Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

— Рафи, у нас проблема.

По голосу Эли было понятно: случилось что-то серьезное. Это было в пятницу, в один из палящих августовских дней в Израиле.

Эли был исполнительным директором одной хайтек-компании, которую несколько лет назад купила крупная американская корпорация. Рафи был ее вице-президентом по технологиям, человеком, которого Эли очень ценил и которому полностью доверял. Оба были соблюдающими евреями.

— Что случилось? — спросил Рафи.

— Мне только что звонили из Америки. Они обеспокоены состоянием проекта и хотят, чтобы мы были на связи в следующую субботу! Они говорят, что мы должны участвовать в обязательной телефонной конференции… в субботу утром!

— Но, Эли, они же знают, что это шабат! Нам до сих пор всегда удавалось решать эту проблему. Их вполне устраивало что вместо субботы мы задерживаемся на работе в другие дни. От нас никогда не требовали выходить на работу в пятницу вечером и в субботу! Что происходит?

— Хад, вице-президент корпорации, сказал, что слишком многое зависит от успешного прохождения сделки. Ему очень жаль, что это суббота, но он обещает, что это будет единственный случай! На карту поставлены сотни миллионов долларов! Рафи! Ты должен срочно что-то придумать! Какие-нибудь идеи?

— Какие идеи! Мы не можем работать в субботу!

— Я знаю! Но если мы просто «тупо» откажемся, это нанесет непоправимый ущерб нашим отношениям и всей компании. Я на тебя рассчитываю. Я знаю, ты можешь найти какой-то выход, чтобы и бизнес не пострадал, и субботу не нарушить.

Рафи был шокирован:

— Какое решение я могу предложить?.. Эли, сделаю, что смогу, — он повесил трубку и закрыл дверь кабинета. — Надо что-то придумать, — бормотал он себе.

***

Рафи работал в этой области очень давно, и ему приходилось много ездить. Где он только не бывал. Один раз в Окленде, Новая Зеландия, его попросили быть хазаном во время вечерней службы в синагоге, это была его первая суббота там. После молитвы к нему подошел раввин синагоги и сказал:

— Хочу, чтобы вы знали: у вас теперь есть особая заслуга.

— Что вы имеете в виду?

— Сегодня вы возглавили субботнюю службу первого миньяна на планете!

— Серьезно?!

— Абсолютно! Мы — еврейская община, самая близкая к линии перемены даты на земном шаре. Наша община встречает субботу раньше всех на планете Земля. Когда у нас наступает суббота, у всех остальных общин восточнее нас еще продолжается четверг.

***

Имея семью в Израиле, бизнес в Америке и работая с компаниями в разных городах Новой Зеландии, Рафи стал по-новому относиться к временным поясам и их смыслу. Раздумывая над сложившейся ситуацией, он вдруг понял, что решение может заключаться в использовании разницы во времени между городами, находящимися в разных часовых поясах. В воскресенье он собрал всех директоров компании, находящихся у него в подчинении.

— Ребята, у нас проблема! — Он сообщил им о требованиях американской компании и о том, что поставлено на карту. — Кто из самых опытных технических экспертов мог бы работать в пятницу вечером?

— Анат, — ответил кто-то.

— Отлично. А кому из наших лучших проект-менеджеров мы можем поручить участвовать в телеконференции в субботу утром?

Директора, переглянувшись, согласились, что это Нир.

— Пожалуйста, вызовите их ко мне через 15 минут.

Директора разошлись, а Рафи сел размышлять над своим следующим ходом. Теперь, когда люди выбраны, в какую точку земного шара их следует отправить? Штаб-квартира корпорации находилась на восточном побережье США. Значит, Анат надо отправить куда-то дальше на запад. Рафи решил, что Анкоридж на Аляске будет идеальным вариантом. Забронировав билеты для Анат, он планировал поручить ей провести последнее тестирование программного обеспечения в пятницу днем, когда на восточном побережье уже будет суббота. Пока все выглядело отлично!

