Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Цель учебы: узнать путь благословенного Б-га, понять и постичь стези служения Ему

Изучение Мусара с воодушевлением… Наш учитель, благословенной памяти, в своей мудрости изменил подход к изучению Мусара, придав ему новую форму. В прежние времена книги Мусара изучали так же и под ту же мелодию, что Талмуд и труды законоучителей или же просто просматривали эти книги, читая их про себя. Рав Салантер дал нам понимание неоценимой пользы изучения Мусара.

1. Знание и постижение мудрости трепета: узнать путь благословенного Б-га, понять и постичь стези служения Ему, ибо это глубокая и бесконечная мудрость, как сказано: «Вот, трепет перед Б-гом — это мудрость»[111], и мудрецы пояснили в Талмуде в трактате Шаббат: «Слово “вот” следует понимать как числительное “один”, то есть трепет перед Б-гом — единственная мудрость»[112]. Праведный автор Месилат Йешарим в предисловии к своей книге объясняет это очень подробно.

2. Воодушевление: благодаря изучению Мусара сердце человека пробуждается, его душа переполняется восхищением, дух смиряется, и в нем появляется трепет перед благословенным Б-гом.

Для совершенства в знании не важны форма и способ изучения — для этого подходит даже слежение глазами за текстом. Но для изучения мудрости трепета перед Небесами и Мусара этого не всегда достаточно, и спасение по-прежнему может быть далеко. Такое изучение не способно обогатить душу трепетом, оставить след в сердце: ведь одно лишь знание не приводит к исправлению. Обязанность трепетать перед Всевышним и бояться Его наказания всем известна и без изучения Мусара, — и все же трепет перед Б-гом далек от сердец людей. Мудрецы Талмуда сказали об этом в трактате Шаббат: «Что означает стих Писания: “Этот путь их — глупость их”[113]? Злодеи знают, что их путь ведет к смерти, однако их нутро заплыло жиром. Может быть, ты решишь, что это у них от забывчивости? Но стих Писания продолжает: “Следующие за ними своими устами одобряют их”[114]»[115].

Для обретения трепета перед Б-гом важно изучать Мусар с душевным воодушевлением, праведным намерением, тихим голосом и горящими устами. Необходимо постигать знание, воспринимая его чувствами, что является правильным способом изучения Мусара, пробуждающим душу к переживаниям и вносящим в ее глубины все известное о наказании, ожидающем тело и душу. Это можно понять, наблюдая за тем, как на человека воздействует музыка и пение, когда они наполняют душу, и она открывается к радости или к печали. Точно так же проникновенное чтение изречений наших мудрецов и книг Мусара наполняет сердца и души трепетом перед Б-гом. Сердце пробуждается в груди, душа отвечает бурей эмоций, все чувства устремляются к знанию, и оно пускает корни в глубины сердца, внося в душу трепет перед Небесами. А особенно важно, если временами воодушевленное изучение Мусара вызывает рыдание, и глаза проливают потоки слез, обильные, как роса Хермона, — тогда человеку даруется новый дух, и трепет перед Небесами «прольется подобно воде в его душу и подобно маслу — в его кости».

3. Важность многократного повторения высказываний мудрецов о трепете перед Небесами и Мусаре: мудрость вызывает в человеке воодушевление и проникает в глубины души. Такие изречения следует с восхищением повторять много раз, пока они навеки не запечатлятся на скрижалях сердца и не станут «украшением между глазами»[116]. Теперь, даже следуя своим путем или возлежа на своем ложе, человек будет связан с этим высказыванием. Оно продолжит звучать в его в ушах, подобно колокольчику, и никогда не сотрется из памяти.

Наш учитель, великий мудрец и праведник, благословенной памяти, изучал книги Мусара в сильном воодушевлении, удивительно проникновенным голосом, пробуждавшим печаль. Иногда он восторженно повторял одно и то же высказывание по многу раз, и сердце всякого, кто слышал его голос, таяло и превращалось в чистую воду. Этот обычай он сохранил и в старости, несмотря на то, что «чем старше становятся мудрецы Торы, тем больше они приобретают мудрость». Этот святой и внушающий трепет человек, душа которого уже почти освободилась от оков материи, все же не прекращал изучать и повторять книги Мусара в сильнейшем воодушевлении и нередко подолгу плакал.

