Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Необходимо проверить и исследовать причину лжи, дабы совершенно искоренить ее посредством обретения качеств скромности, справедливости и умеренности в речи

Не произнеси своими устами даже легчайшего речения, о котором не засвидетельствует твое сердце, что оно совершенно истинно.

Лживость — на редкость скверная болезнь души. Ее источник — стремление к приумножению имущества, удовольствиям, славе и всеобщему почитанию. Сначала человек жаждет разрешенного, затем уже запрещенного, и наконец у него вырабатывается привычка лгать даже без малейшей для себя выгоды[92]. Сочетание лживости с такими дурными качествами, как насмешничество и пустословие, порождает готовность к ложной клятве, не дай Б-г[93]. Есть люди, которые в своем тщеславии изо всех сил стараются приписать себе достоинства, которых в действительности они полностью лишены, и пытаются ввести в заблуждение весь мир изобилием пустых и несостоятельных доказательств своей «возвышенности» в расчете на то, что им поверят. Человек насмехается, доносит, обвиняет праведных в несуществующих у них недостатках и приводит ложные подтверждения своих достоинств, ссылаясь на слова льстецов. Некоторым свойственно лицемерие: они покрывают головы талитами, чтобы не видеть происходящего в мире даже на расстоянии четырех локтей от себя, избегают встретиться взглядом с женщиной, но при этом соблазны и страсти всецело властвуют над их душами[94]. Другим свойственна лживость, и они вводят людей в заблуждение ради материальной выгоды: основывают свои финансовые дела на обмане, выстраивают взаимоотношения с людьми на лжи и стремятся к славе, ибо уже обрели мастерство и умение в обмане ближнего, преуспели в присвоении чужого имущества, насмешничестве, доносительстве, лести и внушили людям страх. Подобные им вводят многих в заблуждение или присваивают себе их достоинства и славу. Говоря о введении людей в заблуждение имеется в виду, что человек говорит совсем не то, что на самом деле думает, и похваляется вымышленными добрыми делами, дабы обманом расположить к себе людей. А под присвоением чужой славы понимается, что он приписывает себе возвышенные поступки, совершенные другими[95]. Однако в конце концов ложь не устоит, и даже если человеку случается сказать правду, ему уже не верят. Таково наказание гордецам, лицемерам, лгунам и обманщикам, тщательно скрываемые тайны которых день ото дня оказываются все больше известны людям, и они становятся презренными и ненавистными в глазах каждого[96].

Поэтому необходимо изначально проверить и исследовать причину этого заболевания души, дабы совершенно искоренить ее посредством обретения качеств скромности, справедливости и умеренности в речи. Затем к этим важнейшим достоинствам необходимо добавить исполнение особой предписывающей заповеди стремления к истине. Если человек принял решение воздержаться от обмана, введения кого-либо в заблуждение или насмешничества, то он должен идти по этому пути, даже если в результате им утрачиваются удовольствия, материальные блага или иллюзорная слава. Каждый должен быть внимателен, дабы не солгать намеком, произнесением двусмысленной фразы или другим неявным образом, пока не раскроются его глаза и он не начнет различать Б-жественную основу истины и не поймет, насколько она любима Творцом мира. Нет в мире ничего более презренного, чем насмешничество, обман и лицемерие. Об этом сказали наши мудрецы: «Лжесвидетели обманывают ради получения платы…»[97] Насмешники, доносчики и лицемеры презираемы даже теми, кто их нанимает и извлекает выгоду из их нечестивости, — им бросают плату, как падаль собакам. И если лгуны так скверно выглядят даже в глазах нечестивцев, то тем более они отвратительны праведникам.

[92] «В высших мирах отпечатки всех чувств ясно видны и остаются навечно, сияя ярким светом, отражающим все в истинном виде». (Маариль Блох, Уроки Знания, гл. «Ибо все, на Небесах и на земле… часть 2»).

[93] «Для приближения души к изучению Мусара требуются истинная мудрость и знание. Необходимо дать людям путь к постижению истины, научить их пониманию и верному суждению посредством ценнейшего сокровища — Учения Мусар. Ведь оно — восхитительный драгоценный камень, ценнейшее сокровище в наследии праведности, и в нем нет ничего неверного или искаженного». (Рав Ицхак Блазер, Свет Израиля, гл. «Пути света»).

[94] «В основе ошибочных расчетов людей — неумение осознать “промежуточные ступени” между праведником и грешником. Ведь помимо личной трактовки человеком понятий “злодей” и “грешник”, есть еще и мнение Торы относительно злодея, считающего себя безгрешным. Как сказано: “А нечестивому Б-г говорит: зачем тебе рассказывать о Моих законах и возносить Мой Завет твоими устами?” (Теилим 50:16). Можно говорить о законах Творца, обсуждать их, делиться ими и при этом оставаться злодеем и грешником». (Саба из Новардока, Уровень человека, гл. «Применение качеств»).

