Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Мудрецы открыли нам, как именно мы можем исполнить «и выбери жизнь»: благодаря труду над Торой, она становится «жизнью».

В чем это выражается в нашем мире? Как мы можем жить жизнью, о которой сказано: «Ибо у Тебя источник жизни», жизнью, которая вся — обновление? Ведь именно в этом смысл заповеди «Выбери жизнь» (Дварим 30:19) — выбрать то, что на самом деле называется жизнью. Наша обыденная жизнь — это путь к смерти, но заповедано нам жить иначе.

В конце главы «Аазину», где рассказывается о том, как Моше завершает передачу всей Торы народу Израиля, он говорит (Дварим 32:46,47): «Обратите сердца ваши ко всем вещам, о которых я свидетельствую вам сегодня. Которые вы заповедаете сынам вашим — хранить и исполнять всю Тору эту. Ибо не пусто это от (в смысле, “для”) вас, ибо это жизнь ваша. С этим вы продлите дни ваши на земле, в которую вы входите, чтобы унаследовать ее».

И мудрецы (Иерусалимский Талмуд, Сукка 84:1) объясняют это: «“Ибо не пусто это от вас” — а если пусто, то только от (из-за) вас, из-за того, что вы не трудитесь над этим. “Ибо это жизнь ваша” — Когда это ваша жизнь? — Когда вы трудитесь над этим».

Мудрецы открыли нам, как именно мы можем исполнить «и выбери жизнь»: благодаря труду над Торой, она становится «жизнью». Суть в том, что труд необходим для достижения того, что не находится под рукой само по себе. Для того, чего невозможно достичь в состоянии покоя, но можно получить это трудом, возводящим человека в более возвышенное состояние и позволяющим ему «дотянуться» до того, что ранее было невозможным.

Труд — это возможность человека достичь вещей, находящихся за естественными пределами его досягаемости. Это единственная возможность человека приобрести нечто новое. Очевидно, что если человек слышит «новость», и понимает ее в рамках уже привычных ему представлений, на самом деле, он не услышал ничего нового. Такая «новость» воспринимается им как простое продолжение того, что он уже знает. Даже если рассказать такому человеку самые поразительные новости, он услышит в них только «старое».

Человек не любит трудиться в силу своей природы, он ленив по своей сути и стремится жить только с тем, что уже существует. Человеку комфортно оставаться в привычных рамках: «Что было, то и будет, и нет ничего нового» (Коэлет 1:9). Лень заставляет человека избегать нового. Лень заложена в самой форме этой жизни, она есть и у самого деятельного и расторопного человека, только тот [заставляет себя] «бежать» ради поддержания уже существующего порядка[1]. Он подобен человеку, спешащему поскорее улечься и отдохнуть, вся его беготня — тоже проявление лени.

Поэтому, когда человек слышит нечто новое, его естественная реакция — сказать этому «Нет!» Новое может быть воспринято, только если человек своими усилиями выводит себя из состояния привычного ему «покоя». Только так можно открыть себя чему-то действительно новому.

Сказано мудрецами, что слова Торы могут быть «пустыми» (не дай Б-г), если только мы не будем трудиться над ними. Получить нечто «пустое», значит, получить то, что не наполнено новым смыслом. «Вы останетесь пустыми, как и были, даже услышав все слова Торы. А почему? — Потому что не будете трудиться над ними».

И напротив: «Когда это станет вашей жизнью? — Когда вы будете трудиться над ними». Только так человек может открыть себя для чего-то нового. Труд превращает это в часть его жизни — человеку открывается жизнь в аспекте ее обновления, даруемого Торой.

Человек обязан трудиться и прикладывать усилия для понимания, спрашивать самого себя в процессе учения: «Что нового я приобрел? В чем новизна выученного мною сейчас, что такого я понял здесь, чего не понимал раньше?» Естественное стремление прямо противоположно: остаться в покое; но тогда выученное вновь останется в рамках уже известного ранее.

Только тот, кто трудится, становится способным осознать нечто более высокое. Тогда это «новое» наполняет человека новой жизнью. Любой, кто не трудится и не преодолевает себя, теряет единственный способ постижения слов Торы: «Когда они ваша жизнь? — Когда вы трудитесь над ними».

О величии силы «нового» в Торе мудрецы сказали: «О каждом, кто учит сына другого человека Торе, Писание говорит так, как будто он породил его» (Раши, Бемидбар 50:1). Силой слов Торы, которым он научил его, формируется новый человек. В человеческой речи есть жизненная сила, она может быть воспринята слушателем, «посеяна» и выращена в «новую жизнь».

Эта сила была в речи Моше, как написано: «Иди! А Я буду с устами твоими и наполню тебя тем, что ты будешь говорить» (Шмот 4:12). Мидраш объясняет это так: «Рав Симон сказал: “Я делаю тебя новым творением, как сказано: “И понесла женщина” (Шмот 2:2)”, — слово “наполню” (הורתיך) образовано от корня, означающего беременность». Слова Всевышнего дали Моше силу жизни, позволили стать «новым творением». Только благодаря этому Моше стал тем, кто дал Тору Израилю, то есть и его слова принимались слушателями так, что давали им новую жизнь.


[1] Инерция — фундаментальное, в целом не объяснимое наукой свойство материи. Если «объект» в покое, она препятствует его движению, если объект в движении, она препятствует изменению скорости и направления движения.


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»… Читать дальше

Порядок зажигания светильников в Хануку

Рав Исроэль-Меир Лау

Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...

О борьбе за справедливость

Рав Гавриэль Фельдман

Евреям свойственно остро чувствовать несправедливость и бороться за справедливость. К сожалению, иногда мы боремся за что-то такое, за что нам лучше бы никогда не бороться. Очень часто какие-нибудь евреи пытаются осчастливить все народы на планете, уведя их за собой в счастливое леворадикальное будущее, придуманное при активном участии других евреев.