Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
Буквы, при помощи которых Б-г сотворял мир

«На самом деле, слово браха (благословение) означает добавление и приумножение. И в концепции благословений есть глубокая тайна, поймет ее тот, кого Всевышний удостоил познать скрытую Тору» (Рашба)

Рабейну Бахье о глубоком смысле благословения

«Благословение — не только потребность человека и не только признание». (В простом понимании: Всевышнему благословение добавляет признания и прославления, а приумножприумножение блага относится только к получающему благословение, к человеку. Но это не совсем так). Смысл слова браха — добавление и приумножприумножение. Следует понять высказывание Мудрецов в трактате Бава меция (114), что Всевышнему как бы нужно благословение. Они выводят это из стиха: «И будешь есть, и насытишься, и благословишь Г-спода, Б-га твоего». И в трактате Брахот сказали: «Сказал ему: Ишмаэль, сын мой, благослови Меня». И в трактате Шабат приводится, что Всевышний сказал Моше: «Ты должен был Мне помочь», и речь идет именно о благословении. Дело в том, что когда мы благословляем Всевышнего, в этом есть добавление духа святости, и наше благословение как бы является причиной того, что все Его создания получат от Него благословение. И еще сказали, что «Всевышний страстно желает молитв праведников». А если бы благословение и молитвы были бы просто признанием, почему бы Он страстно желал именно молитв праведников больше, чем признания огромного множества людей, ведь слава царя — в многочисленности подданных? Но слова Писания «и благословишь Г-спода, Б-га твоего» означают добавление и приумножприумножение. И в молитве мы говорим нечто подобное: «Да будет благословляемо, и восхваляемо, и прославляемо, и возвеличиваемо, и превозносимо, и почитаемо, и величаемо, и воспеваемо Имя Пресвятого, благословен Он».

Начнем объяснение этого вопроса.

Сотворение мира буквой бет указывает на основу его существования: благословение

…а после всех других вошла буква бет и сказала перед Ним: Властелин мира, не хочешь ли Ты сотворить мной мир? Ведь мной говорят «Благословен (барух, слово начинается с бет) Г-сподь изо дня в день». Ответил Всевышний: Да, благословен приходящий во имя Г-спода. Сразу же принял ее Всевышний и сотворил мир буквой бет, как сказано: Берешит бара (первая буква Торы — бет). (Отийот дераби Акива). «Почему буквой бет? Потому что она означает благословение» (Берешит раба 1).

Маараль объясняет: «Эти слова открывают нам великие вещи, ибо достойно было миру быть сотворенным буквой бет, поскольку именно бет есть начало множественности, ведь в алеф нет множественности… И потому слово берах ברך (благословил) все состоит из букв, числовое значение которых 2 в единицах, десятках и сотнях, и они символизируют благословение: числовое значение бет — 2, числовое значение рейш — 200, числовое значение хаф — 20. Ибо сотворение мира есть множественность и приумножение от Творца, и оно должно было происходить через букву бет, поскольку она — начало множественности… ибо сотворение есть благословение в мире» (Тиферет Исраэль 34).

Мы предполагаем, что «величие открывающихся нам здесь вещей» в том,— что существование мира и его цель заключаются в благословении.

Структура всей системы мироздания существует для воздействия благословения и его получения

В основе мироздания лежит данная концепция. Через нее творение каждое мгновение получает от Творца свое существование и жизненную силу . Все состояния мироздания зависят от этого вопроса. Когда Всевышний обращает Свой лик к миру и изливает на него Свое благословение, оно наполнено изобилием блага, приумножением Хеседа в материальном и духовном. А при Сокрытии Лица, при уменьшении воздействия блага от Творца, уменьшится благословение в мире и умножатся напасти и беды.

Таков порядок, и такова сущность соотношения между духовными мирами, постепенно происходящими друг от друга и нисходящими вплоть до нашего мира. Более высокий мир передает полученное свыше благословение более низкому миру. «Все миры следуют порядку постепенного развития. Каждый более высокий мир есть душа, жизнь, существование и свет для более низкого мира» (Нефеш аХаим). Миры установлены в порядке дающего и получающего воздействие, «неба» и «земли».

Далее мы говорим о структуре самого мироздания, которое разделяется таким же образом на «небо» и «землю». Но речь идет о корне данных понятий, вообще об отношении мироздания к Творцу. Следует знать и понимать данный вопрос.

