Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Дорог Израиль Всевышнему больше, чем ангелы служения. Ведь Израиль говорит песнь каждый час, а ангелы служения — только раз в день.

Цель разделения вод — раскрытие единства Творца

Выше мы объяснили, что корень происхождения зла в низших мирах — это разделение вод. Цель этого разделения — раскрытие единства Всевышнего. Это указание и раскрытие того факта, что все существующее в мире, включая то, что кажется нам злом, создано Им. Как сказано: «Создающий свет и творящий тьму, делающий мир и творящий зло — Я, Г-сподь, делаю все это» (Йешаяу 45:7). И в Его руках — власть и возможность уничтожить, остановить и даже перенаправить зло на эту цель — раскрытие Единства. Ведь именно для этого оно и создано: показать, что «все, что вначале зло, не исходит от другой силы, чтобы оно могло противостоять Б-гу, но, в конце концов, оно — несомненное добро. И тогда станет известно, что нет другой силы, кроме Него» (Рамхаль). В этом — замысел творения, «единство Бесконечного», показать, что «только Его воля существует, и никакой другой воли нет, — только Его, и потому только Он один властвует, а не какая-либо другая воля». В этом цель всех путей управления Всевышнего в мире и всех круговоротов и мировых процессов.

На человека возложена задача способствовать этому и привести своими деяниями все мироздание к этому исправлению. Творец дал в его руки силу приближать мироздание к окончательному исправлению или отдалять от него. Каждым своим приближением к Творцу он приближает нижние миры, зависящие от него и получающие воздействие от его деяний, к своему корню. Тем самым он исправляет своим служением разделение, раскол, произошедший в мироздании, и объединяет его на пути к совершенству.

Песнь, поднимающаяся от нижних: раскрытие единства Творца

«Песнь поется только тогда, когда человек присутствует при уникальном событии, подобно тому, как “видела рабыня при рассечении Красного моря больше, чем пророк Йехезкель” (раби Цадок аКоэн, Ресисей лайла)».

Смысл этого вопроса во всей его глубине будет раскрыт позже. Но этот смысл заложен в самом слове «песнь», шира. Шира произведено от слова яшар, прямой: «…и пошли прямо (ваишарна) коровы в дороге (речь идет о возвращении филистимлянами взятого в плен Ковчега Завета). Сказал Рав: Они выровняли свои морды напротив Ковчега и сказали песнь». Корень слова песнь, шира также связан с видением: «девушки шли, чтобы посмотреть на тебя» (алей шур); «увижу (ашурену) его, но не близко» и т.д. Таким образом, песнь проистекает из ви́дения раскрывающейся реальности.

В Гемаре (Хулин 91) сказано: «Дорог Израиль Всевышнему больше, чем ангелы служения. Ведь Израиль говорит песнь каждый час, а ангелы служения — только раз в день, а некоторые считают — раз в неделю, а некоторые считают — раз в месяц. И Израиль упоминает имя Всевышнего после двух слов (Слушай, Израиль: Г-сподь Б-г наш), а ангелы служения — только после трех: Свят, свят, свят Г-сподь Воинств… И ангелы служения не говорят песнь наверху, пока Израиль не скажет ее внизу».

Гемара перечислила три преимущества Израиля над ангелами в вопросе прославления Песней, и мы должны объяснить их.

1. Говорят песнь каждый час.

«У Израиля есть природная склонность делать противоположное воле Всевышнего. И когда они пересиливают свою природу ради воли Всевышнего, происходит обновление их тела ради Его воли, и каждое их действие становится песней и прославлением Творца. Этого нельзя сказать об ангелах, у которых нет злого начала, которое необходимо преодолевать, ибо они по своей природе выполняют волю Творца без всякого отклонения, и потому не могут они говорить песнь каждый час» (раби Цадок аКоэн).

Прорыв Израиля через завесу сокрытия, преодоление ими зла, и то, что приходят они от тех далеких от Творца краев к ощущению присутствия Творца, и есть Песнь нижних.

«Подобно тому, как из источника постоянно вытекает новая вода, так Израиль произносит новую песнь каждый час» (мидраш Шохер Тов). Нужно понять: где мы находим такое служение — произнесение песни каждый час? Но объяснение именно таково: всякое привнесение света в сокрытие, всякая нейтрализация зла, всякое действие, приближающее человека к Творцу, говорит новую песнь, раскрывает единсвтво Всевышнего. Это прорыв нового света, произносящего песнь…

2. Упоминают Имя Всевышнего после двух слов.

«Высшим, которые не находятся под властью злого начала, достаточно одной святости, а нижним, над которыми властвует злое начало, требуются две святости. Поэтому и сказали, что праведники, освящающие себя снизу, находятся ближе к Всевышнему, чем ангелы служения» (Маарша). Они ближе, поскольку раскрыли внутреннее содержание святости изнутри структуры зла. Их место укоренено глубоко внутри раскрытия единства Всевышнего. Это свет, суть которого — раскрываться из тьмы, прорывать сокрытие.