4. Праведные авторы книг о трепете перед Б-гом собрали воедино многие высказывания о трепете в целом и о каждом душевном качестве в отдельности. И когда человек ощутит, что одно из свойств его души наиболее ущербно, ему следует обратить свои глаза и сердце именно на него, приготовить подходящее лекарство, с воодушевлением повторять изречения мудрецов о трепете и Мусаре, касающиеся исправления этого качества, до полного раскаяния и излечения. То же самое относится и к обретению возвышенных духовных качеств: если вдруг кому-то будет ниспослано испытание, дабы смирить дурное побуждение, пусть поторопится спастись от бури злого начала изучением высказываний Мусара, относящихся к его нынешнему сражению, и пусть повторяет их, пока не победит в этой борьбе. Но более обобщенные высказывания о трепете перед Б-гом, поучающие и побуждающие вести «расчет, на котором основан мир», необходимо изучать и повторять.

5. Человек обязан установить постоянное время для изучения Мусара, избегая больших перерывов, иначе мудрость трепета не окажет на него должного воздействия и не воодушевит его. Грех делает сердце бесчувственным, упаси Б-г, и оно превращается в камень. Главное средство от этого — изучение Торы и молитва в смирении, которая смягчит сердце и сделает его чувствительным к увещеванию, мудрости трепета и Мусару.

Люди погружены в свои заботы, их болезни тяжелы, а дни коротки — поэтому они не уделяют Учению достаточно времени. Но ведь первый вопрос, ожидающий каждого на суде после смерти: «Установил ли ты определенное время для изучения Торы?» Поэтому необходимо с воодушевлением изучать Мусар по меньшей мере в святой шаббат и хотя бы по нескольку минут ежедневно на протяжении недели, чтобы его воздействие не ослабло за долгое время от шаббата до шаббата.

10.

6. Страх перед наказанием: наш учитель, великий мудрец и праведник, искал в Мусаре не великое и удивительное и не произносил речей о чем-то особенно возвышенном, об утонченных нюансах трепета перед Б-гом и любви к Нему. На своей стезе святости он в большинстве наставлений касался только темы страха перед наказанием, ибо это и есть начало знания — первый шаг на пути к служению Всевышнему, дабы «отдалиться от зла и делать добро»[117]. Об этом наш учитель пишет в своем послании: «Мусар основан на горах святости, на словах мудрецов Мишны: “Посмотри на три вещи — и ты никогда не придешь к греху. Знай откуда ты пришел, куда идешь и перед Кем тебе в будущем предстоит держать ответ…”[118] Поэтому изучение Мусара из страха перед наказанием принесет душе больше пользы, чем все снадобья Гилада»[119].

Что же мешает людям изучать Мусар? Основа Мусара — это страх перед наказанием, размышление о завершении жизненного пути: о дне смерти, о смертном одре, о суде, о глубине могилы и чреве преисподней. На первый взгляд, все эти рассуждения наполняют душу тоской и печалью, а все стремление и желание человека состоит как раз в том, чтобы удалить тревогу из своего сердца, жить безмятежно, всегда оставаться веселым и довольным. Поэтому люди прокладывают свои пути в стороне от этих размышлений, ибо не желают напоминать себе о предстоящем последнем часе, чтобы ужас не нарушил их покоя и не опечалил сердце.

Но вот что самое удивительное. Мы не задумываемся о необходимости обретения путей трепета и страха перед наказанием от Б-га. И даже множество происходящих в мире бедствий и несчастий, которые должны были не только потрясти души людей своей трагичностью, но и вселить в их сердца страх и трепет перед Всевышним, все же не оказывают на них никакого воздействия, поскольку они осознанно и добровольно стараются устранить из своих сердец все, что могло бы их опечалить.

Мы видим своими глазами, что если, упаси Б-г, случается какое-либо неожиданное несчастье и люди попадают в ловушку, как рыбы на удочку, природа человека сразу же побуждает их выяснять, действительно ли это бедствие ниспослано свыше, нет ли возможности объяснить происходящее какой-либо естественной причиной. И если им приходит в голову любое самое маловероятное материальное истолкование причины этого несчастья, они принимают его с радостью, используя как повязку на глазах, ибо это успокаивает дух и позволяет разуму сохранить покой.

