Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Об исследователях и верующих

ПРЕДИСЛОВИЕ

Жажда познания истины природное свойство вложенной в нас разумной души, и невозможно встретить человека в здравом уме, который бы не трудился и не старался, по мере сил разума своего, искать истину во всём, что предстаёт его взору, отвергая и отбрасывая ложь. И если бы истина была везде открыта, то для приобретения мудрости человеку было бы достаточно одного только созерцания, умножая созерцание, он умножал бы свою мудрость.

Однако как мы видим, это не так, ни в отношении постигаемого [материала], ни в отношении постигающего [человека]. Ведь на самом деле, не существует объекта, в котором бы не нашлось множества истинных аспектов, как его собственных, так и внешних по отношению к нему. Например: форма стола, его длина ширина и тому подобное собственные свойства стола; его назначение, стоимость и время его производства свойства, по отношению к нему внешние. И при этом не все аспекты одинаково очевидны, ведь есть такие, что видны и постигаются сразу, с помощью органов чувств, а есть более скрытые, требующие усилий для их постижения. И между самими сущностями есть различия аспекты, очевидные в одних сущностях, оказываются сокрытыми в других. Например, использование стола: для всех очевидно, [что он служит для того, чтобы] класть на него еду или предметы; так же очевидно и назначение хлеба служить пищей человеку. А вот назначение множества растущих на земле трав, даже если становится известным, то только после приложения значительных усилий. Выходит, что не все существующие объекты обнаруживают все свои аспекты так, что одного только взгляда на них достаточно для постижения их истинной сущности.

И, кроме того, опыт надёжный свидетель тому, сколько ошибочных воззрений представляются множеству людей как истины, и они тверды в своей вере в это, не замечая лжи. Даже с одним и тем же человеком случается, что в начале он воспринимает некое понятие как очевидную истину, а затем разочаровы-вается и отказывается от него. Если так, бесспорно, что истинный смысл сущностей не очевиден и не ясен, напротив, есть возможность ошибки, и ложь может предстать истиной, а сила разума не достаточно ве-лика, чтобы воспринять истину без ошибок, он может сбиться с прямого пути, не заметив этого.

Поскольку это так, очевидно, что должны найтись руководство и метод для разума, позволяющие ему держаться прямого пути, не сбиваясь. А если случится так, что собьётся, по неосторожности, то, присмотревшись, увидит ошибку, и будет знать, как вернуться на правильный путь. В целом, это руководство заключается в систематизации всех аспектов разных видов сущностей и выяснении их истинных свойств и законов, дабы это служило разуму путеводителем, позволяющим беспрепятственно двигаться путём рассуждений. Нечто подобное сказали мудрецы, благословенной памяти, о царе Шломо, мир ему, который «приладил ручки к Торе»1 (Эрувин 21а). Это значит, что осредством немногих кратких, но как следует упорядоченных правил, можно с лёгкостью приобрести немалую мудрость. И не думай, что правила эти слишком глубоки и далеки от понимания большинством людей. Они легки и очевидны, и мы ничего не добавим к ним, только напомним о них и приведём их в порядок. Ведь все эти правила уже присутствуют в природных законах мышления, но до тех пор, пока человек не обратит на них внимания и не упорядочит они ему не помогут. Но когда он упорядочит их как следует они превратятся в «ручки» к тяжёлой корзине познаваемого, которую с их помощью можно будет нести с лёгкостью, как я писал выше.

Усмотрев в этом великую пользу и насущную потребность, решил я составить небольшой труд, кото-рый поможет каждому, кто захочет воспользоваться им, учиться самому и обучать других. Но только при условии, что читателю эти вещи не покажутся не-значительными, как это бывает со всеми, кто не по-нимает. Пусть он будет педантичен в их изучении и постарается понять с полной ясностью, поскольку я не преминул быть точным в своим словах, изложив всё с наибольшей, по моему мнению, очевидностью. Намерением моим было кратко, но, в тоже время, до-статочно полно сформулировать и объяснить методы рассуждения и осмысления, позволяющие распознать истину и приблизится к ней, отдаляя ложь. А раз уж простёрто перед нами великое и необъятное море море Талмуда, могучи валы его рассуждений и волны законов! Вздымаются к небу, низвергаются в бездну! Священный путь лежит перед нами прояснить и вы-кристаллизовать истинный смысл Торы; решил я установить фундамент моего здания на нём, дабы достичь успеха и быть уверенным, что не ошибусь, и пусть это станет основой для изучения и осмысления во всех остальных областях знаний.

Я постарался всесторонне объяснить основы точных рассуждений и корни дискуссий Талмуда, чтобы помочь тому, кто ещё не приобрёл навыка учить его и хочет приступить к этому должным образом и без затруднений. После того, как он предварительно изучит этот небольшой труд, он увидит перед собой ясные пути и законы и пойдёт по ним прямо, не плутая. А упорядочение методов и систематизация понятий помогут ему в короткий срок и без особого труда приобрести то, на что потребовались бы продолжительное время и тяжкий труд. Иногда это может помочь так же и тем, кто уже привычен к изучению Талмуда, спасая их от ошибок.

И назвал я эту книгу в соответствии с её сутью «Путь понимания». Всевышний дающий знание и понимание подарит нам знание, понимание и осмысление, дабы трепетали мы перед Ним, исполняли его волю и служили Ему всем сердцем. Во веки веков Омейн! Пусть будет на то воля Всевышнего!

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Исследовательская дискуссия (маса у-матан), или мнения (деа) ради выяснения его истинности. Выяснение это производится посредством приведе-ния доводов (таанот ), подтверждающих истинность предмета дискуссии или опровергающих и отвергающих его, так, чтобы оценить весомость доказательств и опровержений и принять сторону, наиболее приемлемую разумом.

Такая дискуссия может быть многосторонней, когда один из её участников занимает одну позицию, а другой противоположную, то есть, один поддерживает высказывание, а другой опровергает и отвергает его, и они выстраивают свои доводы друг против друга. А может быть и так, что, восполняя все стороны, рассуждает один человек. Сначала он берёт это высказывание как предположение, и сам выдвигает против него аргументы, которые мог привести человек, имеющий мнение, противоположное высказанному, а затем, он же и опровергает выдвинутые аргументы, поддерживая первоначальное высказывание.

И мы находим в Талмуде споры и рассуждения (пилпулим ) двух этих видов. Ведь бывает, что по не-кой теме дискутируют многие, один видит трудности в этом высказывании, а другой на них отвечает. А бывает, что и то и другое делает сам Талмуд, как будто несколько человек обсуждают предмет. И бывает, что Талмуд прямо говорит: «Он опроверг, и он же ответил», то есть сам же возражающий и ответил на своё возражение.

Однако все эти варианты стремятся к одному прояснению истины посредством выстраивания противоположных аргументов. Значение трудности, найденной кем-то в чужом высказывании, и трудности, найденной в высказывании собственном одинаково. И так же одинаково значение ответа на затруднение, высказан ли он самим увидевшим трудность или кем-либо другим. И таким же образом во всех остальных вариантах рассуждений мы обращаем внимание на аргументы, а не на тех, кто их выдвигает.

Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия


Несмотря на то, что Тора строго-настрого запретила евреям употреблять кровь, так называемые «кровавые наветы» из века в век преследовали различные еврейские общины. Читать дальше