Из цикла «Даат тфила», темы: Человек, Дождь, Вода, Сотворение мира, Еврейская молитва, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
Есть место в мироздании, в силах которого заново объединить эти две системы — высших и низших. Это Храм. «Поскольку благословение приходит сверху вниз, а верх и них отделены друг от друга, была нужда в наличии чего-то среднего, которое относится и к верху, и к низу, через которое благословение приходит вниз, и это Храм. Ибо Храм соединяет высшие и низшие миры» (Маараль).
Храм — это место, где встречаются небо и земля, духовное и материальное. Он построен из дерева, металла и ткани. Его размеры определены, и измеряются человеческими мерами. Но «место Ковчега не включено в размеры». На материальном уровне места оно не занимает. Паломники в Храме «стоят тесно, а падают ниц просторно».
«Десять чудес было явлено нашим предкам в Храме». Явные чудеса, противоречащие законам природы, каждый день в природном течении времени. Это место, которое «относится к верху и относится к низу». И это понятно, ведь сущность этого места в том, что Он «сократил Свое присутствие и поместил его между двумя шестами Ковчега»: Шхина в границах.
Это место, где жертвуют (макривим), приближают (мекарвим) всю систему низших к ее корню. И из этого места спускается изобилие благодати в духовном и в материальном от высших к низшим. Это место, о котором сказано: «И Я буду пребывать среди них». Соединение и полное сочетание высших и низших миров.
Сказали Мудрецы: «почему [место забора воды для Храма] называется “шоэва” (черпание)? Потому что оттуда черпают дух святости». Черпая воду внизу, исполняются духа святости. Единство между нижними и верхними водами.
«И всякий куст полевой еще не был на земле, и всякая трава полевая еще не выросла, ибо не дал Г-сподь Б-г дождя на землю, и человека нет, чтобы обрабатывать землю» (Берешит 2:5). «На уровне земли стояли до шестого дня… ибо не дал дождя… А почему не дал дождь? Поскольку нет человека, чтобы обрабатывать землю, и нет никого, кто бы знал о пользе дождя. Когда пришел человек и понял, что дождь нужен миру, помолился о нем, и пошел дождь, и выросли деревья и травы» (Раши). «Ибо не было еще здесь соединения высших[ЦВ3] и низших, чтобы высшие дали дожди вниз, пока человек, который находится между высшими и низшими, не привел дождь от высших к низшим» (Маараль).
По окончании сотворения мир стоит разделенным: высшие на своем месте, а низшие на своем. Каждый в своей сфере, без соединения. У мироздания нет возможности выполнить свою функцию, дать свои плоды. Пока не пришел человек и не помолился о недостатке в низших мирах. Человек, «молящийся» мира, выразил в своей молитве плач нижних вод. Своим криком об отдалении от Творца, своей мольбой о стремлении приобщиться к Нему, он выразил желание низших «подняться ввысь, быть близкими к своему Создателю». К этому его влечению примешано влечение нижних вод, которые «проявили дерзость, и прорвали пропасти, и захотели подняться».
Об этой молитве Первого человека говорит мидраш: «Все молитвы людей — о земле: “Г-споди, пусть земля даст урожай, Г-споди, пусть преуспеет земля”. А все молитвы Израиля — только о Храме: “Г-споди, пусть отстроится Храм, Г-споди, когда отстроится Храм” (Берешит раба 13). Это молитва Израиля, “народ Твой — все праведники”.»
«Толковал Бар Капара: Деяния праведников превосходят деяние неба и земли. Ведь о сотворении неба и земли написано: “И рука Моя основала землю, и десница Моя распростерла небеса” (Йешая 48), а о деле рук праведников написано: “Место, что жилищем Ты сделал Себе, Г-споди, в святилище, Владыка, что устроили руки Твои” (Шмот 15). (Там сказано об одной руке, а здесь о двух). Указывают ему на противоречие: “Небо рассказывает славу Б-га, и о деле рук Его говорит небосвод” (Значит, две руки?) Ответ: Он имел в виду следующее: “О делах рук праведников говорит небосвод”. И что это? Дождь» (Ктубот 5).
Дела рук праведников — это Храм. Дела рук праведников — это дождь. Дела рук праведников — это соединение «двух рук» Всевышнего — правой и левой, Хесед и Дин, высших и низших миров.
