Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Хотя и раскаяние, и мольба действенны всегда, в десятидневный период от Рош а-Шана до Йом-Кипура они имеют особую силу и принимаются сразу, как сказано: “Ищите Г-спода, когда можно его обрести, призывайте Его, когда Он близко” (Йешаягу 55, 6)»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 2, 6
Скрытый смысл молитвы Ханы

Услышь, Г-споди, голос мой, (когда) призываю (Тебя), и помилуй меня, и ответь мне (Псалмы 27:7).

Голос мой — к Б-гу, и закричу я; голос мой — к Б-гу, а (Ты) внемли мне (Псалмы 77:2)

Хвалу Г-споду изрекут уста мои, и благословлять будет всякая плоть имя святое Его вовеки (Псалмы 145:21).

О чем пойдет речь в данном размышлении

Молитва голосом

«Почему нужно молиться вслух, ведь Всевышний знает мысли людей и было бы достаточно мысли?» (Маараль).

Чтобы изучить этот сущностный вопрос, нам необходимо расширить область исследования и поразмыслить о понятиях «мысль», «голос», «речь» и об их отношении к молитве. Тогда мы сможем ответить на этот вопрос. Мы приведем два объяснения: Маараля и Нефеш аХаим, дополняющие друг друга.

Противоречие между законом о молитве шепотом и похвалой за крик в молитве

Пророк рассказывает о молитве Ханы матери Шмуэля (1 Шмуэль 1): «Только губы ее двигаются». — Отсюда мы учим, что молящийся должен произносить слова молитвы губами (Брахот 31). Таков и практический закон (Орах Хаим 101:2): «Нельзя молиться только в сердце (про себя), но нужно отчеканивать слова устами» (См. там Мишна брура 5).

Однако дальше: «…но голоса ее не слышно» — здесь мы узнаём, что нельзя возвышать голос в молитве. И так сказано в Шулхан арухе: «…его уши должны слышать (собственный) шепот, но голос не должен быть слышен (соседям)». А в Гемаре сказано об этом: «Тот, чей голос слышен при молитве, — маловер. Возвышающий свой голос в молитве — из числа лжепророков» (Брахот 24).

С другой стороны, сказано в трактате Рош аШана: «Сказал раби Ицхак: Четыре вещи разрывают суровый приговор человеку… (одна из четырех) вопль, как написано: “И возопили они к Г-споду в бедствии своем — из нужды Он спас их” (Псалмы 107). Там же в Рош аШана: “Сказал рав Ицхак: Хорош вопль для человека как до приговора, так и после приговора”. И так объясняет Рамбан: “Писание подробно описывает различные доводы избавления сынов Израиля: “И услышал Б-г их крики…”, “…и вспомнил Б-г свой завет”, “…и увидел Б-г”, “…и знал Б-г”, “…ибо знал Я их боли”, — несмотря на то, что закончилось время, которое было отмерено для изгнания, они еще не были достойны избавления, но из-за вопля принял Всевышний их молитву с милосердием” (Шмот 2:25)».

И еще выразительнее Рамбан говорит в конце раздела Бо: «Цель всех заповедей — чтобы мы верили в нашего Б-га и были признательны Ему за то, что Он сотворил нас. И в этом замысел создания, и нет у нас другого смысла в первоначальном творении. Нет у Всевышнего желания в низших мирах, кроме одного: чтобы знал человек и благодарил своего Б-га за то, что сотворил его. А замысел возвышения голоса в молитвах, и замысел домов собрания (синагог) и заслуга общинной молитвы в том, чтобы у людей было место, где они собираются и благодарят Б-га за то, что Он сотворил их и поддерживает их существование, и объявят об этом во всеуслышание, и скажут перед Ним: Мы — Твои творения. В этом смысл сказанного Мудрецами: “…И возопили к Б-гу с силой”. Отсюда ты учишь, что молитва требует голоса: “напористый побеждает зло”.

Таким образом, необходимо понять: с одной стороны, следует чеканить слова молитвы устами, произносить их шепотом так, чтобы слышать их ушами. (Это определение само по себе требует размышления.) А с другой стороны, “полезен вопль”, и его влияние огромно.

Еще одна тема для обсуждения: изображение букв молитвы в речи и мысли молящегося

Так объясняет рабейну Бехае слова: “И возопил Моше к Г-споду, говоря: Б-г, прошу, вылечи ее” (Бамидбар 12): Пожалел свою сестру и помолился за нее. И сказано “говоря”, ибо молитва была произнесена вслух, а не в мысли. И об этом сказали мудрецы: Молящийся должен произнести молитву своими устами. А смысл этого — чтобы изобразились буквы в духе уст молящегося в голосе, духе и речи, и поднялась молитва, представленная в духе».

Источник этих слов в святом Зоаре: «Все, что думает человек, все, что зрит в своем сердце, — не сделал ничего, пока не высказал устами. Ибо если не выскажет, его молитва — не молитва и просьба — не просьба. А когда слова выходят и взвиваются в воздух и поднимаются, и принимает их тот, кто принимает, и объединяет их в святой Короне».

Вот что учит Нефеш аХаим: «Главное в служении молитвы — чтобы в час, когда человек произносит каждое слово молитвы, изобразил себе мысленно это слово по буквам, так как оно выглядит, и имел намерение добавить через него силу святости, чтобы принесло плоды наверху, преумножить там святость и свет. Поэтому молитва называется “вещью, стоящей в высотах мира”. Ведь каждое слово буквально в своем виде поднимается наверх, к своему источнику и корню, чтобы произвести замечательные действия и исправления» (ч.2 гл. 13).

Следует проанализировать данную тему в той степени, в какой наш разум в состоянии ее постичь. Для этого нам нужно изучить концепцию букв Святого языка.


Глава повествует об одной из самых загадочных заповедей — заповеди о пепле красной коровы. По преданию, ее смысл не смог постичь даже царь Соломон. Также в главе описывается, как еврейский народ скорбел после ухода первосвященника Аарона. А затем, после многолетних странствий, евреи, достигают границ Святой земли. Читать дальше

Недельная глава Хукат

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Содержание главы: Законы, связанные с ритуальной чистотой (Бемидбар 19:1—22). Смерть пророчицы Мирьям, сестры Моше; чудо с водой, вышедшей из скалы (20:1—11). Всевышний лишает Моше и Аарона права войти в Святую землю (20:12—13). Царь Эдома не дает евреям пройти через свою страну (20:14—21). Смерть Аарона; его сын Элиэзер становится первосвященником Храма (20:22—29). Победа над царем Арада (21:1—3). Ропот на Моше в среде евреев; чудо с медным змеем (21:4—9). Песня о Колодце — благодарность Всевышнему за воду, которую нашел народ (21:10-20). Завоевание царств Сихона и Ога на восточном берегу Иордана (21:21—22:1).

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хукат

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Словарь для читающих Тору на иврите. Хукат

Рав Аарон Штейман,
из цикла «Словарь ивритских терминов»

Червленая шерсть и другие ключевые понятия недельной главы

Хукат, вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе