Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун.

«И жил» Яаков в Египте семнадцать лет. В возрасте ста сорока семи лет, чувствуя приближение кончины, Яаков взял с Иосефа клятву, что тот похоронит его рядом с праотцами в Эрец-Исраэль. Перед смертью Яаков благословил всех своих сыновей, пророчески предсказав каждому колену его будущее. Иосеф выполнил желание отца и перевез его тело в Эрец-Исраэль. Глава кончается смертью Иосефа. Иосеф умирает в возрасте ста десяти лет. Его тело помещают в саркофаг в Египте. Перед смертью Иосеф берет клятву с сынов Израиля, что, когда Б-г вспомнит о них, т.е. освободит их из рабства, они возьмут его кости с собой и похоронят в Эрец-Исраэль. Глава «Вайехи» завершает книгу «Берешит», первую книгу Хумаша (Пятикнижия).

Наша недельная глава Ваехи — последняя глава книги Берейшит.

Интересно, всегда новая глава начинается новой парашой (подразделом). Парашийот бывают «закрытыми» или «открытыми» — в середине или в конце строки. По-видимому, «открытая» — это отдельная главка вообще, «закрытая» — часть такой главки, но определенно отдельная, самостоятельная. А вот наша недельная глава Ваехи начинается внутри подраздела.

В мидраше есть предание: в принципе, здесь — новый подраздел, но было специальное указание в Торе его не выделять. То есть, это новая параша, но интервал между ней и следующей парашой не отмечается. Поэтому в свитке Торы глава Ваигаш не отделяется от главы Ваехи. Почему?

Мидраш приводит два объяснения. Первое: когда Яаков умер, появились первые признаки угнетения. Настоящее угнетение началось, когда все братья умерли (умерло всё то поколение). Но положение уже чуть-чуть, незаметно, изменилось со смертью Яакова.

Второе объяснение приводит Раши из мидраша: Яаков хотел открыть своим сыновьям время кец. Что такое кец? «Время конца» — время прихода Машиаха. А Б-г не дал Яакову это открыть. Б-г не хотел, чтобы это стало известно.

Вообще, чтобы понять, о каком времени идет речь, давайте посмотрим гмару в трактате Сангедрин. Гмара такая: сказано у пророка Йешаяу (60, 22) о приходе Машиаха: «Я Б-г, в ее время (во время избавления — геулы, на иврите слово женского рода) ускорю ее».

Спрашивает гмара: если написано «Я ускорю», что значит «в ее время»? А если «в ее время», то что значит «Я ускорю»? Либо одно, либо другое. Гмара отвечает на это так: если евреи заслужат, то «Я ускорю», а если нет — «в ее время». Если евреи заслужили, Б-г ускорит приход Машиаха — время избавления, это может случиться в любой момент. Это не зависит от даты, это зависит от заслуг еврейского народа.

Но сказать, что это совершенно не зависит от даты, тоже не могу. Возможно, для ускорения прихода Машиаха двести лет назад понадобилось бы очень большое число заслуг, а сейчас нужно меньше. В этом смысле между историческими периодами есть различие, но само избавление зависит от заслуг

А вот время, о котором сказано «в ее время» (в назначенное время), нам неизвестно — это скрыто. Никто этого не знает. Гмара говорит об этом так: «Сердце устам не раскрыло».

Но очевидно, что Яакову Б-г открыл этот срок. То есть Яаков это знал, а потом Б-г от него скрыл, т. к. не хотел, чтобы это стало известно его потомкам. Яаков знал, но потом, когда захотел рассказать сыновьям, Б-г от него это скрыл.

Мой отец и учитель зацаль объяснял это по-простому так. Время «я ускорю» мы не можем знать — иди знай, будут ли у нас такие заслуги и когда. Но «в ее время» избавление точно наступит. И когда это будет, Б-г хотел специально скрыть. Почему?

Жизнь еврейского народа в изгнании была непростой практически во все периоды. Тут крестовые походы, тут Богдан Хмельницкий и Петлюра, Вторая мировая война. Но евреев что всегда духовно поддерживало? Мысль, что, может быть, как раз эти тяжкие страдания — муки перед приходом Машиаха. Но представим себе, что, скажем, во времена крестовых походов, евреи знали бы, что Машиах придет где-то через 900 с чем-то лет… Если бы они это знали, им было бы гораздо тяжелее все это перенести. Они могли бы, не дай Б-г, впасть в отчаяние.

Рамбам в конце «Ильхот млахим» («Законы о царях») говорит о приходе Машиаха. И говорит, что эти темы — максимально скрытые у пророков и у мудрецов тоже. И предписывает не углубляться особенно в мидрашим мудрецов о приходе Машиаха, не заниматься ими, потому что они не приводят ни к любви к Б-гу, ни к трепету перед Ним. Ничего хорошего из этого не выйдет и, как говорит Гмара, пусть не вычисляет человек время прихода Машиаха. Но пусть ждет и верит, что Машиах придет.

Гмара в Сангедрин говорит, что срок этот скрыт, и использует очень резкое выражение: «Пусть дух выйдет из тех, кто высчитывает времена!»

И гмара объясняет почему. Кто-то вычисляет и говорит, что в таком-то году придет Машиах — многие это делали. Наступает это время, а Машиах — не приходит. Что может случиться? Люди могут разочароваться во всем.

Рав Биньямин Каменецкий, сын рава Яакова Каменецкого зацаль, рассказал мне интересную историю. В конце Второй мировой войны в каком-то издании появилась статья о том, что — после таких невероятных страданий — вот-вот должен прийти Машиах.

Рав Яаков Каменецкий был тогда раввином в Торонто. К нему пришло несколько человек — владельцы магазинов, бизнесмены, чьи предприятия к великому стыду и сожалению были открыты в субботу. И сказали: «Послушайте, сейчас пишут, что вот-вот придет Машиах, а наши предприятия открыты в субботу. Это очень некрасиво, придет Машиах — и будет большой позор».

Рав Яаков Каменецкий беседовал с ними час, и речь шла о том, что эти сообщения — не настолько проверенные, чтобы из-за них что-то менять. Когда они ушли, кто-то из семьи спросил рава Яакова: «Не понимаю, а чем плохо, что они закроют магазины в субботу? Это же только хорошо будет?» Рав Яаков ответил: «Конечно, это очень хорошо. Но, если он закроет магазин в субботу только потому, что уверен: вот-вот придет Машиах… До сих пор он нарушал субботу, но верил, что есть Б-г, есть Тора и придет Машиах. Если он введет у себя новые правила из-за того, что придет Машиах, а тот не придет, то он, не дай Б-г, может вообще отойти от веры».

Вы спросите: но ведь большие люди вычислял время прихода Машиаха? Обратите внимание: все, кто высчитывал, не относили это ко времени своей жизни. У всех срок получался — через 50-100 лет после их кончины.

Мальбим в своем комментарии к книге пророка Даниэля приводит некоторые расчеты. Согласно одному из них, Машиах должен был прийти в 5888 (1927-1928) году. Не знаю, насколько это верно, но писали, что, когда Мальбима спросили, как это он высчитывает, ведь Гмара запрещает, он ответил притчей:

Мальчик из дальнего местечка должен был ехать с отцом (на телеге, конечно) в Харьков. Выехали они, а через несколько часов мальчик спрашивает: «Папа, ну, когда мы приедем в Харьков?» Отец отвечает: «Не задавай дурацких вопросов!» Мальчик понял, что с вопросом что-то не так. Проходит день, два, три. Вдруг он слышит — папа спрашивает: «Скажите, а где здесь поворачивать на Харьков?» Мальчик говорит: «Папа, ты мне сказал, что это дурацкий вопрос, а сейчас сам его задаешь?» Папа отвечает: «Послушай, когда мы только выехали, это был дурацкий вопрос, а сейчас мы вот-вот въедем в Харьков — это уже не дурацкий вопрос».

