Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если человек постоянно изучает законы лашон а-ра, т.е. как не злословить, то он начинает замечать, как постепенно дурная привычка к злословию исчезает из его речи»Рав Зелиг Плискин, из книги “Береги свою речь”
Почему у Сократа ничего не вышло

Зачем я родился? Зачем живу? Что получаю? Что отдаю?..

Эти вопросы часто тревожат молодых людей, пытающихся найти для себя в жизни философскую путеводную нить. У людей взрослых, занятых своей карьерой и необходимостью содержать семью, как правило, нет времени размышлять над такими вопросами, если только какое-нибудь трагическое происшествие не принудит их к этому. Большинство людей считает естественным задаваться философскими вопросами с наступлением старости.

Однако двадцать четыре столетия назад жил на земле человек, всю свою жизнь искавший ответы на эти вопросы. Человеком этим был Сократ, великий греческий философ, живший в Афинах. Еще в молодости Сократ осознал, что почти все люди, окружающие его, проводят свою жизнь примерно одинаково. Они ищут славы, богатства и наслаждений, никогда не спрашивая себя, действительно ли так уж важно все то, к чему они стремятся. Сократа встревожило то обстоятельство, что, за исключением тех случаев, когда вопрос поставлен и приводит к серьезным размышлениям, люди, в сущности, никогда не знают, хорошо или дурно они поступают. Они могут потратить всю свою жизнь на достижение бесполезных или вовсе даже опасных целей.

Сократ почувствовал, что его долг — попытаться направить людей к более достойной, более осмысленной жизни. Его целью было заставить афинян задумываться над каждым своим поступком. Он добивался этого, задавая вопросы своим друзьям и знакомым, вовлекая их в споры и, таким образом, уча их постигать смысл жизни. За эти попытки он был обвинен в развращении афинского юношества.

В 399 году до н.э. Сократ предстал перед судом, состоявшим из пятисот одного афинского гражданина. Этот суд описан в «Апологии» Платона, ученика Сократа. Суд даже не пыталася в чем-либо разобраться; вопрос о виновности подсудимого решался простым голосованием. После того, как Сократ привел доводы в свою защиту, он был приговорен к смерти. За смертный приговор высказались 281 человек, против — 220. Ответ Сократа на приговор суда остается одной из благороднейших речей всех времен. Он сказал:

— Я не могу молчать, ибо это означало бы не подчиниться воле богов. Величайшее ежедневное благо для человека есть рассуждения о добродетели и других сторонах бытия. Жизнь, не подвергающаяся исследованию, лишена смысла. А бессмысленную жизнь не стоит и проживать.

Сократову философию можно, с некоторой долей иронии, проиллюстрировать следующей историей. В пору «сухого закона» один самогонщик из Джорджии как-то раз обнаружил, что у него кончились запасы спиртного. Раздраженные клиенты требовали товара, да и сам он никак не мог примириться с мыслью о том, что его коммерция пострадает хоть на йоту. Он обыскал весь дом, нашел немного антифриза, смешал с другими, столь же сомнительными «ингредиентами», и разлил по бутылкам. Нетрудно догадаться, что результат был чудовищный: тридцать человек умерли.

Полиция арестовала самогонщика; ему было предъявлено обвинение в непредумышленном убийстве тридцати человек. Единственным его ответом на расспросы репортеров была фраза:

— Пожалуй, тут есть над чем призадуматься.

Действительно, вполне возможно, что этот бутлеггер, покуда не попался, никогда не размышлял о своей жизни.

Большинство из нас никогда не задумывается о смысле бытия до тех пор, пока нас не постигнет какая-нибудь глубокая личная трагедия. Однако Б-г наделил человека разумом, не использовать который в жизни просто кощунственно. В самом деле, вера без размышлений, без мудрости, — весьма поверхностная вера. Говоря словами рабби Елазара бен Азарии, «там, где нет мудрости, не может быть и веры. Там, где нет веры, не может быть и мудрости.» (Авот, 3:21).

Когда человек глядит на мир сквозь призму веры, он видит мир осмысленным, вещи и явления приобретают в его глазах дополнительное значение. Симметричный кристалл, выращиваемый в химическом растворе, подтверждает верность одного из законов природы — закона химических соединений; сходным образом существование жизни подтверждает другой закон природы — о неизбежности человеческого бытия. Этот закон означает, что материя была сотворена таким образом, чтобы неуклонно привести к сотворению жизни вообще и в результате — к сотворению человечества. Сама природа материи убеждает нас в том, что мир имеет цель, что он был создан Творцом целенаправленно.

Когда человек верит в существование Творца и в то, что у этого мира есть предназначение, — стремление исполнить это предназначение придает жизни человека смысл. Бытие человека, создания, ищущего смысла жизни, — не простая случайность; это наиболее значительный феномен всего творения. В сознании верующего человека понятия добра и зла занимают важнейшее место. То, что соответствует цели Творения, — есть добро; то, что противоречит ей, — есть зло. Наша роль состоит в том, чтобы быть — не более и не менее — помощниками Г-спода в воплощении Его замысла.

В мире же, увиденном глазами неверующего человека, нет ни самого Творца, ни предназначения. В таком мире бытие человека — не более, чем случайность, столь же малозначительная, как существование какой-нибудь бактерии или камня. В этой системе человечество можно рассматривать как некую плесень на поверхности планеты.. Если у бытия нет предназначения, значит, все наши устремления и чувства — всего лишь следствие биологической деятельности молекул и клеток нашего мозга. Тогда нам не остается ничего иного, как согласиться с известным журналистом, покойным Г. Л. Менкеном, который утверждал, что «человек — это безумная мошка, пустившаяся в головокружительное путешествие на гигантском маховике».

Более того, в мире, лишенном предназначения, не может быть и понятий добра и зла, поскольку они также предполагают существование цели. Без веры все ценности теряют свою универсальность. Мораль превращается в пустяк, и ее ничего не стоит отбросить, когда она перестает служить сиюминутным целям. Коль скоро бытие не имеет смысла, наше отношение к миру, к ближнему, к обществу в целом можно определить словами: «Ну и что?»

Когда один из коллег сказал Альберту Эйнштейну, что законы природы могут быть простыми проявлениями случайности, великий физик ответил: «Не могу поверить, что Б-г играет с космосом в кости». Для человека мудрого слишком очевидно, что у природы существует предназначение. Однако там, где нет веры, нет и истинной мудрости. Старомодный материалист, убежденный в бесцельности человеческого бытия, в том, что человек — всего лишь безответственная частичка материи, увлекаемая потоком бессмысленных сил, — не может считаться мудрецом.

Блестящий философ Альфред Норт Уайтхед наилучшим образом охарактеризовал безумие подобных людей, заметив: «Ученые, поставившие целью своей жизни доказательство бесцельности последней, являют собою любопытнейший предмет для изучения». Небеса могут возглашать славу Г-сподню — однако глупец не видит ничего, кроме мрака.

Мы должны осознать сейчас, прежде, чем с нами произойдет неизбежное, что жизнь следует осмыслить и благословить; что мы обязаны принять деятельное участие в воплощении замысла Творца.


Глава повествует о перипетиях в жизни праотца Яакова: о знаменитой «лестнице в небо» — пророческом сне Яакова, о его встрече с Рахель, пребывании Яакова в доме Лавана, женитьбе и рождении детей, будущих прародителей колен Израилевых. Читать дальше

Недельная глава Ваеце

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Исток»

Избранные комментарии на недельную главу Ваеце

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.

Все, что произошло между Яаковом и Эсавом, произошло затем между потомками Эсава и потомками Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.

Четыре жены Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.