Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Это мечта всей жизни для лучших спортсменов мира. Невероятные усилия, годы изнурительных тренировок и полная самоотдача — все ради того, чтобы стоять на пьедестале почета обладателем олимпийской золотой медали.

Только один человек может достичь этой цели. Даже серебряные и бронзовые призёры ощущают боль поражения.

И расстояние между победой и сожалением о том, что могло бы быть, часто — всего лишь в долю секунды. На Олимпийском водном стадионе в Рио-де-Жанейро на женском финальном заплыве на 100 метров Лили Кинг из США обошла Юлию Ефимову, показав результат 1:04,93. Это был её персональный и олимпийский рекорд. Ефимова заняла второе место с результатом 1:05.50, на девятнадцать сотых секунды опередив Кэти Мейли, занявшую третье место. Меньше секунды разделяло трёх спортсменок, но как это повлияло на окончательный результат!

Как часто мы небрежно говорим: «Секундочку!», подразумевая что-то совсем незначительное. Олимпиада напоминает нам, что даже доля секунды может изменить мир и его героев.

В своём бестселлере «Дары евреев» ирландский писатель Томас Кахилл пишет, что до возникновения евреев и дарования Торы время не имело большого значения. Люди рождались, жили и умирали в непрерывном бессмысленном цикле. Именно Тора наделила время святостью. Фактически освящение луны и месяца было самой первой мицвой (заповедью), подаренной еврейскому народу. Время стало определением самой жизни. Оно скоротечно и непрерывно. Для евреев, а через них — и для всего мира время стало мерой, которой определяются наши триумфы и неудачи, фиксируются важные события, отмечаются праздники и ведется летопись человеческой истории.

Есть люди, которые живут, только чтобы «убить время». Такая жизнь лишена смысла. Мы не можем убить время, потому что время убивает нас. Время — величайшее напоминание о нашей смертности. И, только признав это, мы сможем добиться победы над своими ограничениями.

«Научи нас так считать дни наши, чтобы мы обрели сердце мудрое», — просит царь Давид в книге Тэилим (Псалмов; 90, 12). Каждый день должен быть проведён эффективно, а сумма наших дней в этом мире — отчет о смысле и предназначении нашей жизни.

Мудрецы учили, что «есть люди, которые могут заслужить свою долю в грядущем мире за один час» (Авода Зара 10). Еврейская мистика указывает удивительную числовую связь: продолжительность жизни согласно Торе составляет 70 лет (Тэилим 90, 10). 70 × 365 дней — 25 550. Умножьте число наших дней на 24, и получится, что количество наших часов на Земле составляет немногим более 613 000, что соответствует 613 мицвот. Это показывает, что каждый час своей жизни мы должны заботиться о выполнении Его заповедей!

Не помню, где я это читал, но это — отличная метафора нашей жизни.

Представьте себе, что у вас есть счет в банке, на который каждое утро поступает 86 400 долларов. Каждый вечер банк снимает со счета сумму, которой вы не успели воспользоваться в течение дня. Что бы вы сделали? Конечно, постарались бы использовать каждый цент.

У каждого из нас есть такой банк. Его название — «Время». Каждое утро он начисляет нам 86 400 секунд, и каждую ночь списывает как убыток все, что мы не успели инвестировать в добрые дела. Неизрасходованные секунды не сохраняются на следующий день, перерасход тоже невозможен. Каждый день банк открывает для нас новую учетную запись. Каждую ночь «стирает» то, что не было израсходовано. То, что мы не использовали, — наша потеря. Так постараемся использовать каждую секунду для достижения здоровья, счастья и успеха.

Часы продолжают тикать. Мы не можем остановить или изменить время. Но мы можем изменить себя, стать лучше, переосмыслить свои ценности, исправить совершённые ошибки.

В конце концов, Олимпиада учит нас: для того, чтобы изменить жизнь, порой достаточно доли секунды.

Раби Бенджамин Блех, сайт Эш а-Тора


В этой главе Тора продолжает повествовать о жизни праотца Яакова: Яаков возвращается в родные края, где ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Читать дальше

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваишлах

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Почему молчал Яаков?

Борух Шлепаков

Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

«ВАИШЛАХ» («И ПОСЛАЛ»). Две опасности

Рав Бенцион Зильбер

Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.

Сделка с дьяволом или сила духа?

Рав Арье Кацин

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Врата востока. Недельная глава Ваишлах

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Ваишлах

Рав Реувен Пятигорский

По материалам газеты «Исток»