Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
Скрытый смысл молитвы Ханы

Услышь, Г-споди, голос мой, (когда) призываю (Тебя), и помилуй меня, и ответь мне (Псалмы 27:7).

Голос мой — к Б-гу, и закричу я; голос мой — к Б-гу, а (Ты) внемли мне (Псалмы 77:2)

Хвалу Г-споду изрекут уста мои, и благословлять будет всякая плоть имя святое Его вовеки (Псалмы 145:21).

О чем пойдет речь в данном размышлении

Молитва голосом

«Почему нужно молиться вслух, ведь Всевышний знает мысли людей и было бы достаточно мысли?» (Маараль).

Чтобы изучить этот сущностный вопрос, нам необходимо расширить область исследования и поразмыслить о понятиях «мысль», «голос», «речь» и об их отношении к молитве. Тогда мы сможем ответить на этот вопрос. Мы приведем два объяснения: Маараля и Нефеш аХаим, дополняющие друг друга.

Противоречие между законом о молитве шепотом и похвалой за крик в молитве

Пророк рассказывает о молитве Ханы матери Шмуэля (1 Шмуэль 1): «Только губы ее двигаются». — Отсюда мы учим, что молящийся должен произносить слова молитвы губами (Брахот 31). Таков и практический закон (Орах Хаим 101:2): «Нельзя молиться только в сердце (про себя), но нужно отчеканивать слова устами» (См. там Мишна брура 5).

Однако дальше: «…но голоса ее не слышно» — здесь мы узнаём, что нельзя возвышать голос в молитве. И так сказано в Шулхан арухе: «…его уши должны слышать (собственный) шепот, но голос не должен быть слышен (соседям)». А в Гемаре сказано об этом: «Тот, чей голос слышен при молитве, — маловер. Возвышающий свой голос в молитве — из числа лжепророков» (Брахот 24).

С другой стороны, сказано в трактате Рош аШана: «Сказал раби Ицхак: Четыре вещи разрывают суровый приговор человеку… (одна из четырех) вопль, как написано: “И возопили они к Г-споду в бедствии своем — из нужды Он спас их” (Псалмы 107). Там же в Рош аШана: “Сказал рав Ицхак: Хорош вопль для человека как до приговора, так и после приговора”. И так объясняет Рамбан: “Писание подробно описывает различные доводы избавления сынов Израиля: “И услышал Б-г их крики…”, “…и вспомнил Б-г свой завет”, “…и увидел Б-г”, “…и знал Б-г”, “…ибо знал Я их боли”, — несмотря на то, что закончилось время, которое было отмерено для изгнания, они еще не были достойны избавления, но из-за вопля принял Всевышний их молитву с милосердием” (Шмот 2:25)».

И еще выразительнее Рамбан говорит в конце раздела Бо: «Цель всех заповедей — чтобы мы верили в нашего Б-га и были признательны Ему за то, что Он сотворил нас. И в этом замысел создания, и нет у нас другого смысла в первоначальном творении. Нет у Всевышнего желания в низших мирах, кроме одного: чтобы знал человек и благодарил своего Б-га за то, что сотворил его. А замысел возвышения голоса в молитвах, и замысел домов собрания (синагог) и заслуга общинной молитвы в том, чтобы у людей было место, где они собираются и благодарят Б-га за то, что Он сотворил их и поддерживает их существование, и объявят об этом во всеуслышание, и скажут перед Ним: Мы — Твои творения. В этом смысл сказанного Мудрецами: “…И возопили к Б-гу с силой”. Отсюда ты учишь, что молитва требует голоса: “напористый побеждает зло”.

Таким образом, необходимо понять: с одной стороны, следует чеканить слова молитвы устами, произносить их шепотом так, чтобы слышать их ушами. (Это определение само по себе требует размышления.) А с другой стороны, “полезен вопль”, и его влияние огромно.

Еще одна тема для обсуждения: изображение букв молитвы в речи и мысли молящегося

Так объясняет рабейну Бехае слова: “И возопил Моше к Г-споду, говоря: Б-г, прошу, вылечи ее” (Бамидбар 12): Пожалел свою сестру и помолился за нее. И сказано “говоря”, ибо молитва была произнесена вслух, а не в мысли. И об этом сказали мудрецы: Молящийся должен произнести молитву своими устами. А смысл этого — чтобы изобразились буквы в духе уст молящегося в голосе, духе и речи, и поднялась молитва, представленная в духе».

Источник этих слов в святом Зоаре: «Все, что думает человек, все, что зрит в своем сердце, — не сделал ничего, пока не высказал устами. Ибо если не выскажет, его молитва — не молитва и просьба — не просьба. А когда слова выходят и взвиваются в воздух и поднимаются, и принимает их тот, кто принимает, и объединяет их в святой Короне».

Вот что учит Нефеш аХаим: «Главное в служении молитвы — чтобы в час, когда человек произносит каждое слово молитвы, изобразил себе мысленно это слово по буквам, так как оно выглядит, и имел намерение добавить через него силу святости, чтобы принесло плоды наверху, преумножить там святость и свет. Поэтому молитва называется “вещью, стоящей в высотах мира”. Ведь каждое слово буквально в своем виде поднимается наверх, к своему источнику и корню, чтобы произвести замечательные действия и исправления» (ч.2 гл. 13).

Следует проанализировать данную тему в той степени, в какой наш разум в состоянии ее постичь. Для этого нам нужно изучить концепцию букв Святого языка.


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»… Читать дальше

Порядок зажигания светильников в Хануку

Рав Исроэль-Меир Лау

Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...

О борьбе за справедливость

Рав Гавриэль Фельдман

Евреям свойственно остро чувствовать несправедливость и бороться за справедливость. К сожалению, иногда мы боремся за что-то такое, за что нам лучше бы никогда не бороться. Очень часто какие-нибудь евреи пытаются осчастливить все народы на планете, уведя их за собой в счастливое леворадикальное будущее, придуманное при активном участии других евреев.