Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Смысл цельности

Сначала объясним, в чём заключается награда человека и в чём его праведность перед Всевышним. Основа всего — тело, которое в силу своей темной (материальной) природы близко к ситра ахара , а та связана с ним. А воля Создателя такова, что святость не может распространяться на то, к чему есть притязания и отношение со стороны ситра ахара. Поэтому она не может снизойти на тело, но душе, входящей в тело, необходимо с его помощью совершать действия, которые тело исправят. Эти действия — исполнение заповедей, которых столько, сколько и частей тела, и любая исполненная заповедь — это призыв к святости снизойти на одну из частей тела, соответствующую той заповеди. И тогда эта часть тела освобождена [от зла] и святость нисходит на неё.
И пойми, почему человек сотворён соединением двух основ: души и тела? Ибо такого рода работу можно сделать только с помощью того, что имеет к злу отношение, как я уже говорил в предыдущей теме, объясняя, в чём заключается преимущество человека перед ангелами. Но с другой стороны, «узник не может освободить сам себя из узилища», следовательно, тот, в ком присутствует зло, не может избавиться от него сам. Поэтому создал Святой, благословен Он, тело, в котором содержится зло и вложил в него светлую душу, дабы она исправила его и избавила от ситра ахара . И в этом заключён смысл высказывания о том, что необходимо «принятие царства Святого, благословен Он» всеми органами тела, поскольку Он не желает распространить святость Свою на органы тела, так как зло имеет к ним отношение, до тех пор, пока не распространится на них царство Его, посредством заповедей, как сказано выше.

Именно об этом поведал Иову Элиу, сказав (Иов 35: 57): «Обрати взгляд к небу, и увидь, узри высь, над тобой… Если праведен ты, что [это] даст Ему» — сначала хотел сообщить ему, что Создатель, благословенно имя Его, никак не меняется, чтобы ни делали нижние, и для примера взял небеса, подобно тому, как сделал Йешаяу, сказав (Йешаяу 55 : 9): «Насколько небеса выше земли».
И вот что это означает! Когда наверху некие звезды в сферах своего влияния соединяются друг с другом относительно земли, это порождает добро на земле, а когда соединяются другие, это порождает зло (не дай Бг!), однако это не приводит ни к каким изменениям на небесах и не создаёт разницу между одним положением звёзд и другим. Небеса пребывают на круге своём, на прежнем месте, у них не появляется новых свойств, они остаются теми же, что и были, независимо от того, порождают ли они добро или зло (не дай Бг!).
Выходит, несмотря на то, что они предназначены для того, чтобы оказывать влияние на землю, и в этом вся суть их, сами они не изменяются в зависимости от оказываемого влияния.
Также, вообрази себе, что Создатель, благословенно имя Его, не терпит никаких изменений в зависимости от оказываемого Им влияния. Ведь хотя мы и знаем, что Он не нуждается в сотворённом Им, мы могли бы подумать, что если не вынужденно, то, по крайней мере, по воле Своей, в желании отслеживать создания и воздавать им наказанием или наградой, Он (не дай Бг!), терпит некие изменения — поэтому и сообщил Элиу, что это не так. Все действия Создателя, благословенно имя Его, прошлые, настоящие и будущие совершаются в совершенстве Его. А совершенство Его заключается в том, чтобы творить наилучшим образом и обратить всякое зло в добро. Таким образом, Он действует в совершенстве Своём, так что небеса вращаются по кругу своему, и причитается от Него каждому соответственно деяниям, а Его образ действий не отступает от совершенства. И по этой причине небеса превыше земли, иными словами, несмотря на то, что они воздействуют на землю — они вознесены над земными делами и не изменяются в соответствии с тем, что на ней происходит. Поэтому сказано: «Обрати взгляд к небу, и увидь, узри высь (шехаким , что можно понять как жернова) над тобой», — небеса названы небесами, так как они — трон Царя, как сказано: «Небеса — трон Мой» (Йешаяу 63 : 1); «Небеса, небеса Всевышнему» (Псалмы 115 : 16). И очевидно, что Он вознесён над всеми делами человеческими.

