Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Всевышний избрал Израиль и возложил на них обязанность «посеять» свою жизнь, дабы этим удостоиться Будущего мира. Но велика милость Всевышнего! Тот, кто тратит свою жизнь ради жизни в будущем, не потеряет и в рамках этого мира. Если только человек избавляется от всякого рода иллюзий, он на самом деле не должен ничем поступаться. Если бы Всевышний на самом деле требовал от нас «вложиться», то выбрать добро было бы неимоверно тяжело.

Корень этого в истории покупки Яаковом первенства у Эсава: «Если хочешь, возьми себе этот мир, а я возьму Будущий. Как сказано: “Продай, как в тот день, первенство твое мне…” (Берешит 25:31). “Как в тот день” — когда они были в утробе матери. И тут же Эсав продемонстрировал, что отрицает воскрешение мертвых, как сказано: “Вот, я иду умирать” (Берешит 25:32). В тот час взял Эсав своей долей этот мир, а Яаков взял Будущий. Но когда пришел Яаков из дома Лавана, и увидел у него Эсав сыновей и дочерей, рабов и служанок, сказал ему: “Яаков, брат мой, ты не так мне говорил, ты сказал мне, что возьмешь Будущий мир, а я возьму этот. Откуда у тебя все это богатство?”» (Ялкут Берешит 111).

Вот как объясняет Виленский Гаон этот диалог: «Израилю ничего не полагалось в этом мире, но он выкупил у него (Эсава) первенство». Первенец получает двойную долю в наследстве, и так Яаков «взял» и Будущий мир, и этот.

Это стало предметом войны между ангелом Эсава и Яаковом. Когда ангел дотронулся до бедра Яакова, он хотел обречь его на жизнь, в которой он будет «хромать» и не сможет идти уверенно. Но, в конце концов, он вынужден был согласиться с благословениями, данными Яакову Ицхаком, смысл которых — благополучие в этом мире. И сказано там: «“И засияло ему солнце” (Берешит 32:32) — излечить его от болезни». Тогда ему была дана настоящая жизнь и в этом мире.

Яаков купил долю Эсава для того, чтобы и здесь он смог существовать не хуже, чем Эсав, а может быть, даже и лучше. Однако все это не самоцель. Из самих по себе благ в этом мире Ган Эден не вырастет, если, конечно, их не «сеять» с намерением заслужить этим жизнь в Будущем мире. А «посев» этот можно сделать, только полагаясь на веру.

Врата Ган Эдена — это сопричастность к конечной цели

Теперь мы сможем понять цитату из Талмуда, с которой начали этот урок: «Всякому, кто отвечает “Амен” изо всех сил, открывают врата Ган Эдена». Когда Адама изгнали из Ган Эдена, он оказался в таком месте, откуда не видны деревья. Другими словами, в этом мире не видят всходов от посева и добрых дел: «конец пути» отсюда не виден. Здесь у нас нет никакой возможности прикоснуться к будущей награде. Это и есть врата Ган Эдена, закрытые перед Адамом.

Единственное, что дает нам связь с реальностью Ган Эдена, это вера. Произнесение «Амен» — это проявление веры в действии. «Отвечающий Амен изо всех сил» — «с полным осознанием», как объясняет Раши. Если человек верит полной верой, с него снимается наказание изгнанием[1], он может жить здесь вместе с «будущим».

Награда называется именно так — «Ган Эден», а не «Будущий мир», или еще что-либо в этом духе, — из-за того, что если мы хотим увидеть некое подобие вечной жизни в нашей реальности, то помочь в этом могут только «насаждения» и «рост». Сажают зерно, а оно вырастает в целое дерево. Дерево это несет на себе огромное количество плодов, а в каждом плоде — множество семян. А в каждом семени снова есть дерево, плоды и семена, которые могут из него вырасти. И так — до бесконечности.

Но сказанное верно, только если рассматривать вещи как «семена». Но если воспринимать их такими, как они есть, то человек «ест» их только один раз — все великое будущее, заключенное в них, исчезает, когда человек реализует их потенциал здесь, и не смотрит на мир глазами веры. Такой человек «ест зерно вместо того, чтобы сеять».

Поэтому не стоит надеяться «съесть» награду за заповедь, лучше использовать все, что есть в этом мире, для служения: «Сегодня исполнять их» — именно таким образом насаждают жизнь в мире; «завтра получать за них награду» — и вкушают от плодов уже и в этом мире.


[1] Наложенное на Адама и всех его потомков.


Гора Синай — гора, на которой Б-г даровал Тору еврейскому народу. Это событие часто называют «Синайским откровением». В Торе гора также называется вторым именем — Хорев. Во время дарования Торы у горы Синай еврейский народ ощущал мощнейшее по силе и глубине раскрытие Всевышнего Читать дальше

Мидраш рассказывает. Недельная глава Итро

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Кому можно доверять? Итро

Рав Бенцион Зильбер

Недельная глава «Итро». Что такое самоотверженность?

Рав Бенцион Зильбер

«И услышал Итро… тесть Моше…» обо всем, что Б-г сделал для евреев в Египте, и об исходе евреев из Египта, и пришел в Синайскую пустыню к зятю вместе с дочерью, женой Моше,и внуками — детьми Моше. По совету Итро Моше выбирает мудрых и праведных людей из народа Израиля и назначает их руководителями над определенными группами евреев: тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками. Моше учит их законам Всевышнего, а они, в соответствии с этими законами, разбирают и решают все дела и проблемы в своих группах. На третий месяц по исходе из Египта евреи пришли к горе Синай. Моше передает народу слова Всевышнего: «Если вы будете слушаться Моего голоса и соблюдать Мой завет,.. вы будете у Меня царством священнослужителей и народом святым» (Шмот, 19:5—6). Народ отвечал, что исполнит все слова Всевышнего. Два дня евреи готовятся к принятию Торы, а на третий день Г-сподь является всему народу на горе Синай. Происходит величайшее событие в истории евреев и всего человечества — получение Торы.