Из цикла «Даат тфила», темы: Вавилонская башня, Речь, Дарование Торы, Еврейская молитва, Десять речений, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек, Адам
Первому человеку, созданию рук Всевышнего, венцу творения, дан был дар речи высочайшего уровня. «И вдохнул в его ноздри душу жизни, и стал человек душою живою» — «духом говорящим».
Постижение первого человека простиралось от одного конца мира до другого и охватывало все создания. Своей речью он дал им имена. Как мы уже объясняли в начале книги, называние имен Адамом означает восприятие формы, смысла и содержания всех созданий в их духовном корне и их функции в мироздании. И раскрытие Всевышнего в Его управлении миром он назвал в своей речи именем «Г-сподь». Первый человек постиг слово Б-га в максимально возможной степени. Другими словами: знание Его путей и управлений, следование им и бытность для них колесницей. Таким же образом он установил все мироздание во всех его деталях и созданиях для их цели: быть колесницей для раскрытия царства Творца.
Объясним подробнее: цель творения есть раскрытие славы Небес: «Все, что сотворил Всевышний в Своем мире — сотворил для Своей славы, как сказано (Йешаяу 43:7): “Все названное Моим именем и для Моей славы Я сотворил, создал и также сделал”. Здесь упомянуты все части мироздания вместе, и объяснена их цель — “для Своей славы Я сотворил его”. Раскрытие славы происходит посредством человека (это будет подробно объясняться в размышлении “Молитва и Царство”). Именно человек понимает смысл всех вещей в мире. Восприятие смысла происходит в его сознании. Но раскрытие этого внутреннего смысла мироздания, возможность его выражения, проявляется через дар речи».
И так посредством Торы человек понимает вещи (дварим) — речи (дибурим) мира. Речь раскрывает духовную глубину, корни вещей, посредством материального орудия.
Если мы хотим определить ступень и деяния Адама, мы скажем, что он «говорил с миром» — вел все мироздание к его цели. В этом было его совершенство и исправление и исправление всего мира, если бы Адам не согрешил. А после греха — «возложил Всевышний Свою руку на него и уменьшил его», и теперь он не может «говорить с мирозданием» — управлять им всем посредством своего постижения. Форма «говорящего» должна усовершенствоваться через отделение души от тела и ее возвращения в него исправленным образом.
Выше объяснялось, что бытие жизни человека находится в части души, называемой руах (дух). Смерть, разрывающая связь души и тела, также происходит именно здесь. Это очевидно: смерть — это уход формы «говорящего» из этого мира. То же самое относится и к исправлению, которое произойдет в воскрешении мертвых. Обновление мироздания в его усовершенстванном виде осуществится через объединение высших и нижних миров в исправленной форме человека.
Еще одна деградация в духовном уровне человека, «говорящего», произошла в поколении Вавилонской башни, когда человечество разделилось на разные языки. Здесь ущерб был нанесен явно и конкретно языку и речи. Большинство человечества потеряли истинную речь — Святой язык. Язык, буквами которого сотворены небо и земля («Словом Г-спода были сделаны небеса»), — это язык, выражающий корень, содержание и цель мироздания.
Этот ущерб запечатал их человеческую форму. Как объясняет Рамхаль (Путь Творца, ч. 2 гл. 4), до поколения Вавилонской башни Творец дал людям время постараться и подняться от нижней ступени — уровня человека после греха — и поместить себя на высшую ступень. Этот период Рамхаль называет «периодом корней», поскольку именно тогда были установлены корни диверсификации человеческого рода. А в поколении Вавилонской башни оказалось, что, «согласно Высшему Суду, все они достойны оставаться на нижней ступени человечества, на которую опустились Первый человек и его потомство из-за греха, но отнюдь не на более высокой [ступени]. Один только Авраам был избран в своих деяниях, возвысился и удостоился стать отмеченным и драгоценным Древом, соответствующим высшей ступени человечества, и было дано ему произвести “ответвления” в соответствии со своей природой». В мироздании остался один «говорящий»: народ Израиля, потомство Авраама . См. в размышлении «Молитвы установлены в соответствии с постоянными жертвоприношениями», гл. 9, по поводу избранности Израиля: «Господин поставил в зависимость от их действий исправление всего мироздания… А действия народов ничего не прибавляют и не убавляют в реальности творения». Только сыны Израиля, семя Авраама, «говорят» с мирозданием (управляют им).
От поколения Разделения и далее начался «период ветвей». Ветви Авраама включают в себя шестьсот тысяч вышедших из Египта, из которых произошел израильский народ.
Это, однако, было лишь началом процесса исправления речи, но тот еще не был завершен. В конечной точке данного процесса всему человечеству была дана возможность исправить свою форму и подняться на высший уровень: «Святой, благословен Он, содеял великое благо всем народам тем, что задержал суд над ними до времени дарования Торы и обошел с Торой всех, дабы приняли ее. И если бы они приняли ее тогда, за ними еще сохранялась бы возможность подняться с низменной ступени. Но поскольку они не захотели (ее принять), суд над ними свершился тогда до конца, и врата закрылись перед ними на засов, который невозможно открыть. И только одно осталось каждому человеку из этих “ветвей”: самому перейти в еврейство и по своему выбору присоединиться к древу нашего отца Авраама» (Путь Творца, там же).
Принявший же Тору народ Израиля удостоился быть исправленным и получил силу «говорить» со всем мирозданием: управлять духовными мирами. Тем самым «говорящий» пришел к совершенству, и речь была исправлена. Этой вершины сыны Израиля достигли в тот момент, когда удостоились получить с небес идеальную речь мироздания — Десятисловие.
Объясняется это следующим образом. Мир создан Десятью Речениями. Двадцать шесть поколений прошли от сотворения мира до того, как мир усовершенствовался и пришел к раскрытию Десятисловия. В честь этих 26 поколений мы говорим 26 раз «Благодарите Г-спода, ибо вечна милость Его», ибо эти поколения «Всевышний сотворил и не дал им Тору, и питал их своей милостью» (Псахим 118).
Десять речений, которыми был создан мир, на Святом языке называются маамарот. А маамар означает мягкое высказывание. «Так скажи дому Яакова» (Шмот 19:3), — «женщинам», с которыми нужно говорить мягко. Дело вот в чем: Десять речений сотворения мира не обязывали людей соблюдать заповеди Торы. Это управление Милости двадцати шести поколений, когда Всевышний управлял созданиями мягко. Но поскольку цель человека — получать пропитание по закону Торы, а не как милостыню, получать награду, а не «хлеб стыда», то это недостойно для человека и для всего мироздания быть ведомыми управлением Десяти речений творения мира. И так все мироздание висело на волоске и ожидало исправления до дня шестого Сивана, когда земля трепетала (вдруг Израиль не примет Тору и тогда она вернется в безвидное состояние), а потом успокоилась (когда Израиль принял Тору).
И тогда началось в мире управление Речи. Речь (дибур) — строгое высказывание. С этого момента Всевышний питает мир в зависимости от исполнения Торы и заповедей. «И будет, если послушаете Мои заповеди, которые Я заповедаю вам сегодня… будете есть и насыщаться».
Это один аспект данной темы, но в ней заключена еще одна глубокая концепция.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»