[95] «Истинный разум, который наша святая Тора называет мудростью, благодаря которому человек становится человеком, проистекает из незамутненности души и чистоты сердца. Ведь вся истина укоренена в душе человека, и чтобы ее воспринять, необходимо очистить душу и сердце “сорока восемью путями” постижения Торы. Если же душа человека замутнена, а сердце недостаточно чисто, то ему не поможет даже самый острый и глубокий в мире разум. Наоборот, чем активнее такой человек станет исследовать и постигать, тем больше будет отклоняться от истины и приумножит ложь, ошибку и злонамеренность, и его острый разум ему ничуть не поможет. Напротив, с его усилением увеличится ложь и злонамеренное неприятие истины. Это имели в виду наши мудрецы, сказав: “Если удостоится, Тора станет для него эликсиром жизни, а если нет — смертельным ядом”. Если человек удостоится, он обретет разум Торы, благодаря которому сможет открыть и постичь истину, но если не удостоится, его разум и проницательность приумножатся благодаря изучению Торы, но это будет не истинная мудрость, а разум естества народов мира, и он не поможет постичь истину святой Торы». (Рав Моше Розенштейн, Основы Знания, часть 1, гл. 25).

[96] «Цель Творения состоит именно в том, чтобы привести обитателей мира к постижению истины, и все, что для этого необходимо, уже заложено в мироздании, ибо Он Всемогущ и все объединил воедино!» (Маариль Блох, Уроки Знания, гл. «Чудеса и природа часть 2»).

[97] Сангедрин 29а.

Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное согласие на публикацию.


Готовность прислушиваться к окружающим и исправлять свои недостатки — одна из главных тем самосовершенствования человека в иудаизме. С другой стороны, критиковать тоже нужно уметь. Читать дальше

Тора и психология. Преодоление страхов. Страх провала и страх отверженности.

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»

В модели атеистов от обоих этих страхов избавиться нельзя. Люди их сами порождают. Они появляются как следствие убеждения, что у мира нет Творца.

Первая фраза — определяющая

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

В природе человека радоваться, когда его хвалят, а говорящий похвалы будет любим, даже если известно, что он определенно льстит.

Важность критики

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Человек принимает участие в семинаре по иудаизму и возвращается на работу с кипой на голове. Вначале все опасаются, не случилось ли в его доме какого несчастья.

Критика

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Человека, готового принимать критику, царь Шломо называет «мудрецом». Он даже утверждает, что такой мудрец полюбит критикующего.

Критика и изменение привычек

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Абсурд становится еще более явным, когда пытаются оценить удовольствие от курения и приходят к выводу, что оно не доставляет особого удовольствия, и уж, несомненно, такого, которое оправдало бы полное порабощение сигарете.

Критиковать действие, а не человека

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Копание в прошлом не конструктивно, оно приводит критикуемого в замешательство. События прошлого не должны упоминаться в критике, за исключением случая, когда нужно указать на вещь, от которой следует воздерживаться в будущем.

Критика с объяснением

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Муж не приходит домой вовремя без уважительной причины. Супруга предъявляет ему претензии: «У меня нет сил тебя ждать».

Толдот Йешурун в Хайфе: 9 мая, рабанит Ципора Харитан: Критика — средство для построения отношений?

Редакция Толдот.ру

Ситуации, когда не надо критиковать

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Зачастую встреча супругов — это момент, которого ждал тот, кто оставался дома, чтобы высказать все, что он набрал за день. Ведь у него тоже были сложности с детьми или с владельцем магазина напротив, и он ожидает прихода супруга, чтобы рассказать ему обо всем, что случилось.

Как критиковать?

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Когда вы планируете критику, следует принимать в расчет ограничения критикуемого. Когда вы приходите к человеку с претензиями и указываете на ошибку, которую тот допустил, он воспринимает это как атаку по всем фронтам.

Возможные причины для критики

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Супруг, который подвергается нападкам, недоумевает, почему его атакуют из-за таких мелочей. Но, на самом деле, как мы сказали, эта критика — выражение нехватки и нужды в других вопросах.

Преуменьшение роли партнера и критика

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Чтобы продвинуть вопрос уборки стола после выпечки, лучше начать с положительного: «Ты печешь вкусные пироги, и я был бы еще более рад вкушать их, если бы ты соблаговолила мыть стол по завершении печения»