Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Пророчество Ирмеяу, сделанное в кандалах

Как мы уже говорили, Ирмеяу, за то, что он пророчествовал, посадили в тюрьму.

Обвинили его, что он паникер, не друг, а враг еврейского народа. Йирия поймал его и привел к министрам. Его там избили и посадили в тюрьму. В доме Йонатана-писца была тюрьма, и Ирмеяу долго сидел в ней. В это время царь Цидкияу тайно спросил его:

— Имеется ли пророчество от Бога?

— Да, — говорит ему Ирмеяу, — чтобы ты знал, что попадешь ты в руки царя Вавилона. Чем я согрешил перед тобой и перед твоими рабами, и перед народом, что меня посадили в тюрьму? Где ваши пророки? Говорили они, что вавилонский царь не займет Израиль.

Ирмеяу очень просил у царя, чтобы он его не возвращал в тюрьму Йонатана, чтобы не умереть. Тогда он перевел его в другое место — в хацар а-матара — дворец стражи, и велел выдавать ему по буханке хлеба в день, пока хлеб не кончился.

Потом Цидкияу спросил у него:

— Как мне быть?

Ответил ему Ирмеяу:

— Если я скажу, ты меня можешь умертвить, и дам тебе совет — ты не послушаешь.

Он дал клятву, что не умертвит и не отдаст в руки врагов.

Тогда он сказал: так сказал Бог Израиля, если ты выйдешь к министрам Вавилона — ты останешься живым, город не будет сожжен и семья твоя останется в живых. Если не выйдешь — город будет в руках вавилонян, они его сожгут, и ты не будешь спасен.

Цидкияу говорит:

— Мне очень неудобно, беспокоюсь, что на стороне халдеев есть евреи, которые перешли к ним, и я боюсь, что халдеи сдадут меня им, и они будут издеваться надо мной.

Он ему говорит: «не сдадут».

— Послушай меня, я прошу тебя, послушай голос Бога. Что я тебе говорю: будет тебе хорошо и будешь жить. А если не послушаешься, то все жены и дети попадут в руки вавилонян. И все будут смеяться: что тебе говорили «друзья» (лжепророки и вельможи)? Только бросили тебя в грязь. И ты не будешь спасен. И город будет сожжен. И Египет не станет помогать.

А весь народ кричал, что Египет — сильнейшая держава. Он нам обещает поддержку. Хватит терпеть национальное унижение под Вавилоном, поднимаем восстание. И Цидкияу не мог идти против народа, точнее, не хотел.

И, полагаясь на обещания Египта о помощи, прекратил платить дань Вавилону, и на основании этого Невухаднецар осадил город.

Они ждали, что Египет пошлет армию. Египет сначала не посылал, а потом, когда совсем было плохо, объявил мобилизацию, для вида выслал армию, они вышли из Египта, походили немножко и вернулись.

Иерусалим был под осадой Вавилона. Но был подземный ход — пещера Цидкияу, и она выходила далеко за город. И он бежал. А что сделал Бог? Один вавилонский солдат гнался за оленем, он бежит внизу, а тот бежит наверху. И только Цидкияу вышел, тот его поймал при входе в пещеру. Его поймали и осудили за невыполнение клятвы, детей зарезали на его глазах, а ему выкололи глаза и посадили в тюрьму.

А что было с пророком Ирмеяу?

Вавилоняне слышали, что был пророк у евреев, который предсказывал изгнание, Ирмеяу был в кандалах. Навузарадан, старший из палачей, командующий карательным отрядом, спросил Ирмеяу: «Твой Бог говорил про это место и выполнил то, что Он говорил и за то, что вы грешили против Бога».

Он слышал — ему передавали содержание — слова пророчества Ирмеяу.

— Теперь я снимаю с тебя кандалы, хочешь идти со мной в Вавилон — пойдем, не хочешь — оставайся здесь. Куда хочешь идти?

И он шел… Описывается в мидрашах, как он шел, находил куски тел, головки детей, кости, оплакивал, хоронил.

И они его спрашивают: ты же сам говорил, что все это будет, а сейчас плачешь?

1. Как потускнело золото, изменилось доброе злато, низверглись камни святые на главных всех площадях!

Ирмеяу оплакивает, «как это потускнело золото» — как изменился вид красивых украшений — самые видные люди, умирают с голоду, и нечего им дать.

Мидраш объясняет, что это Ирмеяу оплакивает праведника царя Йошияу, который был подобен золотому украшению. Перед тем как его убили, его кровь окропила камни, которые Ирмеяу захоронил, и про них сказано «святые камни».

7. Ее отшельники были чище снега, молока белее, видом краше жемчуга, (как) сапфир их стан.

Были у евреев назиры. Назиры — это люди, которые брали на себя обет месяц не стричься и не пить вино, и они были красивые, белее, чем снег, белизны больше, чем у молока. Те же, что были румяны, были красивее жемчуга, цветных камней. Они были вырезаны, как красивый камень сапфир.