Теперь предстояло решить вопрос с телеконференцией. Она была назначена на 8 часов утра по летнему времени. Рафи должен был найти для Нира такое место, где суббота к этому времени уже закончится. Где? В Гонконге — самый надежный интернет-сервис на Дальнем Востоке, а по времени там всегда на 12 часов «позднее», чем на Восточном побережье. Рафи полез в интернет. Когда заканчивается суббота в Гонконге? В 7:39 вечера, а на Восточном побережье в это время 7:39 утра, субботнего утра. У Нира останется 21 минута, чтобы дозвониться на конференцию.

В дверь постучали. Hа пороге стояли Анат и Нир.

— Вызывали?

— Садитесь, пожалуйста!

Он объяснил им, в чем проблема и что он придумал.

— Вы знаете, как важна суббота для руководства компании. Единственный способ не потерять этот проект — начать паковать чемоданы! Анат, ты летишь в Анкоридж, а ты, Нир, отправляешься в Гонконг.

Анат была соблюдающей еврейкой и с радостью согласилась помочь компании выполнить работу, не нарушая субботних законов. С Ниром же все обстояло иначе.

— Рафи! Это глупо! Ты знаешь, что я не соблюдаю субботу, зачем тебе вся эта канитель? Незачем отправлять меня в Гонконг. Я буду только рад, если смогу участвовать в конференции, не выходя из своего дома в Тель-Авиве.

Рафи улыбнулся.

— Нир. То, что ты делаешь в свое свободное время, — не мое дело. Но это ты делаешь для компании. Пойми — суббота намного важнее, чем наш с тобой бизнес. Я бы никогда не посмел попросить кого-то из вас выйти на работу в субботу, и не имеет значения, насколько важна для меня эта работа. Что ты будешь делать весь день в Гонконге — это твое дело. Для меня важно, чтобы ты не работал в субботу ИЗ-ЗА МЕНЯ.

Нир был ошеломлен. Он никогда не подозревал, насколько суббота важна для его тяжело работающего начальства. Он вдруг ощутил невероятную гордость за свою компанию и согласился на поездку. Рафи незамедлительно выразил искреннюю благодарность сотрудникам и сообщил о своем плане Эли. Эли воспринял план с большим энтузиазмом.

— Звони наверх и постарайся, чтобы нас поддержали!

— Уже звоню!

Рафи набрал номер.

— Хад, — ответили ему.

— Здравствуйте, Хад. Это Рафи.

Хад был протестантом и старался всегда проявлять чуткость к религиозным потребностям сотрудников. Но на этот раз все обстояло иначе. Откашлявшись, Хад заговорил:

— А, это ты, Рафи. Как дела, приятель? Слушай, я сожалею по поводу этих выходных. Я знаю, что вы, ребята, любите праздновать субботу, когда это возможно.

— Не проблема, Хад! Мы смогли разработать план и найти резервы. Интересы компании — это наши интересы. Мы подключили лучших людей.

Хад выдохнул:

— Пожалуйста, передай Эли, что корпорация очень ему благодарна. Мы не забудем, что вы, ребята, отказываетесь от своей субботы ради целей нашей компании.

— Хад, мы разработали план, при котором люди не нарушат субботу, не ставя при этом под угрозу интересы компании.

Хад был ошеломлен:

— Ты что, шутишь? Я должен это услышать!

— Я посылаю нашего лучшего программиста в Анкоридж, чтобы она исправила в программе ошибки, которые могут возникнуть в пятницу вечером. Она будет наготове и сможет быстро все исправить, поскольку, когда на Восточном побережье наступит суббота, у нее еще будет день, пятница. Мой лучший менеджер полетит в Гонконг. Он будет на связи с вами в субботу утром, так как у него суббота закончится за 21 минуту до начала конференции.

Хад был в замешательстве:

— А вы не делаете ничего в обход? Поймите меня правильно: суббота есть суббота. Мы рады что работа будет выполнена, но все это выглядит, как будто вы идете «в обход правил», так сказать. — В его голосе прозвучала усмешка.