А названы небеса шахаким , (что можно понять как жернова) потому что они воздействуют (на людей), и именно об этом сказали мудрецы, благословенной памяти (Хагига 12б): «Шехаким (жернова) — потому, что они перемалывают манн для праведных», и даже в этом аспекте, в конце концов, они возвышены над человеческими делами и не изменяются под их влиянием. И знай, что тем более не может быть никаких изменений в Создателе, благословенно имя Его («Если праведен ты, что это даст Ему?»). Изменения (существуют только для человека, как сказано): «Для человека, подобного тебе, злодейство твоё59» (Иов 35 : 8), — человек в начальном своём состоянии близок к ситра ахара, к нему имеет отношение зло, и если он не делает добро, то остаётся у неё в плену, так, как и был, а Создатель, благословенно имя Его, дела которого совершенны и отвергают зло — отталкивает его, и святость Его на него не распространяется. «И для человека праведность твоя» — если он исправляет себя, снизойдёт на него образ, подобный человеческому60, и это означает, что святостью преисполнится каждый орган его тела. И таким образом он достигнет абсолютного совершенства, когда люди восстанут из мёртвых, а душа окажется в теле, которое она исправила и очистила, и тогда будет главная её награда — вечное совершенство.

А теперь я укажу тебе путь, по которому ты пойдёшь согласно этому к указанной цели. Два основных аспекта служения необходимых человеку, дабы очистится от нечистоты материи, и привести власть Бжественного присутствия, как говорилось выше, на органы его тела, это цельность (тмимут ) и усиление (хизук ).
Сначала объясним цельность, поскольку она — причина усиления. Царь Давид, мир ему, говорил об этом (Псалмы 26 : 11): «А я, в цельности своей пойду, избавь меня [от зла] и умилостивись надо мной». Ты уже слышал, что тело по природе своей близко к ситра ахара и зло имеет к нему отношение, и оно (тело) должно быть освобождено от власти зла, а это, возможно, сделать только посредством цельности и соответственно этому снизойдёт на человека святость. В этом смысл слов «И изолью… дух милости и прощения» (Захария 12 : 10), ведь к тому, кто далёк от нечистоты, протягивается нить милосердия со стороны святости и он находит милость как в горних, так и в дольних. И так было с Ноахом (Берешит 6 : 8): «А Ноах, нашёл милость в глазах Всевышнего», ведь остальные не нашли милости изза нечистоты, что покрыла их мраком, а он, был готов принять свет святости. Поэтому, сказано в Псалмах: «Избавь меня [от зла] и умилостивись надо мной», поскольку святость снизойдёт только на того, кто освобождён [не подвластен дурному началу]…

… нет другого лекарства от нашей болезни, подобного занятию Торой, поскольку нет ничего, что ослабляло бы ситра ахара , как занятие Торой …
… изучение Торы нашей смертельный яд для дурного начала и ситра ахара , а для братьев наших, дома Израиля — жизнетворное лекарство.
И заметь, что разрушение Дома святости и великолепия нашего62, и изгнание из земли нашей произошло изза греха пренебрежения Учением, как объясняется в нашей святой Торе (Дварим 29 : 23, 24): «И скажут все народы: за что содеял Всевышний такое этой земле?… И скажут: за то, что оставили союз Всевышнего, Бга отцов их». А «союз», упомянутый там, это Тора.

И мы на самом деле находим, что Святой, благословен Он, простил идолопоклонство, разврат и кровопролитие, но не простил пренебрежение Торой, как сказано (Ирмеяу 9 : 12): «За то, что оставили Тору Мою», и пророк возопил (там 16 : 11): «И Меня оставили и Тору Мою не хранили» — и объяснили мудрецы, благословенной памяти (Иерусалимский Талмуд, Хагига 1 : 6): «Лучше бы Меня оставили, но Тору Мою хранили». Следует отсюда, что весь гнев Святого, благословен Он, на народ Его, Израиль — изза Торы. А ведь во всяком деле никто не поймёт его основу, важность и истинную суть, кроме того, кто (непосредственно) занимается им. Таким образом, Святой, благословен Он, творящий всё, знает, что занятие Торой — это основа всех исправлений и потому предостерегал нас об этом неоднократно и гневался на нас за то, что оставили Тору.

Нам известен закон, гласящий, что всякое поколение, в дни которого Храм не отстроен — подобно тому, в чьи дни он был разрушен (Иерусалимский Талмуд, Йома 1: 1), поскольку у людей есть выбор и они могли бы своими добрыми делами заслужить восстановление Храма, но не заслужили. Поэтому приравниваются
они к тем (поколениям), в чьи дни был разрушен. Так же и здесь, поскольку у нас есть выбор — презреть зло, придерживаться добра и вершить великие исправления посредством занятия Торой, а мы не делаем этого, — получается, что мы служим опосредованной причиной вреда от усиления ситра ахара , не дай Б-г!..

Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!