Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если человек стремится лишь к тому, к чему влекут его желания, тогда Тора может только подстегнуть его желания. Но если человек стремится исправить себя, тогда Тора становится для него эликсиром жизни и строит его личность.»Рав Йосеф-Юзл Горовиц, саба из Новардока, из книги «Уровень человека»

Крик выражает высшую веру — веру в единство Творца

В таком вопле нет «маловерия», наоборот, нет более высокого выражения веры. Веры в Творца мира, дающего жизнь всему мирозданию и в каждый момент создающего мир из ничего, Творца, в чьих силах аннулировать и изменить природную систему. Это — вершина веры, когда человек устанавливает в своем сердце знание, что вся природа есть воля Всевышнего, Его посланница, и Он в любой момент может отменить ее и действовать по отношению к человеку с личным Провидением-управлением, которое не подчиняется никаким законам природы — даже тем, которые Творец Сам в нее заложил. Здесь выражается вера в абсолютное Единство, как ее подробно объясняет Рамхаль в книге Даат Твунот.

В этом — максимальное знание веры, как оно заповедано сынам Израиля: «И познаешь сегодня, и положишь на сердце свое, что Г-сподь (Авайе) есть Б-г (Элоким) на небе вверху и на земле внизу — нет более».

Имя Авайе есть корень внутреннего управления (управления «совершенного единства», как определяет его Рамхаль), которое не ограничего природными процессами. Управление полного милосердия, вся суть которого — раскрытие воли Сущего в мироздании. Оно внутренним глубоким движением ведет все мироздание во всех его перипетиях к тому дню, когда раскроется единство Творца, и будет Г-сподь един и Имя Его едино.

Имя Элоким есть корень природного управления, заложенного при сотворении мира. Управление имени Авайе спрятано и скрыто, а управление Суда, Элоким, — явно. Это управление, ограниченное путями правосудия и ограничениями природы и судьбы. Так Творец управляет мирозданием посредством двух этих управлений до того, дня, когда «будет Г-сподь един и Имя Его едино», и внутреннее управление будет действовать открыто.

Подобно тому, как в силах молитвы народа Израиля привести к раскрытию того Дня: «Если будете просить — просите» — если вы попросите ускорить конец времен», так в силах вопля одного человека притянуть на себя это внутреннее управление, когда Всевышний относит к нему качество Милосердия (Имя Авайе), отменяет вынесенный ему приговор и выводит его из-под управления судьбы. В этом и есть категория голоса: полное милосердие Имени Авайе.

«Суть возвышения голоса и домов собраний» (Рамбан)

Этот вопль, выражающий возвышенную веру Общины Израиля в своего Творца, не требует сокрытия. Наоборот, ему подобает прилюдность, и Израиль «дерзко» поднимает своей голос и выражает веру народа в своего Друга, свою зависимость от Него в полной уверенности. Всевышний страстно желает именно такой молитвы, и так Он говорит Своей супруге — народу Израиля: «Дай мне услышать твой голос — когда вы молитесь предо Мной высоким голосом — ибо голос твой приятен — в молитве» (Мидраш зута на Песнь Песней 4).

Израиль тоже знает об этом и объясняет беды и постигающие его страдания личным Провидением от Всевышнего. Израиль понимает, что они приходят, чтобы пробудить его вернуться и молиться перед Всевышним. Он чувствует, что Творец желает этих молитв, приходящих прорвать завесы природы и просить Его близости и причастности из тех далей и скрытий. Он знает, что в этом и есть слава Всевышнего, которая поднимается и возвышается из веры и упования, выражаемых в таких молитвах. Эти знания и чувства — прочная основа того самого «дерзкого поведения», заложенного в эти молитвы.

Смысл всех заповедей — чтобы мы верили в нашего Б-га и были признательны Ему за то, что Он нас сотворил (Рамбан)

«Ибо купивший мезузу за один грош и укрепивший ее на своем косяке, имея при этом правильное намерение, уже признал, что мир не вечен, а сотворен, признал всезнание Творца и Его провидение, истинность Торы и пророчеств, кроме того, что признает величие милости Творца». И в этом вера Израиля: «Нет у человека доли в Торе нашего учителя Моше, пока мы не поверим, что все, что с нами происходит, — все это чудеса, нет в них природы и естественного хода событий, как по отношению к индивидууму, так и к общине» (Рамбан). В такой молитве, как мы объяснили, присутствует провозглашение этой глубинной веры, веры в Единство, что все природное управление есть «чудо» от Творца, и в Его руке — изменить его или остановить так же, как Он дает ему существование в каждый момент времени.

В этом цель «намерения создания» — раскрытие единства Творца. Именно к этому ведут все процессы «шести тысяч лет» — к тому дню, когда будет Г-сподь един и Имя Его едино. Народ Израиля, единственный народ, провозглашающий единство Имени, выражает эту веру возвышенным голосом, говоря перед Ним: мы — Твои создания, и только на Тебя мы уповаем.

