЕ ПИСЬМОМ, И КАЖДОМУ НАРОДУ НА ЕГО ЯЗЫКЕ, И ЕВРЕЯМ ИХ ПИСЬМОМ И НА ИХ ЯЗЫКЕ, чтобы всем без исключения жителям империи был предельно ясен смысл нового указа.

10 ОН НАПИСАЛ ОТ ИМЕНИ ЦАРЯ АХАШВЕРОША И ЗАПЕЧАТАЛ ЦАРСКОЙ ПЕЧАТЬЮ, И РАЗОСЛАЛ ГРАМОТЫ ВЕРХОВЫМИ ГОНЦАМИ, СКАКАВШИМИ НА ЛОШАДЯХ, БЫСТРОНОГИХ ВЕРЛЮДАХ И МУЛАХ,

11 ЧТО ДАЛ ЦАРЬ ЕВРЕЯМ РАЗРЕШЕНИЕ СОБРАТЬСЯ И ПОСТОЯТЬ ЗА СЕБЯ: СОКРУШИТЬ, ПОГУБИТЬ И РАЗРУШИТЬ АРМИЮ ЛЮБОГО НАРОДА ИЛИ ПРОВИНЦИИ, КОТОРАЯ БУДЕТ ИМ УГРОЖАТЬ — ВМЕСТЕ С МЛАДЕНЦАМИ И ЖЕНЩИНАМИ, — А ИМУЩЕСТВО ИХ РАЗГРАБИТЬ;

12 В ОДИН И ТОТ ЖЕ ДЕНЬ ВО ВСЕХ ПРОВИНЦИЯХ ЦАРЯ АХАШВЕРОША: ТРИНАДЦАТОГО ЧИСЛА ДВЕНАДЦАТОГО МЕСЯЦА, ТО ЕСТЬ МЕСЯЦА АДАРА.

13 СОДЕРЖАНИЕ ДОКУМЕНТА БЫЛО ОБНАРОДОВАНО В КАЖДОЙ ПРОВИНЦИИ, ОБЪЯВЛЕНО ВСЕМ НАРОДАМ, ТАК ЧТОБЫ ЕВРЕИ БЫЛИ ГОТОВЫ К ТОМУ ДНЮ ОТОМСТИТЬ СВОИМ НЕНАВИСТНИКАМ, и чтобы те, кто обычно присоединяются к погромам, захваченные разгорячением толпы, на этот раз воздержались от враждебных действий.

14 ГОНЦЫ ВЕРХОМ НА БЫСТРЫХ МУЛАХ ОТПРАВИЛИСЬ В ПУТЬ ПО СРОЧНОМУ ПРИКАЗУ ЦАРЯ, И ЭДИКТ БЫЛ ПРОВОЗГЛАШЕН В ШУШАНЕ-СТОЛИЦЕ.

15 Только когда МОРДЕХАЙ убедился, что для спасения его народа предприняты все возможные шаги, он ВЫШЕЛ ОТ ЦАРЯ В БЕЛО-ГОЛУБОМ ЦАРСКОМ ОДЕЯНИИ, УВЕНЧАННЫЙ ОГРОМНОЙ ЗОЛОТОЙ КОРОНОЙ, В МАНТИИ ИЗ БЕЛОГО ЛЬНА И ПУРПУРА. А ГОРОД ШУШАН ВЕСЕЛИЛСЯ И ЛИКОВАЛ.

16 Этот день У ЕВРЕЕВ БЫЛ наполнен глубинным осознанием смысла избавления. Только тогда постигли они сполна, что истинный СВЕТ это свет Торы, И что настоящая РАДОСТЬ это радость заповеданных Торой праздников, что И ВЕСЕЛЬЕ, И ПОЧЕТ достигаются самоотверженным соблюдением заповедей.

17 В КАЖДОЙ ПРОВИНЦИИ И В КАЖДОМ ГОРОДЕ — КУДА БЫ НИ ДОХОДИЛО ЦАРСКОЕ СЛОВО И ЕГО ДЕКРЕТ — У ЕВРЕЕВ БЫЛИ РАДОСТЬ И ВЕСЕЛЬЕ, ПИР И ПРАЗДНИК. МНОГИЕ ИЗ НАРОДОВ ЗЕМЛИ ПРИКИНУЛИСЬ ЕВРЕЯМИ, ИБО НАПАЛ НА НИХ СТРАХ ПЕРЕД ЕВРЕЯМИ.


Глава повествует об одной из самых загадочных заповедей — заповеди о пепле красной коровы. По преданию, ее смысл не смог постичь даже царь Соломон. Также в главе описывается, как еврейский народ скорбел после ухода первосвященника Аарона. А затем, после многолетних странствий, евреи, достигают границ Святой земли. Читать дальше

Недельная глава Хукат

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Содержание главы: Законы, связанные с ритуальной чистотой (Бемидбар 19:1—22). Смерть пророчицы Мирьям, сестры Моше; чудо с водой, вышедшей из скалы (20:1—11). Всевышний лишает Моше и Аарона права войти в Святую землю (20:12—13). Царь Эдома не дает евреям пройти через свою страну (20:14—21). Смерть Аарона; его сын Элиэзер становится первосвященником Храма (20:22—29). Победа над царем Арада (21:1—3). Ропот на Моше в среде евреев; чудо с медным змеем (21:4—9). Песня о Колодце — благодарность Всевышнему за воду, которую нашел народ (21:10-20). Завоевание царств Сихона и Ога на восточном берегу Иордана (21:21—22:1).

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хукат

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Словарь для читающих Тору на иврите. Хукат

Рав Аарон Штейман,
из цикла «Словарь ивритских терминов»

Червленая шерсть и другие ключевые понятия недельной главы

Хукат, вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе