Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Из книги «ПРАЗДНИК ПУРИМ И СВИТОК ЭСТЕР». «Свиток Эстер»

В те дни, когда царь Ахашверош воссел на царский престол свой, что в столице Шушан. В третий год царствования своего устроил он пир для всех министров своих и рабов (придворных) своих: (начальников) армии Персии и Мидии, (для) знатных и правителей областей, что (явились) к нему. (Мегилат Эстер 1:2-3)

«В те дни, когда царь Ахашверош воссел на царский престол свой…» — «В третий год царствования своего…»

Непонятные слова: «в те дни» и «в третий год». Если речь о времени, когда он воссел на свой престол, надо было написать «в первый год, когда он сел на свой престол», но написано «в третий год». Одно противоречит другому.

Талмуд объясняет это противоречие: «когда царь Ахашверош воссел на царский престол» — после того, как он успокоился. Весь мир слышал и знал прекрасно, что все предсказания пророков выполняются. Пророк Ирмеяу 40 лет подряд говорил евреям, что, если не изменится их отношение к вере отцов, если они будут продолжать копировать обычаи идолопоклонников, нарушать субботу, допускать разврат и взяточничество — будут изгнаны, и даже называл имя державы, которая изгонит евреев — Вавилония. Над ним смеялись, называли его сумасшедшим, говорили, что он — «враг народа», и даже посадили в тюрьму. А потом все увидели, что все точно выполнилось, как он пророчил.

Но этот же пророк Ирмеяу сказал (Ирмеяу 29:10): «Когда исполнится Вавилону 70 лет, я вас вспомню… (чтобы) вернуть вас…». И эти слова все слышали. Но было царям неясно, с какого момента отсчитывать 70 лет.

Так, вавилонский царь Бельшацар думал: что значит «когда исполнится Вавилону 70 лет, я о вас вспомню»? Он понял, что величие Вавилона надо считать с момента, когда Навуходоносор взял власть, победив Эсар Хадона, царя Ассирии.

Поэтому он ждал — что будет через 70 лет, может быть, какие-то изменения в мировой политике произойдут, какие-то государства слетят. Бельшацар считал так: 45 лет царем был Навуходоносор, его сын Эвиль Меродах — 23 года, уже 68, я уже правлю два года — итого 70. Но никаких изменений нет, евреи еще в изгнании. Ну, думает, наверное, неправда, что Ирмеяу сказал — «через 70 лет вспомню вас». Тогда на третий год своего царствования он устроил большой пир. Храмовая посуда, награбленная Навуходоносором, хранилась у него в сокровищнице, и хотя до сих пор он боялся пользоваться ею, сейчас он вытащил все эти сосуды и стал пить из них вино. В это время армия персов под предводительством Дарьявеша воевала с Вавилоном, но Бельшацар не думал вести переговоры с ними, так как был уверен в недоступности стен Вавилона, которые, кажется, были высотой чуть ли не 30 метров. Но персы отвели воду Евфрата и прошли по дну, по руслу и вошли в город. И в эту же ночь был убит Бельшацар, последний царь Вавилона.

Ахашверош же сказал: Бельшацар ошибся, считая 70 лет, но я буду считать по-другому, и я таки не ошибусь. Нужно считать не от начала величия Вавилона, а от того момента, когда Вавилон наложил руку на евреев, на восьмом году царства Навуходоносора, когда тот изгнал царя Иудеи Йеоякима и поставил вместо него Йеояхина, а потом вместо него поставил Цидкияу. И он начал отсчет от этого момента.

На третьем году своего царства он увидел, что, хотя по его подсчетам кончились 70 лет (37 лет правления Навуходоносора после изгнания Йеояхина, 23 года Эвиль Меродаха, 3 года Бельшацара, 5 лет персидского царя Дарьявеша, который встал после завоевания Бельшацара, и Кира, который взял власть после того как был убит Дарьявеш, и два первых года Ахашвероша — 70 лет.), ничего не произошло, никаких изменений в мире нет, евреи по-прежнему в изгнании, и решил: «Пророк ошибся, евреи навечно будут в изгнании, а я буду править. А! Давай гулять тогда!»

Он взял сосуды из Храма, пил из них вино, и у него из-за этого тоже случилась неприятность. По выражению Талмуда, «сатан был на этом пиру и танцевал между Ахашверошем и царицей». Это образное выражение. Он приказал привести жену Вашти в соответствующем виде, она отказалась, и он ее убил.

Но в чем была ошибка подсчета 70-и лет?

Ошибка была в том, что надо было считать от разрушения Иерусалима, когда сожгли Храм и изгнали большинство евреев. И это было через 11 лет после изгнания царя Йеояхина.

Ученики спросили раби Шимона бен Йохая:

— Какой грех был у евреев того поколения, что вышел приказ их уничтожить? Мы верим, что нет ничего случайного. Если что-то произошло, надо просмотреть, что мы сделали.

Он ответил ученикам:

— Скажите вы.

Они сказали ему:

— Получили удовольствие от той трапезы.

За то, что иудеи получили удовольствие от пира, который устроил Ахашверош. А пир, как мы объяснили, был сделал по очень нехорошей причине, на 3-ем году правления Ахашвероша кончились подсчитанные им 70 лет, и так как никаких изменений не случилось, он решил: пророчество, наверное, было ошибочным, евреи больше не вернутся в свою страну, давай гулять.

И евреям не надо было идти на такою трапезу, которая посвящена тому, что им не на что надеяться, даже если бы они ели там все кашерное.

Раби Шимон бен Йохай спросил учеников:

— Если так, то логичнее было бы, чтобы вышел приказ уничтожить евреев, жителей Шушана (столицы), а почему же он включал в себя евреев всего мира?

Ответили ученики:

— Пусть скажет учитель.

Тогда он им сказал, что Навуходоносор в свое время поставил золотого идола и велел всем поклониться ему. Служить идолу и поклоняться? — Чтобы не делать этого, надо идти даже на смерть, а многие евреи поклонились идолу. Поэтому вышел такой приказ.

Спросили ученики:

— А разве у Бог лицеприятствует?

Если они заслужили уничтожение за поклонение идолу, как же они удостоились потом этого чуда?

— Бог поступает с человеком так, как он поступает. Мера за меру.

Евреи поклонялись идолу только для вида, из страха, но в сердце идола не признавали, Бог тоже с ними так сделал: только для вида вышел приказ об уничтожении. И так написано в плаче Иеремии: «он мучил, но не от сердца» (Эйха 3:33). Если человек сделал грех, но не от сердца, а из-за страха, Всевышний приводит на человека неприятности, чтобы тот раскаялся и спасся от наказания.

Сказал Аман царю Ахашверошу: «Имеется один народ, рассеянный и разделенный среди народов во всех областях твоего государства. Религией отличается от всех народов. И законы царя они не исполняют, и царю не стоит их оставлять. (Мегилат Эстер 3:6)»

Сказал Рава (Мегила 13б): «Нет такого специалиста по лашон а-ра (злословию), как Аман».

Аман сказал Ахашверошу так:

— Давай покончим с еврейским народом!

Тот ответил:

— Я боюсь, все-таки мы видели, что Бог их защищает.

Аман:

— Ты знаешь, они сейчас от Бога отошли, «спят они» , не выполняют Его законы.

— Но у них все-таки есть мудрецы Торы!

Аман ответил ему:

— Слабоваты они все, они все — «один народ», как простые евреи, так и мудрецы — не

на должном уровне.

Но если ты думаешь, что из-за этого какая-то область опустеет — не будет людей, то знай, что они «народ рассеянный» — немножко тут, немножко там — это не будет заметно. А если скажешь: может, есть людям польза от них? — «Народ разделенный», как мул , что не дает приплода.

Если же ты думаешь собрать их в одну республику — они «во всех областях твоего государства».

И «религией отличается от всех народов» — все народы имеют свои религии, но эти отличаются от всех: они не кушают и не пьют наше. Они не хотят родниться с нами, законы царя они не исполняют. Весь год у них: то суббота, то праздники, то Рош а-шана, в общем, им нельзя работать.

В мидраш Раба )Эстер раба 7:13) и в «Таргум шени» есть более полное содержание его доноса. Написано очень толково. Он подтасовывает факты, представляет их в нужном для себя свете.

Пишет Аман Ахашверошу докладную записку: «Есть один народ, рассеянный, разбросанный между народами по всем областям царя. Они гордые. Зимой они принимают теплые ванны, а летом любят прохладительные ванны. Отличаются от всех народов. Работу царя они не делают. Когда они нас видят, они плюют, смотрят на нас как на нечистых. Когда мы говорим им: надо работать, помочь государству, то они говорят — сегодня Шаббат, то они говорят — Песах сегодня. Когда им нужно, они говорят: сегодня можно торговать и покупать, когда нам нужно, они говорят: сегодня нельзя. Приходим мы к ним утром, чтобы отправить их на работу, они говорят: есть у нас закон, надо сказать “Шма Исраэль (слушай, Израиль), Бог один”. Приходим позже, они говорят: сейчас мы молимся “Шмонэ эсре”, приходим в третий час — сейчас мы едим, четвертый час приходим, они говорят: мы должны благодарить Бога за то, что мы поели. Еле-еле выгоняешь их около одиннадцати, а уже через час-два идут женщины и несут им кашу. “Ну, вы, наверное, замучились у этого глупого царя с его работой?” Раз в семь дней делают выходной — субботу. Называют его Шаббат. Приходят в синагогу, читают свои книги, проклинают царя и говорят: в этот день Бог отдыхал, сотворив мир, и велел нам отдыхать.

Раз в 30 дней примерно их женщины окунаются в воду и оскверняют все наши реки (30 дней — имеется в виду месяц, иногда месяц — это 29 дней, иногда — 30). На 8-й день они безжалостно делают обрезание своим детям, и говорят: будем отличаться от всех народов!

В месяце нисане они убирают хлебное и говорят: в этот праздник Песах Бог вывел нас из Египта. Приходят, молятся, читают свои книги, проклинают царя и министров, и говорят: как мы убираем этот хлеб, сжигаем, так пусть Бог уберет от нас эту власть, и спасет нас от этого глупого царя.

В месяце сиване они делают праздник: читают книги, проклинают царя и министров, и называют его ־ Шавуот. Бросают розы и растения, собирают яблоки и говорят: как мы собираем эти розы и яблоки, так пусть Бог нас всех соберет в Иерусалим. В этот день мы получили Тору.

Начало года — Рош а-Шана: читают книги, проклинают царя, трубят в рог и говорят: Бог вспомнит о нас хорошее, а о врагах — плохое.

Наступает пост у них — Йом Кипур, накануне они режут очень много птиц, скота и в десятый день они безжалостно мучают грудничков и маленьких детей, не дают им есть, и опять проклинают царя…»

Кстати, тут много выдумок. Евреи, например, никогда не проклинали царей, наоборот, просили, чтобы Бог давал мир в том месте, где они живут, и во всем мире, и не заставляли детей поститься. Но слов из песни не выкинешь, продолжаем читать донос.

«…Они безжалостно заставляют маленьких детей и грудничков поститься, и говорят: им прощаются грехи; читают свои книги и проклинают царя и министров. И просят у Бога, чтобы умер этот царь, называют его глупым царем.

Пятнадцатого числа они портят деревья: срывают лулавим, этрогим и разрушают многие леса, делают будочки и читают там свои книги, проклинают царя и танцуют, как козлята. Но одну вещь я не знаю: они проклинают нас или благословляют. Этот день они называют Суккот. И опять же не работают.

Так у них проходит бо́льшая часть года: то “Шаббат сегодня”, то “Песах сегодня”. Пятидесятый год они называют юбилеем, седьмой год — шмитой, двенадцать месяцев они называют годом.

Когда у них была власть, был царь Давид, который вел много войн и задумывал на нас очень много плохого. После многих поколений изгнал их царь Навуходоносор, и они в изгнании, но остались гордыми и говорят: “Мы — дети таких хороших отцов”.

Нет более бедных, чем они, некоторые делают воск, некоторые свечи, все, что продают — при этом обманывают. По законам царя не живут.

Так что не стоит этот народ оставлять в живых. Я согласен уплатить определенную сумму за каждого, это получается — десять тысяч кикар серебром».

Вот каково было предложение Амана. Давай уничтожим евреев, чтобы не было их на свете!

Ответил ему Ахашверош: это непосильная задача, не сумеешь. Я вижу из истории, что Бог их не допускает этого. Были цари сильнее и умнее меня, которые старались этого добиться и ничего у них не получилось, и над теми, кто это пытался сделать — потом все смеялись, а евреи так и остались. И нам тем более не стоит браться за это. Больше не говори на счет этого. Оставь! И с ними больше не заводись.

Интересная вещь, они ведь не дошли до понятия, что во всем мире — один Правитель, они считали, что каждый народ имеет своего бога, но «их Бог не допускает этого».

А Аман надоедает каждый день.

— Знаешь, что? — говорит. — Соберем и посоветуемся с мудрецами, колдунами, астрологами, — «академия наук»!

Собрал всех. Ахашверош говорит:

— Есть предложение: уничтожить всех евреев.

Они сказали все в один голос:

— Кто это замыслил сделать такую вещь? Евреев нельзя уничтожить. Весь мир держится на них, и они играют большую роль во всем мире, евреи являются народом духовным и есть у них учение, что они близки к Богу. Посмотри, что было с царями, которые взялись за евреев.

Но Аман говорит:

— Слушайте, вы знаете, что одно вы не учли: этот Бог их, который утопил египетского фараона в море и сделал чудеса — он уже устарел. Факт, что он устарел и нет у него силы — ведь дом его сжег Навуходоносор, вавилонский царь, евреи изгнаны, где сила Бога? Нам нечего бояться.

Когда Аман это сказал — они согласились, подписались все, и вот что они написали:

«Мир вам безграничный! Да будет вам известно, что один из великих людей, из потомков царя Агага, Аман, написал просьбу маленькую об одном народе, который презрен больше, чем все народы, они очень гордые, желают нам зла, всегда проклинают царя. Они говорят в молитвах: “Бог будет Царем навеки, и народы пропадут из Его страны” (из Земли Израиля), они говорят: придет время и будет еще Бог мстить народам, наказывать их. Кроме того, они страшно неблагодарные. Посмотрите на судьбу бедного фараона, египетского царя. Что они сделали? Они приехали в Египет, он их принял очень гостеприимно, дал им лучшие места страны, кормил их во время голода, обеспечил всех работой, они строили на его стройках. Так они придрались, какую-то ерунду выдумали: мы хотим пойти на 3 дня приносить жертву Богу, дайте нам серебряные и золотые вещи, одежду; и каждый из них нагрузил много ослов этим добром. Чем они отплатили? Буквально опустошили Египет и сбежали. Фараон услышал, что они убегают, и пошел за ними, чтобы вернуть добро. Был там у них один человек, Моше бен Амрам, каким-то колдовством взял палку, пошептал, стукнул по морю, разошлась вода, и они все прошли. Как они прошли — я не знаю, как высохла вода — не знаю. Фараон видит, что они идут, и пошел за ними — вернуть свои деньги. Как они его столкнули в море, мы не знаем, но он утонул со всей армией. И они забыли, сколько добра им сделал фараон! Какие они неблагодарные!

А что они еще сделали моим предкам, Амалеку! Амалек услышал, что они сделали с Египтом, и решил: они же опасны для мира, надо их как-то остановить! И Амалек на них напал.

Был у Моше бен Амрама ученик Йеошуа бин Нун, очень жестокий, никакой жалости не имеет, и ему Моше поручил воевать с Амалеком. Моше взял палку, пошептал на нее, поколдовал, и я не знаю, что он сделал, но они все-таки победили Амалека.

Они напали на героев Сихона и Ога, никто не мог перед ними устоять, и они их победили. Цари Мидьяна напали на них — они их тоже победили. Этот ученик Моше бен Амрама, Йеошуа, вошел в страну и занял ее, убил 31 царя. Потом пришел и напал на них Сисра. Что они сделали — я не знаю, но каким-то образом его армия утонула в реке Кишон. Первый царь их, Шауль, стал воевать с моими предками, с Амалеком, и убил много людей. Потом был у них один царь — Давид бен Ишай, после него — Шломо. Шломо построил здание, назвал его Бейт а-Микдаш, что там — я не знаю, но когда идут воевать, они входят туда, колдуют, а потом убивают и уничтожают весь мир.

Им слишком хорошо жилось, они перестали слушаться своего Бога и еще к тому же постарел их Бог, и царь Навуходоносор вавилонский сжег их дом (Бейт а-Микдаш).

Но они так и не изменились. Хотя они в изгнании, они смеются над нами и нашей верой. Поэтому мы решили бросить жребий, чтобы уничтожить их в один день, и выпало 13-е адара. Так что, когда эти донесения дойдут до вас, будьте готовы уничтожить всех: от малого до старого, женщин и детей, всех в один день, и никого не оставить».

