Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Грешник, знающий, что он грешник, лучше, чем праведник, знающий, что он праведник»Провидец из Люблина
Люди думают, что их собственные деяния являются определяющими, вне связи с Б-гом

«Это заблуждение свойственно множеству людей. Они считают, что все процессы в мире протекают согласно законам природы, которые вложил Создатель в нижние миры, и их (людей) старание и расторопность помогают (в достижении блага), а лень — вредит. Об этом сказано в книге Дварим (8:17): “Мощь моя и крепость руки моей принесли мне это богатство” . А еще они говорят, что все в руках судьбы, и нет разницы между праведником и злодеем, и нет ничего, кроме естественного хода вещей — ни добра, ни зла».

У всех этих представлений — один корень, хотя их последствия различны.

Первые утверждают, что все зависит от усилий человека. А вторые вообще отрицают возможность человека что-либо изменить. Но оба мировоззрения основаны на одном: восприятии природы как абсолютной реальности, над которой нет Творца, который по Своей воле позволяет ей продолжать действовать согласно своим законам, или же может отменить и изменить их — если Он пожелает отреагировать таким образом на деяния людей.

Очевидно, что в обоих случаях нет места для служения. Актом жертвоприношения или молитвы служитель Б-га выражает свое отрицание этих мировоззрений. Служение показывает, что человек способен изменить свою судьбу и положение всей Вселенной — именно через акт служения.

В противовес первому мировоззрению наше служение показывает, что не в силах человека самостоятельно восполнить свои недостатки и потребности. Сущность молитвы заключается в предстоянии человека как испытывающего нехватку, как зависящего от Всевышнего во всех своих нуждах и потребностях, как учили нас Мудрецы: «Пусть человек всегда представит себя бедным и предстанет перед Всевышним как нищий, молящий о помощи. И необходимо приучить себя к этому качеству. Даже если речь идет о богаче, ему следует думать о том, что ничего из его имущества не принадлежит ему по сути, и он постоянно нуждается в милосердии Творца, и склонит свое сердце и предстанет как нищий, особенно во время молитв, ведь это — залог того, что молитва будет принята» (Томер Двора 9).

Актом жертвоприношения человек отрицает свое самостоятельное существование и вручает его Творцу, вместе с «самостоятельным» существованием всей природы. Он умерщвляет ее, сжигает и поднимает к своему корню, и тем самым выражает отрицание ее существования как автономного субьекта. Она аннулирована по отношению к воле Творца.

А в противовес второму суждению, фатализму, служитель Б-га выражает своей молитвой об удовлетворении своих повседневных нужд веру в то, что в силах молитвы отменить приговор и изменить судьбу. «Ведь никогда не молился человек Всевышнему, чтобы дал Он ему благо или спас от зла… пока не верил во все чудеса, ибо все происходит вследствие изменения природы вещей, и никак иначе» (Рамбан).

В служение через жертвоприношения в Храме заложено указание и раскрытие того факта, что из этого места соединения высших и низших миров снисходит на мир изобилие благословения. И он — праведник, слуга Б-га, есть основа всего этого изобилия благодати. Все Вселенная получает воздействие от действий человека, и он производит в ней изменения, приближая или отдаляя ее от света лица Всевышнего.

В идолопоклонническом мировоззрении человек не в силах ничего добавить к деяниям Творца, к природе, и тем более отменить и исправить систему зла, — ведь она тоже дело рук Всевышнего. Но святая вера Израиля в том, что человек сотворен, дабы «исправить мир царствием Всемогущего».


Глава повествует о перипетиях в жизни праотца Яакова: о знаменитой «лестнице в небо» — пророческом сне Яакова, о его встрече с Рахель, пребывании Яакова в доме Лавана, женитьбе и рождении детей, будущих прародителей колен Израилевых. Читать дальше

Недельная глава Ваеце

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Исток»

Избранные комментарии на недельную главу Ваеце

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.

Все, что произошло между Яаковом и Эсавом, произошло затем между потомками Эсава и потомками Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.

Четыре жены Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.