Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Крик выражает высшую веру — веру в единство Творца

В таком вопле нет «маловерия», наоборот, нет более высокого выражения веры. Веры в Творца мира, дающего жизнь всему мирозданию и в каждый момент создающего мир из ничего, Творца, в чьих силах аннулировать и изменить природную систему. Это — вершина веры, когда человек устанавливает в своем сердце знание, что вся природа есть воля Всевышнего, Его посланница, и Он в любой момент может отменить ее и действовать по отношению к человеку с личным Провидением-управлением, которое не подчиняется никаким законам природы — даже тем, которые Творец Сам в нее заложил. Здесь выражается вера в абсолютное Единство, как ее подробно объясняет Рамхаль в книге Даат Твунот.

В этом — максимальное знание веры, как оно заповедано сынам Израиля: «И познаешь сегодня, и положишь на сердце свое, что Г-сподь (Авайе) есть Б-г (Элоким) на небе вверху и на земле внизу — нет более».

Имя Авайе есть корень внутреннего управления (управления «совершенного единства», как определяет его Рамхаль), которое не ограничего природными процессами. Управление полного милосердия, вся суть которого — раскрытие воли Сущего в мироздании. Оно внутренним глубоким движением ведет все мироздание во всех его перипетиях к тому дню, когда раскроется единство Творца, и будет Г-сподь един и Имя Его едино.

Имя Элоким есть корень природного управления, заложенного при сотворении мира. Управление имени Авайе спрятано и скрыто, а управление Суда, Элоким, — явно. Это управление, ограниченное путями правосудия и ограничениями природы и судьбы. Так Творец управляет мирозданием посредством двух этих управлений до того, дня, когда «будет Г-сподь един и Имя Его едино», и внутреннее управление будет действовать открыто.

Подобно тому, как в силах молитвы народа Израиля привести к раскрытию того Дня: «Если будете просить — просите» — если вы попросите ускорить конец времен», так в силах вопля одного человека притянуть на себя это внутреннее управление, когда Всевышний относит к нему качество Милосердия (Имя Авайе), отменяет вынесенный ему приговор и выводит его из-под управления судьбы. В этом и есть категория голоса: полное милосердие Имени Авайе.

«Суть возвышения голоса и домов собраний» (Рамбан)

Этот вопль, выражающий возвышенную веру Общины Израиля в своего Творца, не требует сокрытия. Наоборот, ему подобает прилюдность, и Израиль «дерзко» поднимает своей голос и выражает веру народа в своего Друга, свою зависимость от Него в полной уверенности. Всевышний страстно желает именно такой молитвы, и так Он говорит Своей супруге — народу Израиля: «Дай мне услышать твой голос — когда вы молитесь предо Мной высоким голосом — ибо голос твой приятен — в молитве» (Мидраш зута на Песнь Песней 4).

Израиль тоже знает об этом и объясняет беды и постигающие его страдания личным Провидением от Всевышнего. Израиль понимает, что они приходят, чтобы пробудить его вернуться и молиться перед Всевышним. Он чувствует, что Творец желает этих молитв, приходящих прорвать завесы природы и просить Его близости и причастности из тех далей и скрытий. Он знает, что в этом и есть слава Всевышнего, которая поднимается и возвышается из веры и упования, выражаемых в таких молитвах. Эти знания и чувства — прочная основа того самого «дерзкого поведения», заложенного в эти молитвы.

Смысл всех заповедей — чтобы мы верили в нашего Б-га и были признательны Ему за то, что Он нас сотворил (Рамбан)

«Ибо купивший мезузу за один грош и укрепивший ее на своем косяке, имея при этом правильное намерение, уже признал, что мир не вечен, а сотворен, признал всезнание Творца и Его провидение, истинность Торы и пророчеств, кроме того, что признает величие милости Творца». И в этом вера Израиля: «Нет у человека доли в Торе нашего учителя Моше, пока мы не поверим, что все, что с нами происходит, — все это чудеса, нет в них природы и естественного хода событий, как по отношению к индивидууму, так и к общине» (Рамбан). В такой молитве, как мы объяснили, присутствует провозглашение этой глубинной веры, веры в Единство, что все природное управление есть «чудо» от Творца, и в Его руке — изменить его или остановить так же, как Он дает ему существование в каждый момент времени.

В этом цель «намерения создания» — раскрытие единства Творца. Именно к этому ведут все процессы «шести тысяч лет» — к тому дню, когда будет Г-сподь един и Имя Его едино. Народ Израиля, единственный народ, провозглашающий единство Имени, выражает эту веру возвышенным голосом, говоря перед Ним: мы — Твои создания, и только на Тебя мы уповаем.

Такая молитва требует крика

Эта вера нуждается в постоянном укреплении. Быть уверенным в способности молитвы изменить порядки природы и отменить суровый приговор. Выражением укрепления этой веры является вопль и старание, пусть и дерзкое, «уговорить» Всевышнего.

Такой вопль не есть «внешнее действие», его суть — передать внутренний голос крика души, прорывающегося через ограничения тела. «Моим луком» — это мольба (см. выше): чем больше натягивается тетива внутрь, по направлению к лучнику, тем дальше летит стрела. Чем более внутренним будет крик, тем сильнее он прорывает и разрезает все небесные тверди. Как говорит Зоар: «Три вещи здесь… Крик, когда кричит и не говорит ничего… сказал раби Йеуда: Значит, крик больше их всех, ибо крик — в сердце. Об этом сказано: “Кричало их сердце к Г-споду”. Крик — это одна вещь, она ближе Всевышнему, чем молитва. Сказал раби Йеуда: Велик вопль, ибо он разрывает все приговоры человека. Раби Ицхак говорит: Велик вопль, что властвует над высшим качеством Суда. Раби Йоси говорит: Велик вопль, что властвует в сем мире и в мире Грядущем; ради вопля наследует человек сей мир и Грядуший мир».

Так и в мидраше: «Несколько видов молитвы существует, и вопль — выше всех их» (Шмот раба 34).


Пророк Ирмияу (Еремия) был свидетелем разрушения Первого Храма. Эту трагедию он оплакал в свитке Эйха. Пророк описывает ужасные картины гибели Иерусалима и бедствия, охватившие еврейский народ. Читать дальше