Таковы обычаи души и путей человека. Однако это лишь следствие безмерного легкомыслия и глупости. Наш учитель привел в связи с этим притчу о человеке, который боялся грома и молнии. Когда в небе раздавались раскаты грома, вселявшие в него ужас, он прятался под одеяло и затыкал уши, наивно полагая, что теперь беда его не настигнет. Но какой смысл закрывать глаза, затыкать уши и не позволять сердцу осознать зло, которое постигнет человека в конце его дней в наказание за дурные поступки, если от этого не спрятаться, не убежать и не спастись? Даже когда «разбился кувшин» — наступила смерть тела — спасение все равно не приходит, ибо куда скрыться от духа Б-га, куда бежать от Его лица? Мудрецы Мишны сказали об этом в трактате Авот: «Против своей воли ты умираешь, и против своей воли тебе в будущем придется держать ответ перед Царем всех царей, Святым, благословен Он»[120].

Но главная беда в том, что, избегая изучения мудрости трепета и Мусара из опасения, что это приведет их к печали, люди исходят из неверных и ложных предпосылок, связанных лишь с отсутствием опыта. Когда же человек привыкнет изучать книги трепета и Мусара, то поймет, что в действительности его боязнь была необоснованной сразу по нескольким причинам.

1. В начале изучения Мусара сердце человека не вострепещет. Душа не сразу придет в движение под воздействием трепета и страха перед наказанием от Б-га, и все опоры тела в тот же миг не содрогнутся. Из-за многочисленных грехов сердце человека становится бесчувственным и твердым, как камень. Даже если он станет читать книги Мусара и внушающие трепет изречения мудрецов Талмуда о страхе перед наказанием, то не испытает сильного воодушевления — этого придется ждать много дней. Только когда он насытит свою душу изобилием вод Мусара, в ней зародится дух трепета перед Б-гом, его невосприимчивое сердце смирится и душа пробудится, чтобы выйти из «мутной бездны к вратам надежды»[121].

2. Даже когда изучение Мусара затрагивает душу, наполняя ее трепетом перед Творцом и страхом перед наказанием, то и печаль тогда не приходит. Говоря об этом, наш учитель, благословенной памяти, приводил в пример сильного и мужественного человека — солдата в армии, постоянно занятого тяжкой службой. Если он в чем-то провинится и понесет свое наказание, и согласно проступку его тело будет предано избиению, мы не увидим его погруженным в печаль, горестным и озлобленным. Он поднимется с земли, сотрет слезу с глаз и сразу же вернется к своей службе и воинской повинности. И вот он уже снова улыбается, — ведь изнуряющие его обязанности, требующие непрерывного труда, не позволят ему отвлечься и погрузиться в бесполезные и пустые мысли. Он продолжит нести свою службу, особенно стараясь в том, где только что оступился.

То же самое относится и к служению Б-гу. Изучение книг Мусара пробуждает сердца к трепету перед Всевышним; тогда люди постигают и понимают, сколь ответственная задача на них возложена — исполнить всю Тору и заповеди и следовать по пути Б-га. Трепет устранит из их сердец все чуждые мысли, и они обретут силы льва для неутомимого служения своему Творцу.

3. Опыт в изучении книг трепета и Мусара раскрывает человеку глаза, и он осознает, какова же награда, уготовленная исполняющим волю Всевышнего, и сколь велико благо, хранимое для праведников, которого не видел глаз ни одного пророка. Обретение трепета перед Б-гом непременно затронет душу и побудит выпрямить пути. Человек станет радоваться своему уделу и «ликовать в трепете»[122], поскольку его глаза раскроются, чтобы отличить добро от зла и увидеть нарождающееся, а трепет придаст решимость и мощь. И тогда его будут поддерживать и обещание великой награды, и надежда исправить свои пути, спасти душу из непроглядной тьмы глубин преисподней и вывести ее к свету жизни, в почете и вечной радости, — и все это наполнит его новыми силами, и «верный дух» зародится в нем.

