Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Египетское изгнание — это подготовка к дарованию Торы. «Порядок, который Б-г установил в мире: сначала тьма, а потом свет».

Сокрытие слова Всевышнего в мире, управляемом Десятью речениями Творения

До раскрытия Десятисловия, в которых Всевышний напрямую «лицом к лицу» обратился к своим созданиям, слово Б-га в мире было скрыто под завесой управления природы, естественного хода вещей.

Управление Десяти речений Творения, по сравнению с раскрытием речи, слова Б-га, считается скрытым управлением, категорией мысли и воли. Это управление природных законов, и его корень — в имени Элоким. Ситуация, когда мир как бы управляется «законами природы», создает великолепную возможность для выбора, поскольку Творец «прячется» в природном управлении. Человек может ошибочно предположить, что мир никем не управляется. И поколения постепенно погружались во тьму идолопоклонства, как подробно объясняет Рамбам в первой главе Законов идолопоклонства эволюцию ошибочных воззрений, так что, в конце концов, эта вера в природу укоренилась в абсолютном большинстве человечества, за исключением праотца Авраама и его потомства.

Мироздание как бы оторвалось от своего корня и функционировало без правителя. Люди не осознавали внутреннего содержания природы. Речь Творца скрылась.

Египетское изгнание — изгнание речи

Тьма и сокрытие речи достигли своего максимума в египетском изгнании. Там появилась опасность, что святое семя, содержавшее в себе слово Б-га, будет поглощено и пропадет в этом изгнании. И тогда не будет никого, кто слушал бы слово Всевышнего. Некем будет управлять и не с кем говорить. Не будет формы человека, образа Б-га, который говорил бы с мирозданием, вел его к конечному исправлению. И так объясняет Зоар египетское изгнание, что оно — изгнание речи.

Необрезанность уст Моше

В этом суть «необрезанности уст» Моше. «Иди и смотри: Сказал Моше: “…ведь сыны Израиля не послушали меня, и как же послушает меня фараон, а я не обрезан устами”. Ведь вначале написано: “Не муж речей я”, а Всевышний отвечает ему: “Кто дал рот человеку?”, и потом обещает: “Я буду с твоими устами”. И разве может быть, что так не произошло, и теперь Моше говорит: “я не обрезан устами”? (Ведь Всевышний уже обещал ему быть с его устами, и где же это обещание?) Но секрет вот в чем: Моше — это голос, и речь, которая была его словом (мила), находилась в изгнании; он был закрыт и не мог распространять свои слова. И сказал: Как же послушает (внемлет) меня фараон, если мое слово (мила) — в изгнании».

Речь Моше была в изгнании. Не было кого вести. Израиль порабощен фараоном, злым началом. В этом смысл необрезанности Моше: он называл злое начало «необрезанным». Этот необрезанный отрезал Моше от речи, а Израиль — от голоса Моше. Моше остался только с голосом (это будет объяснено далее). И само собой: «…ведь сыны Израиля не послушали меня, и как же послушает меня фараон?»

Изгнание речи, египетское изгнание — это подготовка к дарованию Торы: раскрытию Десятисловия

Египетское изгнание — это подготовка к дарованию Торы. «Порядок, который Б-г установил в мире: сначала тьма, а потом свет». «Так всегда происходит в мире: свет никогда не проявляется, кроме как изнутри тьмы, ему предшествующей. Например, перед дарованием Торы был исход из Египта, где они погрузились на 49-ую ступень нечистоты» (р. Цадок аКоэн)

«Дело в том, что всегда ночь считается перед днем, как написано: “И был вечер, и было утро”. И также в Торе: “И земля была безвидна и пуста, и тьма над бездною”, а после этого написано: “И сказал Б-г: Да будет свет!” Ведь цель всегда первая в замысле, а целью творения мира было исправить зло и вернуть мир к добру. И потому Всевышний сотворил злое начало и дал место Другой стороне, чтобы перевернуть горькое в сладкое, зло в добро, тьму в свет» (р.И.А.Хавер)