Такая молитва требует крика

Эта вера нуждается в постоянном укреплении. Быть уверенным в способности молитвы изменить порядки природы и отменить суровый приговор. Выражением укрепления этой веры является вопль и старание, пусть и дерзкое, «уговорить» Всевышнего.

Такой вопль не есть «внешнее действие», его суть — передать внутренний голос крика души, прорывающегося через ограничения тела. «Моим луком» — это мольба (см. выше): чем больше натягивается тетива внутрь, по направлению к лучнику, тем дальше летит стрела. Чем более внутренним будет крик, тем сильнее он прорывает и разрезает все небесные тверди. Как говорит Зоар: «Три вещи здесь… Крик, когда кричит и не говорит ничего… сказал раби Йеуда: Значит, крик больше их всех, ибо крик — в сердце. Об этом сказано: “Кричало их сердце к Г-споду”. Крик — это одна вещь, она ближе Всевышнему, чем молитва. Сказал раби Йеуда: Велик вопль, ибо он разрывает все приговоры человека. Раби Ицхак говорит: Велик вопль, что властвует над высшим качеством Суда. Раби Йоси говорит: Велик вопль, что властвует в сем мире и в мире Грядущем; ради вопля наследует человек сей мир и Грядуший мир».

Так и в мидраше: «Несколько видов молитвы существует, и вопль — выше всех их» (Шмот раба 34).


В чем идея ритуальной нечистоты? Почему Всевышний дал заповедь остерегаться ее? В качестве ответа мы приводим «Общее объяснение смысла ритуальной нечистоты (тумы)» великого еврейского мудреца и мыслителя дона Ицхака Абрабанеля. Читать дальше

Общее объяснение смысла ритуальной нечистоты (тумы)

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Почему Всевышний дал заповедь остерегаться ритуальной чистоты? Гармония как цель жизни.

Секрет еврейской женственности 6. Таинственные воды

Теила Абрамов,
из цикла «Секреты еврейской женственности»

Переход от статуса ритуальной нечистоты к статусу очищения должен быть освящен Всевышним. Для этого служит миква, в которую окунаются еврейские женщины. Кроме практической пользы, от посещения миквы есть и польза эмоциональная.

Что такое миква?

Рав Арье Каплан

Как выглядит миква и как она устроена?

Окаймленная лилиями 5. Значение чистоты семьи безмерно

Рав Норман Лем,
из цикла «Окаймленная лилиями»

Чистоте семьи даже больше, чем остальным заповедям, включая изучение Торы, мы обязаны сохранением народа Исраэля. Строительство миквы предшествует строительству синагоги и приобретению свитка Торы и всем остальным повелениям.

Экскурсии на Храмовую гору

Редакция Толдот.ру

Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля

Секрет еврейской женственности 7. Немного математики

Теила Абрамов,
из цикла «Секреты еврейской женственности»

Во время «нечистого» периода запрещена не только супружеская близость, но и объятия, поцелуи и другие выражения близости. Начало периода ритуальной нечистоты зависит от нескольких факторов и может быть вычислено при помощи несложной формулы.

Секрет еврейской женственности 8. Беременность и роды

Теила Абрамов,
из цикла «Секреты еврейской женственности»

После рождения ребенка женщина становится «нидой», то есть, ритуально нечистой. Это накладывает отпечаток на ее отношения с мужем. Кроме технических подробностей, надо помнить, что ребенок — это радость в доме и воплощение самой первой заповеди Торы.

Окаймленная лилиями 6. Устойчивость супружеской жизни

Рав Норман Лем,
из цикла «Окаймленная лилиями»

Секрет еврейской женственности 5. Чтобы сердце любило сильнее

Теила Абрамов,
из цикла «Секреты еврейской женственности»

Все мы хотим, чтобы наша семья стала тесным союзом. Но как достичь такой близости? И как сохранить ее на протяжении всей жизни? Человеку свойственно «уставать» от привычного. По сути, одна из главных причин стремительного роста разводов в наше время — простое пресыщение. Муж и жена теряют интерес друг к другу, жалуясь, что не находят друг в друге ничего нового.

Кицур Шульхан Арух 162. Законы окунания в микву

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Чтобы понять и постичь 30. Как смотрит иудаизм на взаимоотношение полов?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Отношения между полами предписаны Торой. Но злоупотреблять ими, подчиняясь каждому сексуальному импульсу, не нужно. Самоконтроль в этой сфере должен быть повседневным.

Окаймленная лилиями 8. Святость времени

Рав Норман Лем,
из цикла «Окаймленная лилиями»

Женщина обязана также, в равной мере с мужчиной, исполнять определенные повелевающие заповеди: любить Всевышнего и благоговеть перед Ним, уважать отца и мать