— На самом деле, мы сделаем все в полном соответствии с законами субботы, потому что начало и конец субботы зависит от временного пояса, в котором человек находится, — Рафи углубился в подробности, после чего Хад, потрясенный оригинальностью решения, дал добро на обе поездки.

Чтобы успеть все подготовить, Анат и Нир выехали заранее. В пятницу все очень волновались. Помолившись, Рафи и Эли отключили лэптопы и погрузились в субботу, полностью положившись на Всевышнего и веря, что их усилия не были напрасными.

Как и ожидалось, возникло несколько проблем с программным обеспечением, но Анат была к этому готова. Находясь в Анкоридже, она успела вовремя все исправить, и теперь настала ее очередь отключить все средства связи. Она достала специально приготовленные халы, еду и вино и погрузилась в субботу.

А когда на Восточном побережье было 8 часов утра, началась телеконференция.

— Ок, ребята. Мне нужны последние сведения об исправлении ошибок в программном обеспечении, — голос Хада звучал нервно.

— Непременно, — ответил Нир на другом конце провода. В 8:01 он уже докладывал Хаду во всех подробностях о работе, проделанной накануне Анат.

Хад и другие директора корпорации остались очень довольны результатами и поблагодарили израильское отделение, отметив, насколько эффективно все было отработано.

А когда суббота в Израиле закончилась, Эли и Pафи бросились проверять телефоны и электронную почту. И с облегчением обнаружили, что их виртуозно продуманная операция обернулась ошеломляющим успехом.

Все чувствовали: поскольку они приложили такие усилия, чтобы не нарушить субботу, Всевышний помог провести всё гладко и все механизмы сработали четко. Как часы.


Оглавление

Выбор еврейского имени [↑]

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности. И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Выбор еврейского имени очень ответственен — имя влияет на судьбу человека. Какие советы по выбору имени дает традиция?

Значение имени [↑]

Выбор имени для еврейского ребенка имеет огромное значение. Наши мудрецы говорят, что имя отражает сущность человека, его характер и судьбу. В Талмуде сказано, что в момент, когда родители нарекают новорожденного, их души посещает пророчество, небесная искра. Но даже при том, что Сам Всевышний дает нам подсказку, многим парам трудно определиться с выбором имени для младенца.

Как же правильно выбрать имя? Почему евреи не называют сына в честь отца? Можно ли назвать мальчика в честь бабушки или объявить его имя до Брит-милы (обрезания)?

Еврейские обычаи [↑]

В имени заложено не только будущее, но и прошлое. Ашкеназы традиционно дают имя в честь умершего родственника. Считается, что между его душой и душой новорожденного образуется некая метафизическая связь. Добрые дела тезки возвышают душу умершего, а хорошие качества предка оберегают и вдохновляют нового обладателя имени [другое объяснение: есть надежда на то, что ребёнок проявит все хорошие качества родственника, в честь которого он назван].

Как быть, если вы хотите назвать ребенка в честь ушедшего родственника, но кто-то из ныне здравствующей родни уже носит это имя? Ответ зависит от степени родства ребенка с потенциальным живым тезкой. Если это близкий родственник (кто-то из родителей, братьев-сестер или дедушек-бабушек), то лучше подыскать другое имя. Если же родственник дальний, то все в порядке.

У сефардов принято давать имя в честь живых, часто в честь дедушки. Это выводится из Талмуда (Шабат 134а), где говорится о ребенке, названном в честь раби Натана при жизни раби Натана.

В еврейском народе принято давать имена праведных людей из ТаНаХа (Тора, Пророки и Писания), например, называть мальчиков в честь праотцев — Авраам, Ицхак или Яаков, в честь еврейских пророков и царей, например, Шауль, Шмуэль, Давид, Шломо, Моше или Аарон, девочек в честь праматерей — Сара, Ривка, Рахель или Лея, или в честь других праведных женщин, о которых говорится в ТаНаХе, например, Двора, Йохевед или Хана.

Ещё есть обычай называть детей в честь великих раввинов и мудрецов Торы, как, например, Исраэль-Меир — в честь Хофец Хаима

Иногда имя выбирают в соответствии с праздником, во время которого родился ребенок. Например, если мальчик появился на свет в Пурим, его называют Мордехаем, а девочку — Эстер. Девочку, рожденную в Шавуот, можно назвать Рут, а детей, родившихся Девятого Ава — Менахем или Нехама.

Есть также обычай давать имена, встречающиеся в разделе Торы той недели, на которую приходится день рождения ребенка.

Как правило, мальчикам дают имя при обрезании на восьмой день, а девочкам — в первый Шабат после рождения, когда достают свиток Торы в синагоге [читайте на сайте материал про Чтение Торы].

Скрытый смысл [↑]

В святом языке имя — не просто набор букв, оно раскрывает сущность его обладателя.

Мидраш (Берешит Рабба 17:4) рассказывает, что первый человек, Адам, дал имена всем живым существам в соответствии с их сутью и предназначением. Предназначение осла, например, нести тяжелый материальный груз. Осел на иврите — «хамор». Это слово имеет тот же корень, что и слово «хомер» — «материя», «вещество».

Это же принцип применим и к людским именам. Лея [жена праотца Яакова. Прим.ред.] назвала своего четвертого сына Иегудой. Это имя — от корня, обозначающего «благодарность», а если в нем переставить буквы, то получится Святое Имя Всевышнего. Так Лея хотела выразить Ему особую благодарность (Берешит 29:35).

Эстер, имя героини Пурима, образовано от корня, обозначающего «сокрытие». Эстер была известна своей красотой, но её скрытая внутренняя красота превосходила внешнюю.

Еще один пример — популярное имя Ари, на иврите «лев». В еврейской литературе со львом сравнивается уверенный в себе, целеустремленный человек, который набрасывается на каждую возможность выполнить заповедь.

Бывают, конечно, и плохие имена. Вряд ли вы захотите назвать сына Нимрод, ведь оно — от корня, означающего «мятеж». Царь Нимрод восстал против Всевышнего, бросив нашего праотца Авраама в горящую печь.

Если вы хотите назвать мальчика в честь женщины, постарайтесь сохранить неизменным максимальное число букв. Например, Браха можно заменить на Барух, а Дина на Дан.

Еще несколько полезных правил [↑]

У многих из нас, кто хочет изменить своё имя на еврейское, возникает дополнительный вопрос — как «увязать» своё нееврейское имя с еврейским?

Некоторые переводят своё имя на иврит дословно — например, «Мила» это «Наоми» на иврите.

Некоторые выбирают ивритское имя по созвучию: Анатолий — Натан, Юрий — Ури, Виктор — Авигдор и т. д.

В любом случае, выбор имени — очень ответственный шаг, имя человека оказывает влияние на его судьбу и качества характера, и мы советуем обращаться с этим вопросом к вашему местному раввину…

Если семья живет за пределами Израиля, постарайтесь дать ребенку такое традиционно еврейское имя, которое также привычно звучит на языке этой страны. Например, Яков или Дина в России, Дэвид или Сара в англоязычных странах. Не следует давать одно, «еврейское», имя «для синагоги», а другое — которым ребенка на самом деле будут называть. Настоящее еврейское имя — хорошее средство против ассимиляции.

Мидраш (Бемидбар Рабба 20:21) рассказывает, что евреи удостоились чудесного освобождения из египетского рабства отчасти и потому, что не переняли египетские обычаи, а продолжали давать детям еврейские имена.

Многие родители не хотят называть ребенка в честь родственника, который умер молодым или неестественной смертью, опасаясь, что несчастья могут «перейти» к новому обладателю имени. Раби Моше Файнштейн дает по этому поводу несколько рекомендаций.

Если человек умер молодым, но своей смертью, и оставил после себя детей, то это не считается плохим знаком, и ребенка можно назвать в его честь. Пророк Шмуэль и царь Шломо умерли в возрасте 52 лет, и их имена всегда были и остаются популярными в нашем народе, т.е. это уже не считается, что человек умер в молодости.

