Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Это мечта всей жизни для лучших спортсменов мира. Невероятные усилия, годы изнурительных тренировок и полная самоотдача — все ради того, чтобы стоять на пьедестале почета обладателем олимпийской золотой медали.

Только один человек может достичь этой цели. Даже серебряные и бронзовые призёры ощущают боль поражения.

И расстояние между победой и сожалением о том, что могло бы быть, часто — всего лишь в долю секунды. На Олимпийском водном стадионе в Рио-де-Жанейро на женском финальном заплыве на 100 метров Лили Кинг из США обошла Юлию Ефимову, показав результат 1:04,93. Это был её персональный и олимпийский рекорд. Ефимова заняла второе место с результатом 1:05.50, на девятнадцать сотых секунды опередив Кэти Мейли, занявшую третье место. Меньше секунды разделяло трёх спортсменок, но как это повлияло на окончательный результат!

Как часто мы небрежно говорим: «Секундочку!», подразумевая что-то совсем незначительное. Олимпиада напоминает нам, что даже доля секунды может изменить мир и его героев.

В своём бестселлере «Дары евреев» ирландский писатель Томас Кахилл пишет, что до возникновения евреев и дарования Торы время не имело большого значения. Люди рождались, жили и умирали в непрерывном бессмысленном цикле. Именно Тора наделила время святостью. Фактически освящение луны и месяца было самой первой мицвой (заповедью), подаренной еврейскому народу. Время стало определением самой жизни. Оно скоротечно и непрерывно. Для евреев, а через них — и для всего мира время стало мерой, которой определяются наши триумфы и неудачи, фиксируются важные события, отмечаются праздники и ведется летопись человеческой истории.

Есть люди, которые живут, только чтобы «убить время». Такая жизнь лишена смысла. Мы не можем убить время, потому что время убивает нас. Время — величайшее напоминание о нашей смертности. И, только признав это, мы сможем добиться победы над своими ограничениями.

«Научи нас так считать дни наши, чтобы мы обрели сердце мудрое», — просит царь Давид в книге Тэилим (Псалмов; 90, 12). Каждый день должен быть проведён эффективно, а сумма наших дней в этом мире — отчет о смысле и предназначении нашей жизни.

Мудрецы учили, что «есть люди, которые могут заслужить свою долю в грядущем мире за один час» (Авода Зара 10). Еврейская мистика указывает удивительную числовую связь: продолжительность жизни согласно Торе составляет 70 лет (Тэилим 90, 10). 70 × 365 дней — 25 550. Умножьте число наших дней на 24, и получится, что количество наших часов на Земле составляет немногим более 613 000, что соответствует 613 мицвот. Это показывает, что каждый час своей жизни мы должны заботиться о выполнении Его заповедей!

Не помню, где я это читал, но это — отличная метафора нашей жизни.

Представьте себе, что у вас есть счет в банке, на который каждое утро поступает 86 400 долларов. Каждый вечер банк снимает со счета сумму, которой вы не успели воспользоваться в течение дня. Что бы вы сделали? Конечно, постарались бы использовать каждый цент.

У каждого из нас есть такой банк. Его название — «Время». Каждое утро он начисляет нам 86 400 секунд, и каждую ночь списывает как убыток все, что мы не успели инвестировать в добрые дела. Неизрасходованные секунды не сохраняются на следующий день, перерасход тоже невозможен. Каждый день банк открывает для нас новую учетную запись. Каждую ночь «стирает» то, что не было израсходовано. То, что мы не использовали, — наша потеря. Так постараемся использовать каждую секунду для достижения здоровья, счастья и успеха.

Часы продолжают тикать. Мы не можем остановить или изменить время. Но мы можем изменить себя, стать лучше, переосмыслить свои ценности, исправить совершённые ошибки.

В конце концов, Олимпиада учит нас: для того, чтобы изменить жизнь, порой достаточно доли секунды.

Раби Бенджамин Блех, сайт Эш а-Тора


Готовность прислушиваться к окружающим и исправлять свои недостатки — одна из главных тем самосовершенствования человека в иудаизме. С другой стороны, критиковать тоже нужно уметь. Читать дальше

Тора и психология. Преодоление страхов. Страх провала и страх отверженности.

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»

В модели атеистов от обоих этих страхов избавиться нельзя. Люди их сами порождают. Они появляются как следствие убеждения, что у мира нет Творца.

Первая фраза — определяющая

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

В природе человека радоваться, когда его хвалят, а говорящий похвалы будет любим, даже если известно, что он определенно льстит.

Важность критики

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Человек принимает участие в семинаре по иудаизму и возвращается на работу с кипой на голове. Вначале все опасаются, не случилось ли в его доме какого несчастья.

Критика

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Человека, готового принимать критику, царь Шломо называет «мудрецом». Он даже утверждает, что такой мудрец полюбит критикующего.

Критика и изменение привычек

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Абсурд становится еще более явным, когда пытаются оценить удовольствие от курения и приходят к выводу, что оно не доставляет особого удовольствия, и уж, несомненно, такого, которое оправдало бы полное порабощение сигарете.

Критиковать действие, а не человека

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Копание в прошлом не конструктивно, оно приводит критикуемого в замешательство. События прошлого не должны упоминаться в критике, за исключением случая, когда нужно указать на вещь, от которой следует воздерживаться в будущем.

Критика с объяснением

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Муж не приходит домой вовремя без уважительной причины. Супруга предъявляет ему претензии: «У меня нет сил тебя ждать».

Толдот Йешурун в Хайфе: 9 мая, рабанит Ципора Харитан: Критика — средство для построения отношений?

Редакция Толдот.ру

Ситуации, когда не надо критиковать

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Зачастую встреча супругов — это момент, которого ждал тот, кто оставался дома, чтобы высказать все, что он набрал за день. Ведь у него тоже были сложности с детьми или с владельцем магазина напротив, и он ожидает прихода супруга, чтобы рассказать ему обо всем, что случилось.

Как критиковать?

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Когда вы планируете критику, следует принимать в расчет ограничения критикуемого. Когда вы приходите к человеку с претензиями и указываете на ошибку, которую тот допустил, он воспринимает это как атаку по всем фронтам.

Возможные причины для критики

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Супруг, который подвергается нападкам, недоумевает, почему его атакуют из-за таких мелочей. Но, на самом деле, как мы сказали, эта критика — выражение нехватки и нужды в других вопросах.

Преуменьшение роли партнера и критика

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Чтобы продвинуть вопрос уборки стола после выпечки, лучше начать с положительного: «Ты печешь вкусные пироги, и я был бы еще более рад вкушать их, если бы ты соблаговолила мыть стол по завершении печения»