Земля и небо

Земля по своей сути обладает недостатком, поскольку нет у нее для себя самой ничего: «И земля была безвидна и пуста». «Ибо у земли нет ничего от себя. Она только осуществляет и возвращает то, что в нее вкладывают. А небо дает от себя» (Адерет Элияу). Все существование земли — от воздействия неба, системы высших миров, через которые Творец воздает существование и благословение Низшим. «Потому что благословение идет сверху вниз, в то время как высшее и низшее отделены друг от друга» (Маараль).

«Высшее и низшее отделены друг от друга»: нижние, система материальности, находится в рамках ограничений времени и пространства. В этом суть материальности: она определяется мерой и границей. Каждая стихия существует в своих границах, поскольку она отделена в своей сути, и ее существование противоречит существованию другой стихии. «Высшие» — это духовные миры. К ним не относится время, темп и ограничения материи. Там «огонь» и «вода» могут действовать вместе. «Он делает мир в высотах Своих» — совершенство и единение.

С этой точки зрения мы можем понять, почему Нижние лишены благословения и благодати, которые находятся по самой своей сути в Высших: сущность благословения — в приумножении: «Слово “благословение”, браха, происходит от приумножения, — нечто многочисленное и насыщенное» (Раши). Приумножение без границ. Приумножение, исходящее из источника благословения. А источник благословения есть Бесконечный. «Благословение не падет на вещь, которая определена в мере, весе и счете». Ограничение является противоречием самой сущности благословения.

Противоречие между границами и благословением

Противоречие заложено в самой их сущности: основа благословения — это качество Хесед. А корень ограничения — это качество Дин (Суд). Сущность благословения — отдача, даяние. Максимальное даяние, ведь суть ее — приумножение без перерыва. В даянии благословения заложено воздействие вместе с самим источником. А источник никогда не прерывается. Аврааму сказано: «…и будь благословением» (Берешит 12:2). «Благословения переданы в твои руки. До сих пор они были в Моих руках: Я благословил Адама и Ноаха. А теперь ты будешь благоловлять того, кого захочешь» (Раши). Таков благословляемый абсолютным благословением — это Авраам, который сделал себя колесницей того качества, что стоит в корне благословения. Он присоединился к источнику благословения таким образом, что стал его продолжением.

Вот что говорит Маараль о сущности благословения, которого удостоился Авраам: «Когда человек делает добро другому, Всевышний дает и ему тоже добро и благо. Если маленький проток вытекает из великой и бесконечной реки, и вода выходит из этого протока и перетекает в яму, находящуюся рядом с ним, то сразу же выходит вода из великой реки и восполняет то количество воды в протоке, что вытекло из него. Подобно этому, когда добродетельный человек, приобщенный к благу Творца, делает добро другому — то всеблагой Творец воздает ему то самое добро, которое он делает» (Нетив аХесед 3). Тот, кто устанавливает себя в качестве благословения, выводит себя из-под власти ограничений.

Суть ограничения — определение воздействия, посыл «хватит!» для распространения блага. «Категория суда — не распространяться и не воздействовать настолько на сотворенных, но лишь в определенной мере. И в этом имя Ша-дай: Он сказал Своему миру “дай! (достаточно, хватит)” и задал границу Своему миру» (Виленский Гаон, Рут 1:1). В месте, где властвуют границы, они превозмогают воздействие благословения и сокращают его приумножение. Место власти слова «хватит» не может быть источником благословения. Ведь сущность благословения в безграничности: «И изолью Я на вас благословение до бесконечности (ад бли дай)» (Малахи 3:10).

Сущность «неба» — воздействие блага, источник благословения; сущность «земли» — Суд

«И рука Моя основала землю, и десница Моя распростерла небеса» (Йешая 48). «Правая рука — это милость, а левая рука — суд… о земле сказано: “Моя рука (левая) основала землю”, а о сотворении неба — “Моя десница (правая рука) распростерла небеса”. И такова природа мироздания, ибо с небес идет благо и созидание мира, а обратное — с земли…»

Мы продолжаем развивать наш тезис, и чтобы осознать глубокий смысл данных концепций, приведем здесь статью «Благословение падает только на скрытое от глаза».


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»… Читать дальше

Порядок зажигания светильников в Хануку

Рав Исроэль-Меир Лау

Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...

О борьбе за справедливость

Рав Гавриэль Фельдман

Евреям свойственно остро чувствовать несправедливость и бороться за справедливость. К сожалению, иногда мы боремся за что-то такое, за что нам лучше бы никогда не бороться. Очень часто какие-нибудь евреи пытаются осчастливить все народы на планете, уведя их за собой в счастливое леворадикальное будущее, придуманное при активном участии других евреев.