3. Ангелы служения не говорят песнь наверху, пока Израиль не скажет ее внизу.

«Это преимущество Израиля связано со знанием, которое является началом стремления познать Всевышнего. Это начало — через мудрость и знание. И в нем Израиль выше ангелов, ведь Израилю была дана Тора, а не им» (р. Цадок аКоэн).

Стремление всего мира к познанию Всевышнего начинается именно от Израиля, поскольку ему была дана Тора. Как объясняется в первой части книги Нефеш аХаим, действия, слова и мысли человека воздействуют на все мироздание, включая ангелов. Это начало относится к Израилю, поскольку своим выполнением Торы и заповедей, отрицанием и исправлением зла, раскрытием Творца изнутри тьмы он приближает всю Вселенную к Всевышнему. Своей песней побуждает он всю структуру творения, — от ангелов до самых низших существ, — воспевать своего Творца.

Поскольку песнь уподоблена постоянно обновляющемуся течению воды из родника, те, кто находятся в начале, кто близок к источнику, — они и пробуждают песнь.

Свой возвышенный уровень получателей Торы, обладателей этого «начала», евреи получили в заслугу того самого «злого начала, что есть среди них». Находясь в нижних мирах, они раскрывают единство Творца в мире.

Нам открывается здесь поразительная вещь: Песнь Всевышнему прорывается именно из бездн нижних миров, где властвует злое начало. Обитатели нижних миров способны подняться и приблизиться к ступени Песни, ощущения присутствия Творца, Его постижения и причастности к Нему. Они приближают и возвышают все мироздание к этой высшей реальности. Только из тех далей и тьмы, падений и страданий прорывается та вознесенная Песнь.

Ощущение Божественного Присутствия в Песне — раскрытие единства Творца

«Таков порядок мира: есть ли мастер, больший, чем Творец?! Наверняка Он установил части жизненных сил в человеке самым наилучшим образом, и все выстроено одним порядком, по имени которого Тора называется Песней. Она подобна кольцу или браслету, окружающему весь порядок, как круглое кольцо, которое является целым порядком» (раби Цадок аКоэн). Это максимальное постижение человека в раскрытии путей Всевышнего в мироздании, оно же — постижение единства Творца, как объясняет Рамхаль: «И уста самого Всевышнего свидетельствуют и провозглашают, что все собранное по крупицам из всех круговоротов событий, происходящих по воле Всевышнего в мире» — все это есть раскрытие Его абсолютного единства. Как сказано в книге Дварим (32:39): «И увидите тогда, что Я — это Я, и нет силы, подобной Мне». И это было сказано в завершение описания всего круговорота событий, которому предназначено свершиться в мире, — ведь именно этому посвящена песнь «Аазину…» [«Внемлите…»], как подтвердил Сам передавший нам Писание. И венчают ее слова: «И увидите тогда, что Я, Я это…». (Даат твунот 34)

Те праведники, что привели своими деяниями это раскрытие, удостоятся увидеть его полностью, в совершенстве, как объясняется в Гемаре: «Сказал Ула, сказал раби Элазар: В будущем Всевышний устроит хоровод для праведников, и Он будет сидеть между ними в саду Эдена, и каждый будет указывать пальцем, как сказано: “И скажет в тот день: Вот, это Б-г наш! Надеялись мы на Него, и Он избавил нас! Это Г-сподь, на Которого мы надеялись, возрадуемся и возвеселимся в Его спасении” (Таанит 34). В этом будет их бесконечное блаженство, подобное круговому движению хоровода.»

Но ангелы будут вне этого пространства, как сказано в Гемаре: «Теперь будет сказано Яакову и Израилю, что сделал Б-г» (Бамидбар 23:23). «Раби Берахия от имени раби Аба бар Каана: В будущем Всевышний сделает отделение для праведников ближе отделения ангелов служения. И ангелы служения будут спрашивать у них и говорить им: Что содеял Б-г?» (Йерушалми Шабат 6:9). Ибо только «праведники, освящающие себя внизу, — их отделение ближе, чем ангелов служения». Они «показывают пальцем», что говорит о максимальном раскрытии Песни, ощущении Б-жественного Присутствия.

Рабейну Бехае также говорит об этом: «Мудрецы толковали стих: “…и Я буду ходить среди вас” и сказали: В будущем Всевышний будет гулять с праведниками в Эдемском саду, и Его слава — между ними. Он уподобил постижение блаженства душами круговому хороводу. Ведь у круга нет начала и конца, и также у того блаженства нет конца. И поскольку круг окружает свой центр, поэтому сказано: “…и Его слава между ними”. И потому здесь сказано “среди вас”, что уподобил Израиль хороводу, а Себя — его центру. “И каждый будет показывать на Него пальцем”. Это аллегория близости знания и постижения, подобно тому, как человек знает своего товарища и ясно отличает его…»


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!