Если же человек умер от неестественных причин, то раби Файнштейн рекомендует немного изменить имя. Например, евреи называют сыновей именем Йешайа в честь пророка Йешаягу, который был убит.

Раби Яков Каменецкий считает, что переход от «молодости» к «старости» происходит в 60 лет. В Талмуде (Моэд Катан 28а) рассказывается, что когда раби Йосефу исполнилось 60 лет, он устроил празднование по случаю начала долголетия.

Вопреки распространенному мнению, не запрещается объявлять имя новорожденного до обрезания, хотя многие так не делают. В полной мере, однако, мальчик получает душу только во время Брит-милы, и поэтому в метафизическом смысле до этого момента не имеет имени. Это выводят из того, что Всевышний дал новое имя нашему праотцу Аврааму после Брит-милы, когда тот был в возрасте 99 лет (Зоар — Лех-Леха 93а, Таамей Минхагим 929).

Все звезды именами называет… [↑]

Царь Давид писал: «…Исчисляет количество звезд, всех их именами называет» (Теилим 147:4). С древних времен звезды завораживали людей. Они «намекают» на секреты мироздания и тайны будущего. Они указывают путь странникам, озадачивают астрономов и вдохновляют исследователей. В бескрайнем темном небе они кажутся совсем маленькими, а их количество не поддается исчислению; но все они значимы в глазах Всевышнего. «Всех их именами называет». У каждой звезды — свое особое предназначение, и все они разные, не похожи друг на друга.

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности.

И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Звезды выглядят крошечными точками в бескрайнем ночном небе, а наш народ кажется маленьким и незначительным среди миллиардов людей на земном шаре. Всевышний дает имя каждой звезде потому, что все они важны для Него и дороги Ему, и точно так же Он участвует в наречении имени каждому еврейскому ребенку. У каждого еврея свое предназначение, мицва (заповедь), к которой он имеет особый дар, и каждый из нас излучает свой неповторимый свет.

В конце времен любовь Всевышнего к Своим детям не будет вызывать сомнений. После Девятого Ава мы всегда читаем: «Поднимите глаза ваши в высоту небес и посмотрите: Кто сотворил их? Тот, кто выводит воинство их счетом, всех их именами называет Он; от Великого могуществом и Мощного силой никто не скроется» (Йешаягу 40:26).

В конце времен все евреи вернутся в Иерусалим («никто не скроется»). Всевышний сочтет всех и даст каждому имя.

Порядок наречения имени [↑]

Итак, имя мальчику дают во время его обрезания.

У ашкеназских евреев, как указано выше, принято давать новорожденному имя покойного члена семьи, например, дедушки, дяди и т.д. — как бы увековечивая память об умершем. У сефардов, наоборот, имя ребенку дают в честь живущих.

Если родилась девочка, то ее имя в первый раз произносится над свитком Торы, к чтению которой вызывают ее отца.

После того как отрывок Торы прочитан, среди прочих благословений читаются два особых отрывка «Ми Шеберах» — за здоровье роженицы (жены вызванного к Торе) и новорожденного ребенка.

Если родился мальчик и он еще не обрезан — при чтении молитвы о его здоровье имени не называют. Если родилась девочка, то в этот момент она и получает свое имя.

Роженица благодарит Всевышнего за успешные роды и произносит благословение «аГомель»:

«Благословен Ты, Всевышний… за то что воздал мне добром».

Делается это в присутствии группы взрослых мужчин-евреев числом не менее десяти (см. материал про Миньян евреев).

Во время обрезания «аГомель» читается перед приглашенными на церемонию. Если же родилась девочка, то собирают специальный миньян мужчин в доме, или мать посещает синагогу в тот день, когда муж над свитком дает имя девочке. Отвечают на ее благословение женщины, присутствующие в женской части зала.

Отвечают на «аГомель» так:

«Амен. Кто воздал тебе добром, Тот и впредь будет воздавать тебе добром!»

Текст на иврите приведен в сидуре — сборнике еврейских молитв (см. «Чтение Торы»).

Читать дальше