Из цикла «Даат тфила», темы: Провидение, Еврейская молитва, Благословения, Вера, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
В таком же духе рабейну Бахье объясняет высказывание мудрецов (Дварим 8:10): «Каждый, кто наслаждается этим миром без благословения, как будто крадет у Всевышнего и Собрания Израиля, как сказано: “Обирает своего отца и свою мать, говоря: Это не грех! — товарищ он разрушителю” (Мишлей 28:24). “Отец” — это Святой, благословен Он, ведь написано: “Он — твой Отец и твой Владыка” (Дварим 32:6). А “мать” — это община Израиля (Кнессет Исраэль), как написано (Мишлей 1:8): “Слушай, сын, наставления своего отца и не оставляй Тору своей матери” (Брахот 35б). Рабейну Бахьеобъясняет эту Гемару следующим образом: “Он крадет у Всевышнего Провидение, а у Собрания Израиля — плоды”.
“Крадет у Всевышнего Провидение” тем, что не признает Его величия и благости и не прославляет Его за полученное от Него добро. Своим действием он утверждает, что не от Всевышнего пришло благо и не от Его Провидения. “А у Собрания Израиля — плоды”: из-за этого Творец уменьшает воздействие Своего блага, поскольку люди не признают его; и этим тоже человек крадет у Всевышнего Провидение, поскольку из-за ослабления воздействия уменьшается и признание людьми Его блага, и прославление Пресвятого в устах людей также уменьшается.
В соответствии со сказанным, следует объяснить продолжение цитаты из Гемары: “Товарищ он разрушителю”. Сказал раби Ханина бар Папа: Товарищ он Йероваму бен Невату, который разрушил Израиль для его Небесного Отца». Это высказывание кажется странным: наслаждающийся миром без благословения — товарищ Йероваму, который ввел Израиль в грех идолопоклонства?! Как можно согласиться с таким сравнением?!
Но на основании слов мудрецов прошлого, объясняющих сущность концепции благословения, можно выстроить понимание данного вопроса.
Рамхаль в корне книги «Питхей Хохма ваДаат» определяет различные аспекты замысла Творца в сотворении мира: «Поверхностное понимание заключается в том, что Эманирующий сотворил мир, чтобы дать место описаниям… Что Он называется Милосердным, Милостивым, Долготерпеливым и т.д.» Как мы уже объясняли в предыдущей главе, такова воля Всевышнего в мире: раскрыться своим созданиям на этих путях. Таким образом, цель Творения в том, чтобы создания умудрялись, размышляли и знали эти постижения, чтобы изучали Его пути и прилеплялись к ним. Мир — это место, сотворенное для раскрытия описаний и названий Всевышнего.
Второе знание относительно замысла творения: «Эманирующий сотворил мир, чтобы воздать сотворенным абсолютное благо». В этом заключается цель сотворения человека: «Человек создан исключительно для того, чтобы наслаждаться Всевышним и получать блаженство от сияния Его Присутствия» (Месилат йешарим 1).
Своим действием такой человек препятствует воздействию блага и благословения свыше, то есть противодействует первому аспекту замысла.
И в соответствии с тем, что объяснено выше, при детальном анализе слов Рашба становится понятным, что всякое препятствование воздействию блага и преуменьшение благословения свыше наносит ущерб признанию людьми существования Б-га. Подобными действиями такой человек уподобляет Творца тому царю, воздействие и благо которого находится под властью материи и переменчивости, и который не является корнем и источником благословений.
Следует еще добавить следующее. Выше мы объяснили, что качество величия и доброты Всевышнего (Хесед) является корнем всех остальных качеств, через которые Творец открывается миру. Это качество раскрывается нам в самом появлении Вселенной, — ведь в этом заключается ее цель: воздать добро сотворенным. А суть всех остальных качеств — приведение мира к цели: достичь совершенного воздаяния блага. Таким образом, каждый недостаток в осознании человеком качества Хесед, величия Всевышнего, является и недостатком в осознании всех Его качеств. Тем самым наносится ущерб цели творения. Как сказал Рамбан: «Нет у Всевышнего желания в низших мирах, кроме одного — чтобы знал человек и благодарил своего Б-га за то, что сотворил его».
В этой цели и замысле — дать место раскрытия для имен, описаний и путей управления Всевышнего по отношению к созданиям, — заложена также и тема воздаяния блага как второй цели творения. Для этого есть две причины. Одна: ведь воздаяние блага зависит от служения человека и от достижения им максимального совершенства. А это происходит через его самоуподобление Творцу. С помощью изучение Торы, воли Всевышнего, через исполнение заповедей и следование Его путям, человек приобщается к Творцу. Как написано: «За Г-сподом, Б-гом вашим, следуйте», а разве возможно человеку следовать за Шехиной (Божественным Присутствием)?! Но это означает: следовать за качествами Всевышнего (Сота 14). Таким образом, постижение имен и путей Всевышнего есть возможность для совершенствования человека. Оно указывает человеку путь, следуя по которому, тот удостоится абсолютного воздаяния добра.
Вторая причина: воздаяние и наслаждение благом в Грядушем мире и есть постижение Имен Всевышнего и Его путей. Именно для этого сотворен человек: наслаждаться Всевышним и получать блаженство от сияния Его присутствия. Само по себе постижение и есть блаженство. Вот что объясняет Рамхаль: «Хотя выше было сказано, что Творец, благословен Он, хотел дать нам возможность постичь Его сокровенное совершенство, очевидно, что не имелось в виду, будто Он хотел дать нам постижение всего своего совершенства, которое неисчерпаемо. Напротив, лишь малую долю его хотел открыть нам Всевышний, и в ней будет все их наслаждение при постижении ее» (Даат твунот 32). В этом и есть цель совершенства человека: «Это совершенство — причастность человека к святости Всевышнего, благословен Он, и наслаждение постижением славы Творца без каких-либо преград и препятствий». (Там же, 24).
Выходит, что сущность служения, совершенства и награды — одна и та же. Ведь суть служения — возвышение человека в постижении путей Всевышнего и следование им, и в этом заключается и его совершенство. А будучи совершенным, он уподобляется Творцу, насколько это возможно, и тем самым становится достоин приобщиться к Нему; а само по себе приобщение и есть истинное благо и бесконечное наслаждение. Оно заключается в постижении какой-то доли Б-жественного совершенства, а именно — раскрытия путей Всевышнего.
Пользующийся материальным миром без благословения, наносящий ущерб двум перечисленным целям творения, — товарищ идолопоклоннику. Очевидно, что идолопоклонство полностью противоречит осознанию качеств и управления Всевышнего. Ведь язычники утверждают, что Творец передал управление Вселенной и воздействие благословений духовным силам природы, отрицая тем самым Божественное провидение, надзор Всевышнего над каждым индивидуумом во всем, что с ним случается в мире. И, несомненно, следствием этого тяжелейшего греха является прекращение воздаяния блага со стороны Творца, — ведь идолопоклонство есть уничтожение мира.
***
До сих пор мы объясняли смысл благословения в его простом понимании. Мы выяснили, что акт благословения есть молитва и просьба о приумножении воздействия благодати от Всевышнего. Мы также объяснили высочайший духовный уровень благословения и силу его влияния, — ведь оно способствует реализации двух аспектов замысла творения. В последующих главах мы объясним суть благословения на более глубоком уровне. Мы увидим, что в благословении реализуется и третий аспект замысла творения — раскрытие единства Творца.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?