После того как были подписаны эти бумаги и отданы Аману, Аман шел веселый со своей компанией. И тут идет Мордехай. Мордехай заметил, что еврейские мальчики идут, которые где-то учились, и пошел к ним, а Аман с друзьями за Мордехаем, послушать, что он говорит. Тогда был обычай — когда встречали еврейского мальчика, спрашивали его: что ты сейчас учил?

Подошел Мордехай к одному:

— Что ты учил?

Тот ему сказал:

— «Не бойся внезапного страха и темноты негодяев, если она наступит» (Мишлей 3: 25).

Второй сказал:

— Сегодня я учил, и с этим стихом я ушел из школы: «Вы планируйте, но сорвется. Говорите, но не получится. Потому что с нами Бог» (Йешаяу 8:10).

Третий сказал:

— А со мной учили сегодня вот что: «И до старости Я тот же, и до седины Я выдержал. Я же сделал и буду нести, пронесу вас и спасу» (Йешаяу 46:4).

Это Бог говорит евреям. Мордехай услышал и очень обрадовался, Аману же это крайне не понравилось, он подбежал к Мордехаю и спрашивает:

— Чему ты обрадовался?

Тот говорит:

— Я из слов детей понял, что все будет у нас хорошо. Ты для нас что-то плохое

готовишь — ничего не получится.

Аман очень рассердился и сказал:

— Первыми я буду убивать именно детей.

Тут есть интересная вещь. Ведь мы обыкновенно не смотрим на приметы. Ну что особенного, если сказали ему три хороших стиха? Но есть комментарий Виленского Гаона, он говорит так: Мордехай увидел, что это не случайные три стиха из Танаха, а есть здесь логическая связь.

Амалек напал на евреев три раза. Первый раз — после Исхода из Египта, народы все дрожали: самое сильное государство — Египет — не устояло, и долго бы еще никто не напал. А Амалек напал неожиданно. Об этом говорит стих «не бойся внезапного страха».

Они присмирели на время и решили напасть, но чтобы не знали, что это Амалек. Они ждали подходящего момента, ждали… Когда евреи вышли из Египта и шли по пустыне, их все время сопровождали три чуда: падал ман, была вода, а от жары их спасали Облака Славы. После смерти Аарона а-коэна — Облака Славы на время прекратили защищать евреев. И тогда амалекитяне решили напасть. Но они решили напасть так, чтобы думали о них, что это не Амалек, а кнаанейцы. И когда евреи будут молиться о защите от кнаанейцев, эта молитва им не поможет.

Написано: «И услышал кнаанеец, царь Арада… и воевал с Израилем» (Бемидбар 21:1). И написано в Торе, что евреи молились Богу: «Если ты отдашь этот народ в мою руку…» (Бемидбар 21:2).

Евреи увидели: лица врагов и одежда, как у амалекитян, а говорят, как кнааним, притворяются кнааним. Поэтому они сказали: дай нам одолеть этот народ, кто бы он ни был. Бог принял их молитву, и они победили.

Об этом — второй стих: «Вы планируйте совет — сорвется, говорите, но не получится, потому что — с нами Бог».

В третий раз Амалек напал во время Амана.

Как мы цитировали из Мидраша, Ахашверош сначала не хотел подписывать приказ убить всех евреев. Он говорил: «Я боюсь их Бога», но когда Аман сказал, что «их Бог уже устарел, факт: Храм разрушен, евреи изгнаны, все их презирают и они унижены; где же его сила?», тогда он решил: ладно, подпишу.

Об этом нападении написано: «И до старости Я тот же, и до седины Я выдержал. Я же сделал и буду нести, пронесу вас и спасу».

И сказала Эстер ответить Мордехаю: Иди, собери всех иудеев, которые находятся в Шушане, и поститесь за меня, и не ешьте, и не пейте три дня — ночью и днем, и я с моими девушками также будем поститься. И я приду с этим к царю — не по закону; и как (если суждено, чтобы) я пропала, так я пропала. (Мегилат Эстер 4:15-16)

«Не ешьте, и не пейте три дня — ночью и днем», то есть трое суток подряд, без перерыва.

Тут интересный вопрос: уже «горит огонь», вышел приказ убить всех евреев, гонцы бегут по всем 127 областям — приказ уже идет, надо быстрей… И если она уже решила пойти — чем раньше, тем лучше! Почему она велела подождать три дня?

