Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Римляне устраивали театры и цирки, где комики высмеивали еврейский народ. Люди совсем не изменились, тогда, около 2000 лет тому назад — точно как сейчас

Стал я посмешищем для своего народа, их напевом весь день. (Эйха 3:14)

«Стал я предметом смеха для своего народа, обо мне слагают песни весь день».

Можно сказать, что люди смеялись над самим Ирмеяу, говорили: посмотрим, будет ли изгнание, смеялись над ним. Люди, с которыми я живу вместе, мне близкие как один народ, они слагают надо мной песни и насмешки.

Можно глубже объяснить, что смеялись над еврейским народом.

Мидраш говорит, что римляне устраивали театры и цирки, где комики высмеивали еврейский народ. Люди совсем не изменились, тогда, около 2000 лет тому назад — точно как сейчас. В римских театрах выходит верблюд и на нем траурная одежда черная. Спрашивают:

— Почему верблюд в трауре?

Отвечает кто-то:

— Евреи соблюдают седьмой год, и они не сажают ни пшеницу, ни овощи — так им нечего есть, и они съели все колючки, а верблюду ничего не осталось, так он в трауре.

Входит комик в театр и голова у него вся выбрита.

— Почему у него голова выбрита?

Кто-то говорит:

— Евреи в субботу не работают (а римляне очень смеялись над Субботой, они говорили, что это — предмет лени. Сейчас весь мир признал необходимость дня отдыха. А тогда смеялись, что седьмую часть недели не работают.) В субботу они не работают и весь труд недели съедают в субботу. Так они беднеют, и нет у них дров варить, и они вынуждены ломать постели на дрова. После этого у них нет постели, они спят на земле, и падает на них все время земля на все тело, поэтому они выкупают все масло, чтобы мазать кожу, вот масло для головы и не осталось. Так если бы этот человек мазался бы маслом, у него бы сохранились волосы. И из-за них и масло подорожало.

Насытил меня горечью, напоил меня полынью. (Эйха 3:14)

«Насытил меня горечью, досыта дал мне лаана». Лаана (полынь) — это очень горькая трава. Мидраш говорит: замечено, что всегда первый день Песах (алеф) попадает в тот же день недели, что и 9 ава (тав). Второй день Песах (бет) — в тот же день недели, что и праздник Шавуот (шин), а третий день Песаха (гимель) в тот же день недели, что и Рош а-шана (рейш) — получается алфавит алеф — тав, бет — шин, гимель — рейш: первая и последняя буква, вторая и предпоследняя и так далее. Скажем, если во вторник Песах, то во вторник — 9 ава, будет в воскресенье Песах, будет в воскресенье 9 ава.

А в Песах мы едим марор — горькие травы.

Он мне дал наесться горькими вещами в первый день Песах и насытил меня горечью, в тот же день недели 9 ава. Это друш — непростой смысл, но он не случаен.

Из уст Всевышнего не выйдут беды и благо. (Эйха 3:38)

«Из уст Всевышнего не выходит ни плохое, ни хорошее». Как это понять?

Мидраш говорит, что с той минуты, когда Всевышний сказал евреям: «Смотри, ты на себя и на своих детей принял клятвенно Тору, и перед тобой есть хорошее — и жизнь, и плохое — и смерть» (Дварим 30:15), не будет хорошо для делающих плохое, и не будет плохо для делающих хорошее. Будете соблюдать заповеди Бога, автоматически получите на этом или на том свете «хорошее». Не будете слушать — до поры до времени будете держаться, но начнутся наказания и будете изгнаны. Не Бог нам сделал плохое или хорошее. После того как Он это сказал нам, сам человек определяет свою судьбу. Будет раньше наказание или позже, на этом свете или на том, или человек раскается и будет прощение — это другой вопрос.

«Что я тебе наказываю сегодня: любить Бога, идти по путям Его, соблюдать заповеди и законы, и будешь жить, и размножишься, и Бог даст тебе благословление в Земле, в которую войдешь и унаследуешь. А если отвернется сердце, не будешь слушаться и заблудишься, дойдешь до поклонения другим богам. Сообщаю вам сегодня, что пропадете. Не удержитесь много дней… И ставлю свидетелей: небеса и землю. Жизнь и смерть дал, благословление и проклятие, Я тебе советую: выбери жизнь…» (Дварим 30:16—19).

Поэтому нельзя думать, что Бог просто так делает людям грустно. Из его уст не выходит ни плохое, ни хорошее. А от чего же нам плохо? Нам надо искать это в своем поведении.

Вознесем наше сердце вместе с руками к Богу в небесах: (Эйха 3:41)

«Будем подносить сердце к Богу, который в небесах». Когда царь Шломо построил Храм, он молился, и руки его были подняты к небесам. Когда Моше рабейну молился, он поднимал руки. Мне кажется, это очень большое дело, если человек может сказать, что у него руки чистые, что он чужое не захватил. Не нарушил не только заповедь «не воруй», но также «не возжелай чужое». Например, мне понравилась вещь, и я стал приставать, чтоб он мне продал — это уже нечисто получено.

Царь Шломо, когда построил Храм, поднял руки кверху, чтобы показать: все, что было приготовлено Давидом — он все использовал для Храма, только мог добавить, но ничего не «приклеилось».

То же самое мог Моше рабейну сказать: «У кого я взял осла на поездку?» (Бемидбар 16:15), Моше сказал: даже, когда я ехал для пользы евреев, на своем ехал, ни у кого ничего не взял. Важно, что, когда человек молится, чтобы он подумал, очистить себя от того, что есть у него что-то чужое, несправедливое.

Ты слышишь их поругание (мне), Господи, все их умыслы против меня. (Эйха 3:61)

«Ты видишь, Бог, как все они искривляют против меня», несправедливо все делают мои враги. «Рассуди мой суд. Ты видишь всю месть их, ты видишь планы их насчет меня. Ты слышишь, как они позорят меня, Боже. Все их планы обо мне».

Интересно мидраш рассказывает в связи с этими словами: «Ты видел, Бог, как криво со мной они поступают — рассуди»:

Был римский царь Адриан. Пришел один еврей и поздоровался, поклонился царю. Он его вызывает к себе и говорит:

— Как же ты, подлый иудей, смеешь обращаться ко мне, поздравлять царя? Снять с него голову!

Другой еврей видел, как убили того, кто поздоровался с царем, он уже боялся, и не поздоровался. Так его тоже вызывают:

— Почему ты не поздоровался? Ты кто?

— Я иудей.

— Как же ты смеешь пройти перед царем Адрианом и не поздороваться? Снять с него голову!

Это называется: «Ты смотри, как искривляют они закон против меня».

Кстати, придворные спросили у Адриана:

— Как же у тебя так получается: того, кто тебе говорит «шалом» — ты убиваешь, и того, кто не говорит — тоже убиваешь?

Он отвечает:

— Вы будете меня учить, как убивать моих врагов?


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.