Подобным же образом объясняет Маараль смысл египетского изгнания. Израиль, которые есть форма мироздания, погружается именно в самый материалистичный народ в мире. «Ибо противоположности выходят друг из друга, вследствие соотношения и присоединения, которое есть у них вместе, две противоположности дополняют друг друга, чтобы быть целым без недостатка». Ведь известно, что знание противоположностей — одно. И более того, только из глубины тьмы и усиления зла, из того полного скрытия речи, может прорваться раскрытие исправленной речи. Маараль часто говорит о том, что исчезновение есть причина бытия. Невозможно создание нового бытия без исчезновения несовершенного бытия, которое ему предшествовало. «Ибо тьма будет причиной света». Как объясняется в Гемаре (Санедрин 94) о приходе Машиаха в полностью греховном поколении, подобно закону о цараат: «если полностью стал белым от цараат — чист». В этом смысл сгнивания зерна перед тем, как из него вырастает новое растение. Таковы и все другие процессы, происходящие в мироздании. Об этом говорит стих: «Кто произведет чистое из нечистого — не Единый ли?»

Объяснение данного принципа: нет возможности возникновения новой исправленной формы все то время, пока не аннулирована испорченная форма, которая ей предшествовала, и бытие остается в категории материи без формы. Все то время, пока неисправленная форма остается — «проклятая форма, запечатанная в материи» (о которой Маараль говорит там и во многих местах), нет возможного места для произрастания исправленной формы.

Итак, когда мир стоит перед поразительным явлением, которое даст форму — внутреннее содержание и сущность — всему мирозданию и творениям явлением Слова Б-га, должна испорченная речь исчезнуть, чтобы мироздание могло получить раскрытие слова Б-га в совершенстве. Мироздание должно находиться в категории материи, которая страстно желает получить свою форму. (В данном контексте легко понять, почему Машиах, полное исправление формы мироздания, явится «верхом на осле» (осел = хамор = хомер, материя). Подобно Моше, первому избавителю, который тоже явился верхом на осле).

Таким образом, почти исчезновение речи — это подготовка к родам, к раскрытию исправленной речи: Десятисловия, дарования Торы. Поразмыслите над всем этим хорошенько.

Исправление необрезанности уст Моше — в момент явления Десятисловия

Мидраш рассказывает, что с момента дарования Торы Моше говорит. Говорит всю Тору. Необрезанность уст исчезла. Сначала Моше сказал: «Не муж речистый я». Когда же Всевышний научил его, начал Моше громко возглашать: «Вот слова, которые говорил Моше всему Израилю за Иорданом…»

Этот вопрос объясняется и в Зоаре: «Все то время, пока речь была в изгнании, Моше ходил с голосом, но без речи. Так ходил он, пока не приблизились к горе Синай, и дана была Тора. И в то время соединился голос с речью, и он стал говорить слова, и об этом написано: “И говорил Б-г все эти слова”. Тогда Моше стал совершенным в своей речи, как подобает. Голос и речь как одно, в совершенстве…»

После Десяти египетских казней, исхода из Египта и Рассечения моря народ Израиля вышел из-под власти Необрезанного (злого начала). Теперь он способен принять слово Б-га, Тору, Десятисловие — и быть ведомым ими. В то время объединились голос и речь в мире, и вот уже — Моше говорит Израилю Тору! Речь вышла из изгнания. Раскрылась и исправилась в мире речь, и с этого момент и далее: «И говорил Моше».

***

Здесь есть один момент, над которым следует поразмыслить. Даже в Египте, когда речь находилась в изгнании, существовало нечто, что являлось основой исправления речи и ее привязки к корню: голос. Ведь так сказано в Писании и объясняется в Зоаре: Голос Моше существовал, и только необрезанность разделяла между ним и речью.

Итак, возможность исправления, явления речи, появившейся при даровании Торы, пришла через «голос». В этом суть голосов, и трубного гласа, начала раскрытия Творца у горы Синай: «Тора дана в пяти голосах» (Брахот 6).


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше

Избранные комментарии к недельной главе Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний поселил потомков Яакова в Египте, чтобы они стали еврейским народом, не смешиваясь с коренным населением

Б-жественное вмешательство при продаже Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний специально организовал продажу Йосефа, чтобы привести его к величию. Поэтому братья Йосефа не были наказаны.

На тему недельной главы. Ваигаш 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Избранные комментарии на главу Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если бы сыновья Яакова остались в Ханаане, их потомки со временем бы ассимилировались. Уход в Египет и жизнь среди враждебно настроенного населения помогла евреям сплотиться и сохраниться как народ.