Но Эстер как человек верующий, человек знающий — а она была пророчица, — рассуждала так: если есть деньги, тогда любая женщина хорошая хозяйка. С деньгами она купит хороший товар, и купит дешево и достаточно. А без денег — плохая хозяйка. Из нашей истории видно, как все связано в отношениях евреев с Богом. Если евреи оторвались от Бога и Торы, то как бы она не пошла и красиво не говорила, и какие не были бы отношения у нее с царем, результат будет по сути один: или вежливый отказ, или… менее вежливый отказ.

Просто так приказа не будет против евреев. Значит, чем-то они согрешили, что-то наверху есть. А раз наверху есть, то если я пойду, не исправив греха перед Богом, ничего не поможет. Идти сейчас, не исправив, бесполезно. Надо прежде всего найти причину, и решить дело окончательно, в корне. А причина была в том, что евреи отошли от еврейства.

Среди евреев, приехавших в Землю Израиля из Вавилонии, было много смешанных браков, ранее они поклонялись идолу во время Невухаднецара, а теперь участвовали в пиру Ахашвероша.

Три дня поста… а что такое пост? Дело не только в том, что человек не ест, а главное — этот день он посвящает духовному подъему, продумывает, что он сделал неправильно и что надо исправить.

Надо исправить, а что исправить? Шимон а-Цадик сказал (Пиркей Авот 1:2): «Мир стоит на трех вещах: на изучении Торы, на служении Богу (сейчас у нас это только молитва, тогда был еще Храм) и на добрых делах». И раз вышел приказ здесь, на этом свете убивать всех евреев, значит, они чем-то рассердили Бога. И если не исправить эти три столпа еврейской жизни — бесполезно идти. Поэтому одного дня мало. На три вещи нужны минимум три дня.

И действительно: за эти три дня Мордехай много занимался народом; и особенно важным было, что около двадцать тысяч детей читали Теилим и учили Тору, — и это помогло.

«И я приду с этим к царю» — с заслугой этих добрых дел, молитв и учения. Вот для чего она просила три дня, а потом пошла.

Итак, она решила — как раз за три дня надо поправить эти дела: чтобы договориться учить детей Торе, чтобы было служение Богу — молитва, и чтобы делали добрые дела друг для друга. Она верила, что именно эти три вещи: Тора, служение Богу и добрые дела — ослабят силу Амана.

Я слышал толкование от имени рава Бенциона Альфеса: почему у евреев в Пурим принято печь треугольные сдобы и называть их оменташн?

Есть три столпа, на которых стоит все еврейство, и мы должны за них держаться: изучение Торы, служба Богу в Храме (принесение жертв) и молитва, и делание добра. В этом наша сила. Если мы будем это делать, тогда мы сможем вспомнить заслуги наших отцов: Яков учил много Торы, Авраам делал много добра, Ицхак — это служение Богу.

Написано (Дварим 7:9), что Всевышний помнит милосердие на тысячи поколений. Поэтому, если у нас будет Тора — будет у нас заслуга Яакова, а если будет у нас молитва — будет заслуга Ицхака, будут у нас добрые дела — будет заслуга Авраама. И это ослабит силу Амана. Может быть, из-за этого постановили делать подарки друг другу — мишлоах манот, что мы посылаем в Пурим, для того чтобы усилить дружбу, и давать матанот ла-эвьоним — деньги бедным.

Мордехай знал, что главная сила евреев — дети, которые учат Тору и молятся Богу. Поэтому он собрал детей и они занимались Торой. В Теилим написано: «Из уст маленьких детей Ты даешь силу». Силу против чего? «Ликвидировать врага и мстителя» (Теилим 8:3).

И нужно знать — на сегодняшний день это тоже действует. Я вспоминаю, что Хафец Хаим говорил во время коммунистов и Евсекции, которые боролись со всем еврейским, закрывали синагоги и сажали людей за соблюдение Торы: есть один способ, который внешне покажется абсолютно непонятным, но это так. Если тайно, с риском, закрыться и учить маленьких детей, это сильно ослабит советскую власть, насаждающую атеизм.

Треугольные печенья делают в знак наших трех отцов и трех столпов: Тора, служение Богу и добрые дела. Таш на иврите — ослабеть, получается, оменташн — Аман ослаб, потому что Авраам, Ицхак и Яаков за нами.

Читайте также: тема Чтение Свитка Эстер в Пурим


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»