Кто мы относительно Мальбима? Как муравьи относительно слона! Но и при всем этом опасность сохраняется. Мой отец и учитель, Рав Ицхак зацаль рассказал мне «так, между прочим» историю. Ему было 10 лет и несколько месяцев. Один какой-то соблюдающий еврей в Казани объявил в синагоге: Мальбим говорит, что в этом году придет Машиах. В конце года этот еврей уже курил в субботу… Отец сказал: то, что он стал курить в субботу, похоже, было связано с его объявлением о Машиахе…

А если говорить совсем честно, то, даже если взять этот пример Мальбима с Харьковом, — кто знает, насколько мы близки или далеки «от Харькова»? Мы же этого не знаем, и Гмара нам говорит не вычислять, это очень опасно. Б-г специально это скрыл. И, как мы помним, согласно выражению Гмары, «сердце устам не раскрыло». Как я слышал от одного из своих учителей старшего поколения, мудрецы былых времен так говорили о приходе Машиаха: «Кто знает — не говорит, а кто говорит — не знает».

Мы не знаем, насколько близко или далеко это время, Б-г от нас это скрыл. Но мы можем видеть, что оно относительно близко, т. к. гмара в Сангедрин называет признаки приближения Машиаха. Признаки «отрицательные» и «положительные».

Один из отрицательных признаков: «наглость усилится». Многие думают, что это относится только к нерелигиозному обществу. Я не думаю так. Наглость усилится во всех кругах общества. И она усиливается. Может быть, где-то наглость более высокого уровня, а где-то ниже, но усиливается везде. Еще признак: «Царство станет неверующим». И еще признак: «лицо поколения уподобится морде пса».

Рав Хаим из Воложина объяснял это так. Когда хозяин идет с собакой, собака — впереди. Это выглядит так, как будто собака ведет. Но она все время поглядывает на хозяина: куда он идет? Иными словами, лидеры поколения уподобятся такой собаке. Они не ведут поколение по тому пути, который видят верным. Они смотрят на «ведомых»: как бы им угодить, чтобы дольше оставаться в руководстве. И ведут общество в соответствии с его низменными желаниями. Рав Хаим Воложинер умер в 1821 году. В то время в России, где он жил, не было демократии…

Есть и другие признаки, не буду приводить все.

С другой стороны, в наличии положительные признаки. Гмара приводит слова рава Абы: «Нет более явного признака приближения Машиаха, чем этот. Сказано у пророка Йехезкеля (36, 8): “А вы, горы Израиля, ветви свои дайте и плоды свои несите народу Моему, Израилю, поскольку близок приход”. Земля Израиля даст хорошие плоды своему народу — это свидетельствует о приближении Машиаха».

У людей возникает вопрос: а что значит «хорошие плоды»? Это хороший вопрос. Стоит посмотреть гмару Ктубот в конце, где речь идет о плодах. Надо понять, что гмара там имеет в виду, но одно точно: с началом еврейского заселения Страны, я имею в виду — с конца 18 — начала 19 века, Страна перестала быть пустынной. Там было так: в первой алие (подъеме в Землю Израиля) были хасиды, ученики Бааль Шем Това, они поселились в Тверии. Это было в конце 18 века. Ученики а-Гро из Вильно приехали в начале 19 века. Потом из Венгрии приехали. И еще другие. Постепенно были созданы сельскохозяйственные поселения. Земля перестала быть «пустыней». До этого урожайность была очень низкой, плоды хорошими не были. С этого момента постепенно все начало изменяться. И даже сейчас плоды лучше и урожайность выше, чем 60-70 лет назад.

То есть, признаки приближения Машиаха есть, но когда и как он придет — скрыто. Это из глубоких тайн, которые Б-г сокрыл изначально, поскольку не хотел, чтобы мы это знали.


Запрет брать взятку упоминается в Торе трижды. Это запрещено даже тогда, когда взятка на практике не влияет на судебный приговор. Так же, как запрещено брать взятку, запрещено и давать ее. Важно, что запрет взятки относится и к нееврейским судам: согласно законам Ноя, народам мира заповедано сформировать справедливые суды, и потому запрещено искривлять правосудие. Читать дальше