Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.

В дороге, когда Яаков со всем своим семейством и имуществом находится уже на территории Эрец-Исраэль, у Рахель родится второй сын, Биньямин (первым был Иосеф). Она умирает родами. Сказано в главе: «…и роды ее были трудны. И было, когда она напрягалась при родах, повитуха сказала ей: не бойся, ибо и это тоже тебе сын» (Берешит, 35:16-17). На первый взгляд кажется, что повитуха приводит довольно странный аргумент, желая успокоить страдающую от невыносимой боли женщину. Почему она говорит «не бойся»? Рахель чувствует, что умирает, почему же сообщение, что на свет появляется сын, а не дочь, должно избавить ее от страха? Разве при родах сына не умирают?

Что имеет в виду повитуха? По-видимому, повитуха знает, что Рахель тревожит не столько то, переживет ли она роды, сколько другое – кого она произведет на свет. Именно об этом думала Рахель в свои последние часы. Ведь если родится дочь, значит она, Рахель, не выполнила до конца свою задачу в этом мире – родить Яакову двух сыновей. В комментарии к одному из стихов предыдущей главы (там же, 29:34) Раши объясняет, что семье Яакова было известно: у Яакова должны родиться двенадцать сыновей, которые станут родоначальниками колен Израиля. Одиннадцать уже родились, причем шестерых родила Лея, по два сына было у Зилпы и Билы, служанок Леи и Рахели, одного – Иосефа – родила Рахель. В Талмуде сказано, что седьмым ребенком Леи должен был стать сын. Однако она попросила Всевышнего, чтобы родилась дочь. Лея не хотела, чтобы Рахель родила Яакову меньше сыновей, чем каждая из служанок. Творец исполнил ее просьбу, и на свет появилась Дина.

Вот это и тревожит Рахель – неужели она не удостоится чести сравняться хотя бы с Билой и Зилпой? Если бы на свет появилась дочь, Рахель не выполнила бы своего предназначения. Не смерть, а именно это обстоятельство так страшило ее. Повитуха успокаивает ее: это сын, ты родила Яакову двух сыновей. И Рахель уходит в другой мир со счастливой душой.

В этой связи хотелось бы рассказать об удивительном случае, который произошел с р. Аароном (в книге, где я прочел об этом, фамилия рава не указана), раввином литовского города Таураге (Тавриг). Во время Первой мировой войны линия фронта проходила близко к городу. Однажды ночью русские солдаты заметили в затемненном городе одно-единственное окно, из которого лился свет. Солдаты заподозрили неладное: «Кто-то подает сигналы неприятелю!»

«Шпионом» оказался местный раввин, который изо дня в день допоздна сидел над книгами. В военное время, как известно, разговоры коротки. Пожилому человеку объявили, что он будет расстрелян за пособничество врагу. Ни один мускул не дрогнул на лице раввина. «Я наткнулся на сложный отрывок у Рамбама и пытаюсь его понять. Дайте мне несколько минут, я перечитаю этот отрывок, а потом делайте со мной что хотите».

Солдаты решили выполнить последнюю, столь необычную просьбу. В конце концов, пленник у них в руках, бежать ему абсолютно некуда. Раввин снова склонился над книгами… Внезапно стало известно, что немецкие войска приближаются к Таураге, и солдаты бросились врассыпную. Жизнь мудреца была спасена. Поведение в минуту опасности – один из показателей духовного уровня человека. Рахель не боялась смерти. Невыполнение миссии, возложенной на нее Творцом, – вот что действительно страшило ее. А если человек знает, что приносит жертву ради достижения главного в жизни, – он счастлив.


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»… Читать дальше

Порядок зажигания светильников в Хануку

Рав Исроэль-Меир Лау

Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...

О борьбе за справедливость

Рав Гавриэль Фельдман

Евреям свойственно остро чувствовать несправедливость и бороться за справедливость. К сожалению, иногда мы боремся за что-то такое, за что нам лучше бы никогда не бороться. Очень часто какие-нибудь евреи пытаются осчастливить все народы на планете, уведя их за собой в счастливое леворадикальное будущее, придуманное при активном участии других евреев.