Если человек наделен трепетом и восприимчивым сердцем, но все же не желает начать изучение книг Мусара с повествования о страхе перед наказанием, перед ним множество других книг наставлений, которые помогут ему протянуть руку к Древу Жизни. Это книги о награде за заповеди, исполненные в этом мире, и увещевания, основанные на постижении разума, о Провидении Всевышнего, Который каждое мгновение хранит человека и укрывает его в Своей сени, о доброте, милости и милосердии Господа. Праведный автор книги Ховот Алевавот посвятил этому две главы: «Постижение» и «Служение Всевышнему». Этого достаточно, чтобы раскрыть людям глаза, дабы они поняли, постигли и приблизились к служению Творцу.

7. Пусть человек не падает духом, если, изучая Мусар, он не испытывает сильного воодушевления и не устремится навстречу новому пути. Он может быть уверен: Мусар непременно затронет его сердце. И даже если пока это не заметно, глаза разума видят происходящие изменения, и по прошествии необходимого времени, когда он глубже изучит Мусар, эти незаметные следы сольются воедино, и он станет другим человеком. Его страсти будут скованы и лишены возможности вырваться наружу, а некоторые из них и вовсе исчезнут. Это подтверждает опыт: даже беглый взгляд на человека, изучающего Мусар, дает понимание насколько он выше своего окружения в воззрении на мир и во всех своих обычаях. Все это отметил наш учитель, благословенной памяти, в своем письме.

8. Когда рав Исраэль Салантер произносил слова мудрости и Мусара о страхе перед наказанием, он, в первую очередь, имел в виду духовное наказание, ибо оно особенно страшно — намного тяжелее, чем человек способен себе представить. Если на звезду, которая простому глазу кажется маленькой точкой, мы посмотрим в телескоп, увеличивающий в тысячи раз, то увидим ее более крупной, но все же не сможем представить себе ее реальных размеров, — а ведь многие звезды гораздо больше земного шара. То же самое относится и к тяжести духовного наказания: даже самое богатое воображение не способно представить себе насколько оно сурово.

Поэтому наш учитель говорил, что людям следует ежедневно отводить определенное время для изучения книг трепета и Мусара, ибо в них суть всей Торы. Это необходимо, даже если результатом будет отказ от совершения хотя бы одного греха, либо единичное воздержание от злоязычия или если хотя бы еще один час своей жизни человек посвятит изучению Торы. Великий мудрец и праведник написал в послании Алим Литруфа о суровости наказания за грехи, связанные с несдержанностью в речи: «За каждое неуместное высказывание человек заслуживает того, чтобы его душу перебросили с одного края мира на другой[123]. И это относится только к пустословию, но за запрещенные речи: злоязычие, насмешничество и тому подобное человек заслуживает низвержения глубоко в преисподнюю, и невозможно оценить силу страданий и бед, которые ему предстоит претерпеть даже за одно такое слово». И если человек воздержится хотя бы от одного греха, связанного с речью, не произнеся его своими устами, и будет избавлен лишь от одного часа страданий в духовном мире, — это уже будет великим достижением. Надо всю жизнь каждый день изучать Мусар хотя бы для того, чтобы удержаться от одного-единственного греха. А ведь изучение Мусара помогает навсегда удержаться от злоязычия, дабы не исторгнуть из своих уст множество насмешек и пустых слов, и больше времени посвятить изучению Торы.


[111] Ийов 28:28.

[112] Шаббат 31б.

[113] Теилим 49:14.

[114] Там же.

[115] Шаббат 31б.

[116] Дварим 6:8.

[117] Теилим 34:15.

[118] Авот 3:1.

[119] Игерет Амусар.

[120] Авот 4:22.

[121] Ошеа 2:17.

[122] Теилим 2:11.

[123] Душа перебрасывается с одного края мира на другой посредством כף הקלע — пращи, являющейся одним из самых страшных видов наказания нечестивцев, которые были столь грешны на земле, что их очищение после смерти не может произойти даже в Геиноме. См. Шмуэль (I) 25:29. — Примечание редактора.

Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное согласие на публикацию.


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»