Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Человек: совершенство мироздания, соединение высших и низших миров

«Все, что ты видишь, — это порождение неба и земли, как сказано: “В начале сотворил Б-г небо и землю”. Во второй день творил из высших: “И сказал Б-г: Да будет небосвод”. В третий творил из низших: “И сказал Б-г: Даст земля траву”. В четвертый творил из высших: “И сказал Б-г: Да будут светила”. В пятый творил из низших: “И сказал Б-г: Воскишат воды”. В шестой собрался сотворить человека, но сказал: Если Я сотворю его из высших, сейчас у высших будет на одно творение больше низших и не будет мира во вселенной. Если Я сотворю его из низших, то у низших будет на одно творение больше высших и не будет мира во вселенной. Сотворю-ка Я его из высших и из низших — ради мира!» Об этом и сказано: «И создал Г-сподь Б-г человека прах из земли» — из низших, «и вдохнул в его ноздри душу жизни» — из высших» (Берешит раба 12).

«Небо» — это символ высших духовных частей мироздания. «Земля» — символизирует, низшие материальные миры. «Мир» — это совершенство творения, единство этих миров — это человек. Таким образом, в человеке присутствует духовная составляющая, материальная составляющая и то, что их объединяет. Поскольку цель существования человека — мир (шалом), совершенство (шлемут) мироздания, выходит, что основная сущность человека прояявляется в соединении высших и низших миров.

Далее мы объясним суть трех этих составляющих человека. Мы убедимся, что в той части, которая является основой его сущности, находятся его жизненная сила и свобода выбора.

Составляющие строения человека

Пять имен у составляющих души человека: животная душа (нефеш), дух (руах), высшая душа (нешама), хая и йехида.

Животная душа (нефеш), как сказано: «…ибо в крови душа».

Дух поднимается и опускается, как сказано (Коэлет 3): «Кто знает, дух сынов человеческих, поднимается ли он наверх, а дух животного — спускается ли он вниз, к земле?»

Высшая душа (нешама) проявляется в сознании — это главное в человеке,.

нефеш,. Поскольку две высшие части души (руах и нешама) высоки и возвышены и нет органов, в которых они раскрываются, и их действие никак не выражается. Они окружают человека сверху и воздействуют на его святость и духовность.

Животная душа (нефеш)

«Три аспекта: действие, речь, мысль — это все внутренние аспекты человека, соответствующие трем аспектам души: нефеш, руах, нешама. Действие относится к аспекту нефеш, как написано в Торе: “…а душа (нефеш), которая сделает…”, “…и будут отринуты души, которые делают (это)” и т.п. “Ибо в крови душа”. Нефеш облачается в кровь человека, и поэтому основное ее местопребывание — в печени, которая вся омывается кровью. В процессе кровообращения по всем органам она передает им жизненную силу движения, наделяя возможностью действовать. Если течение крови в каком-то органе прекратится и не будет в нем никакого движения, орган не сможет функционировать и отомрет» (Нефеш аХаим ч.1 гл. 14).

Нефеш — это последняя ступень в строении человека, «компаньон тела» (аГра). Она соединяет все части души с материальным телом. Она дает жизненность и движение всем органам и частям тела. Низшая душа подобна душе жизни остальных животных. В ней пребывают материальные вожделения и желания человека. Таким образом эта часть совместна с составляющей земли, с материальным в человеке.

Высшая душа (нешама)

Мысль относится к аспекту нешама. Она учит человека знанию и пониманию Торы. Ее основное местопребывание — в мозгу, органе мысли, и она — наивысший из трех аспектов души.

Нешама представляет высшие миры в человеке. «Душа, которую Ты дал мне, — чиста». Она духовна и непорочна, продукт ее функционирования — мысль. Суть ее — абстрактные мыслительные понятия, лишенные всякой примеси материальности. Мишна называет ее «славой Всевышнего». Объясняет Рамбам: «Когда мудрецы говорят о человеке, не заботящемся о славе Всевышнего, они имеют в виду того, кто не жалеет свой разум, ведь разум и есть слава Всевышнего». (Мишна Хагига 2).

Нешама соединяет человека с Творцом. Вот как пишет об этом Рамбам: «Тот самый разум, который изливается на нас от Всевышнего, — это соединение между Ним и нами» (Путеводитель, 3:51). Это самая суть сознания человека, чье местопребывание — в мозгу. Однако с тех пор как Первый человек согрешил, сама нешама не одевается в мозг человека, но лишь искры ее сияния дают разум человеческому мозгу, в соответствии с уровнем его святости и возвышенности.

Когда человек грешит, грех его не наносит ущерба уровню Нешама. Она выше этого, ее чистота и святость не страдают. Грех лишь влечет разрыв между ней и нижнеми частями структуры человека (руах и нефеш). Нешама отходит от человека и перестает изливать на него свой свет.

Ее возвышенность и святость объясняет Рамбан: «И вдохнул в его ноздри душу жизни» — намекает нам здесь Писание на достоинство души, ее основание и тайну… Нам сказано, что она произошла не из природных стихий, как это намекается относительно души движения, и не от постепенной эволюции трансцендентных разумов, но она — дух от Всевышнего, «из Его уст — знание и понимание». Ведь тот, кто с силой дует в ноздри другому человеку, дает тому от своего дыхания.

Нет у нас постижения в этих вопросах, но достаточно знать и разуметь, что душа, нешама, — из высших миров: часть Небесного в человеке.