«Все, что ты видишь — это порождение неба и земли, как сказано: “В начале сотворил Б-г небо и землю”. Во второй день творил из высших: “И сказал Б-г: Да будет небосвод”. В третий — творил из низших: “И сказал Б-г: даст земля траву”. В четвертый творил из высших: “И сказал Б-г: Да будут светила”. В пятый творил из низших: “И сказал Б-г: Воскишат воды”. В шестой собрался сотворить человека, сказал: Если Я сотворю его из высших, сейчас у высших будет на одно творение больше низших, и не будет мира во вселенной. Если Я сотворю его из низших, сейчас у низших будет на одно творение больше высших, и не будет мира во вселенной. Но Я сотворю его из высших и из низших, ради мира. Об этом и сказано: “И создал Г-сподь Б-г человека прах из земли” — из низших, “и вдохнул в его ноздри душу жизни” — из высших. Как сказал раби Шимон бен Лакиш: Держава и страх при Нем; мир Он творит в высях своих» (Берешит раба 12).
Человек соединяет высшие и низшие миры, приводит мироздания к совершенству. Его молитва, как объяснил приведенный выше мидраш, об этом соединении и совершенстве творения: о Храме. В этом форма существования человека: бытность его Храмом. «Высказывание Гемары, где начали с деяний праведников, а закончили стихом о Храме (Ктубот 5, приведено выше), — потому что так оно на самом деле: праведники через свои деяния, желанные перед Б-гом, становятся Святилищем Всевышнего в буквальном смысле» (Нефеш аХаим).
Виленский Гаон объясняет этот принцип: «В Берешит раба спорят раби Йоханан и Рейш Лакиш. Раби Йоханан сказал: Облака — только сверху (сотворены), как сказано: “Вместе с облаками небесными будто человек пришел”. А Рейш Лакиш сказал: Облака — только снизу (сотворены), как сказано: “Поднимает облака от края земли”. А в Пиркей дераби Элиэзер сказано: “Во время, когда Израиль не выполняет волю Всевышнего, они пьют из нижних вод”. Причина в том, что Израиль соединяет небо и землю своими достойными деяниями, тогда они приводят дожди сверху. А если нет, дожди сверху останавливаются. И об этом сказано: “…и человека нет, чтобы обрабатывать землю”, как “обрабатывать и охранять”, и поэтому “…и пар поднимается с земли”, поскольку не было заслуги деяний, чтобы привести дожди свыше. Тогда пар поднимался с земли, что облака пили от нижних вод…» (Адерет Элияу).
«Когда удостаиваются своими деяниями», и они находятся в категории духовной формы, управление ими и благодать их существования идет от высших вод, это высшее управление, как объяснил выше р. И.А.Хавер. А когда не удостаиваются, и их сущность материалистична, то их жизнь поддерживается нижними водами — это управление природы и все ее порождения.
Все сказанное проливает свет на тему колодцев, которые копали наши праотцы, о чем подробно рассказывается в Торе. Как объясняет р.И.А.Хавер в своей книге Тора Ор: «Колодцы, которые выкопали праотцы, это живая вода Торы — древо жизни она для держащихся ее. То, что вначале было скрыто и не раскрылось в мире, пока не пришел Авраам и не начал копать этот колодец. И об этом сказали, что Авраам выполнял всю Тору. А Сатан противился этому и хотел засыпать его колодец — это Авимелех, царь Герара, символизирующий злое начало, которое называется “великий царь”… Праотец Авраам был первым, кто провозгласил Провидение Всевышнего в мире в соответствии с Торой, которую постиг; он и откопал колодцы. А после его смерти Змей усилился, как прежде, и тогда встал Ицхак и опять раскопал колодцы, как сказано: “И воззвал именем Г-спода”, т.е. Торой, которая вся — имена Всевышнего. И также праотец Яаков “отвалил камень с устья колодца”.»
Рамбан в своем комментарии на Тору пишет, что колодцы намекают на иерусалимские храмы: «ибо источник живой воды намекает на Дом Б-га, который построят его сыновья». И объясняет там названия колодцев в соответствии с тремя храмами: двумя разрушенными и третьим, который будет отстроен в будущем. И в принципе, это то же самое, что мы объяснили выше: праведник есть святилище, место соединения высших и низших миров, он и приводит в мир истечение высших вод.
Мы уже объяснили глубину внутренней связи между благословением и миром. Мы выяснили, что мир — это сосуд, содержащий благословение, и он же — исправление самого благословения, поскольку мир объединяет мироздание и приводит к его исправлению, что и есть благословение. Как объясняет Виленский Гаон: «Делающий мир» (последнее благословение в молитве Шмоне Эсре) — это исправление всей вселенной и всего, что наполняет ее, как написано: «Не нашел Всевышний сосуда, удерживающего благословение, кроме мира, поскольку лишь он — исправление всего мироздания». Это служение «исправить мир царствием Всевышнего» и есть работа человека.
Но более того: именно жертвоприношение и приближение низших, влеи так в «союзе соли», и во всем жертвенном служении.
Здесь-то мы и приближаемся ко второму утешению, которым утешил Всевышний нижние воды.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»