Мне это объяснил в 35-м году Николай Михайлович Плоткин — профессор математики в химико-технологическом институте, что красота человека складывается из двух составляющих: из цвета кожи и формы.

Так вот эти самые люди, которые имели красивый цвет лица, потемнели, так, что нельзя их узнать. Смотришь — этот человек или нет?

Вспоминаю, был у нас один сосед, татарин, он был очень интеллигентный, интересный полный человек, работал в лесозаготовках, и вдруг во время войны, в 42-м году я его вижу — какой-то темный-темный, худощавый. Неужели он? Я не мог поверить. «Невозможно было их узнать на улице. Пристала кожа к их костям и высохла как дерево».

21. Радуйся и веселись, дочь Эдома, обитающая на земле Уц! Тебя также настигнет чаша, ты опьянеешь и вырвешь.

«Радуйся и веселись, дочь Эдома, обитающая на земле Уц».

Симха — это внутренняя радость, а сасон — это внешнее веселье, когда человек танцует, поет.

Это у тебя временная радость, на тебя тоже пройдет чаша (поэтически описывается чаша с опьяняющим ядом), тебе придется выпить, ты еще опьянеешь, вырвешь и станешь пустой.

Эти слова не совсем понятные. Все время Ирмеяу говорит о Вавилоне, который изгнал евреев и разрушил первый Храм. И вдруг начинает говорить про Эдом.

При чем тут Эдом? Потому что Ирмеяу знал пророчески, что будет разрушен второй Храм эдомитянами — это римляне. Римляне — потомки Эдома. Иосиф Флавий пишет, что дети Элифаза, сына Эсава, поселились в Риме и от них произошли многие начальники.

Из этого будет понятно, почему «на реках Вавилона мы сидели и плакали», и вдруг в конце говорится: «вспомни, Бог, детям Эдома». При чем Эдом? — Он одновременно говорит и про разрушителей первого, и про разрушителей второго Храма.


Готовность прислушиваться к окружающим и исправлять свои недостатки — одна из главных тем самосовершенствования человека в иудаизме. С другой стороны, критиковать тоже нужно уметь. Читать дальше

Тора и психология. Преодоление страхов. Страх провала и страх отверженности.

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»

В модели атеистов от обоих этих страхов избавиться нельзя. Люди их сами порождают. Они появляются как следствие убеждения, что у мира нет Творца.

Первая фраза — определяющая

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

В природе человека радоваться, когда его хвалят, а говорящий похвалы будет любим, даже если известно, что он определенно льстит.

Важность критики

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Человек принимает участие в семинаре по иудаизму и возвращается на работу с кипой на голове. Вначале все опасаются, не случилось ли в его доме какого несчастья.

Критика

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Человека, готового принимать критику, царь Шломо называет «мудрецом». Он даже утверждает, что такой мудрец полюбит критикующего.

Критика и изменение привычек

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Абсурд становится еще более явным, когда пытаются оценить удовольствие от курения и приходят к выводу, что оно не доставляет особого удовольствия, и уж, несомненно, такого, которое оправдало бы полное порабощение сигарете.

Критиковать действие, а не человека

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Копание в прошлом не конструктивно, оно приводит критикуемого в замешательство. События прошлого не должны упоминаться в критике, за исключением случая, когда нужно указать на вещь, от которой следует воздерживаться в будущем.

Критика с объяснением

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Муж не приходит домой вовремя без уважительной причины. Супруга предъявляет ему претензии: «У меня нет сил тебя ждать».

Толдот Йешурун в Хайфе: 9 мая, рабанит Ципора Харитан: Критика — средство для построения отношений?

Редакция Толдот.ру

Ситуации, когда не надо критиковать

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Зачастую встреча супругов — это момент, которого ждал тот, кто оставался дома, чтобы высказать все, что он набрал за день. Ведь у него тоже были сложности с детьми или с владельцем магазина напротив, и он ожидает прихода супруга, чтобы рассказать ему обо всем, что случилось.

Как критиковать?

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Когда вы планируете критику, следует принимать в расчет ограничения критикуемого. Когда вы приходите к человеку с претензиями и указываете на ошибку, которую тот допустил, он воспринимает это как атаку по всем фронтам.

Возможные причины для критики

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Супруг, который подвергается нападкам, недоумевает, почему его атакуют из-за таких мелочей. Но, на самом деле, как мы сказали, эта критика — выражение нехватки и нужды в других вопросах.

Преуменьшение роли партнера и критика

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Чтобы продвинуть вопрос уборки стола после выпечки, лучше начать с положительного: «Ты печешь вкусные пироги, и я был бы еще более рад вкушать их, если бы ты соблаговолила мыть стол по завершении печения»