Дух (Руах): вместилище жизни, способность выбора

«Поднимающееся и опускающееся», способность выбора способна поднять человека на ступень высших миров, чтобы он весь относился к категории нешама, или опустить вниз, в категорию тела. Вот толкование рабейну Йоны на стих из Коэлета: «Кто знает, дух сынов человеческих, поднимается ли он наверх, а дух животного — спускается ли он вниз, к земле?» — «Дух злодея называется духом животного, поскольку он тянется за материальным вожделением, как животное… А дух праведников называет “духом сынов человеческих”. Местопребывание духа — в сердце. “Более всего хранимого береги сердце свое, ибо из него источники жизни” (Притчи 4:23)».

Сердце — местопребывание жизни духа человека. Здесь место его чувств, желаний и душевных качеств. Это точки его отношения и связи с жизнью. С окружающими, с мирозданием и Творцом. Любовь к Творцу и трепет перед Ним, любовь к товарищам и семье, ненависть и страхи, гнев и милость. Возвышенные чувства и низменные эмоции. Из этого места стремится дух в человеке идти вверх или вниз.

«Он поднимается и опускается», возвышает или принижает эти структуры. Дух может исправить их и поставить в правильном образе, или испортить. В правильном образе: животная душа (нефеш) и дух (руах) слушаются высшей души (нешама). Вот как выглядит такой человек: мудрость, понимание и знание, пребывающие в мозгу, обладают всей полнотой власти. Они управляют качествами характера человека: любовью, страхом и т.п., которые пребывают в сердце. И они возвышают нижнюю душу, ее земную ступень (низменные телесные вожделения), чтобы она тянулась за духовными вещами.

Намек на это содержится в о Моах-Лев-Кавед (мозг-сердце-печень). Когда они находятся в данном порядке, первые буквы составляют словоמל"ך мелех (царь). Но когда порядок изменяется на обратный, и человеком управляют его низменные страсти, он оскверняет свой дух и святость высшей души отходит от него. В таком порядке Кавед-Лев-Моах (печень-сердце-мозг) первые буквы составляют корент כל"ם (стыд). Здесь проявляется внутреннее содержание уникальности прямохождения человека: его мозг находится выше сердца, а сердце выше печени, — он царь природы, обладатель свободы выбора, в отличие от животных, передвигающихся на четырех.

Целью сотворения человека было, чтобы он стал «выбирающим» в мироздании. Необходимо, в таком случае, чтобы способность свободно выбирать находилась внутри него: в его бытие и духовной жизни. Здесь находится его основная сущность — в этом весь человек, соединяющий небо и землю, духовное и материальное, высшую душу с животной душой и телом.

Основная суть человека находится в его аспекте духа (руах), именно он поднимается и опускается (Виленский Гаон).

«Дух говорящий»

«Речь относится к категории духа (руах), как сказано: “Дух Г-спода говорил во мне” (Йешая 11)… Как перевел Ункелос стих: “И стал человек душою живою”: “духом говорящим”… А местопребывание духа — в основном в сердце, ибо дух и речь в своем начале и основе поднимаются из сердца» (Нефеш аХаим).

«И создал Г-сподь Б-г человека прах из земли» — из низших. «И вдохнул в его ноздри душу (нешама) жизни» — из высших. «И стал человек душою (нефеш) живою» — в соединении низших и высших — в этом человек. «Душа живая» — «дух разговаривающий» — «говорящий». Древние называли человека «говорящим». А ведь имя есть указание на сущность. «Форма человека — соединение души с телом» (Маараль).

Суть данного вопроса , что совершенство формы человека — в его бытие говорящим, и связь между речью и способностью к свободному выбору будет обсуждаться в следующих главах.


Тора предъявляет высокие требования как каждому судье персонально, так и к судебной системе в целом. В данном материале кратко изложены функции еврейского раввинского суда — бейт дина. Читать дальше

Справедливое общество

Рав Арье Кармель

Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Тора и бизнес. Споры

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Причина деловых споров заключается во взаимном непонимании. Лучше всего решать конфликты путем мирного диалога. Если решение не было найдено, обратитесь в религиозный суд.

Даат тфила 2. Значения слова тфила. Значение первое: молитва — суд

Рав Эуд Авицедек,
из цикла «Даат тфила»

Смысл акта молитвы — предстать перед Царем, как объясняет Рамбам: «Каков внутренний настрой молящегося? Он должен освободить свое сердце от всех мыслей и представить себе, как будто он стоит перед Б-гом»

Рассказы из жизни еврейских мудрецов 7. Настоящий судья

Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов»

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Рабство «по-еврейски»

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Известно, что тюрьма — «кузница кадров преступного мира». В ней не оставляют свою воровскую специальность, а усовершенствуют ее, приобретая «смежные профессии». Вышедший на свободу после заключения почти наверняка продолжит свои занятия. В его руках нет никакого полезного ремесла, но ему надо найти пропитание себе и своей семье. Поэтому скорее всего он снова пойдет воровать. Да и все время пока он сидел в тюрьме, чем питались его дети? Чем провинились маленькие дети, если общество наказывает их безотцовщиной? Понятно, что неслучайно Тора ни словом не упоминает тюрьму как средство борьбы с преступностью в еврейской среде.

Когда деньги выплачиваются одному из партнеров

Рав Цви Шпиц

Талмуд сообщает нам, что предварительное условие, позволяющее партнеру оставить себе спасенные деньги, состоит в том, что он заранее сказал, что намерен действовать от собственного имени