Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Учил Рова: если человек проявляет три качества — милосердие, стыдливость и добродетельность, то очевидно, что он — из потомков Авраама»Вавилонский Талмуд, Йевамот 79а
Утвеждение о дуализме проистекает из незнания цели существования зла, и тогда само собой становится необходимым разделение между системой зла и ее корнем

«Другие говорили: Есть две власти (не дай Б-г!) Одна творит добро, другая — зло. Они считали, что у всякой вещи есть свой антипод. Следовательно, если Святой, благословен Он — абсолютное добро, должен быть напротив Него тот, кто являет собой абсолютное зло. От двух этих источников, говорили они, происходят все события в мире: часть из них хорошие и часть — плохие. Этот вид упомянут в Талмуде: “От середины и вверх — от Урмиза, от середины и вниз — от Аурмиза”, — так сказал идолопоклонник Амеймару (Санедрин 39а)» (Даат твунот 36).

Сопоставление данного заблуждения с еврейском представлением о зле

Здесь имеет место отрицание единства Творца Вселенной. Утвеждение о дуализме проистекает из незнания цели существования зла, и тогда само собой становится необходимым разделение между системой зла и ее корнем — источником всего Творения, всеблагим Творцом. Поскольку они не смогли найти объяснение, каким образом от абсолютного добра произошло зло.

Слуга Всевышнего молится Тому, кто «создает свет и творит тьму, делает мир и творит зло» (Йешаяу 45). Он верит и знает, что цель создания зла — обеспечить возможность свободы выбора, и что, в конце концов, это приведет к достижению совершенства и получению заслуженной награды, а не милостыни.

Он верит и знает, что с созданием зла ему дана была возможность достичь совершенства через служение, направленное на преодоление, отрицание и исправление этой системы. Тем самым он приобретет свое совершенство сам и от себя, и этим уподобится Творцу, насколько это возможно, и удостоится прилепиться к Нему и наслаждаться сиянием Его присутствия.

Он верит и знает, что цель творения зла — раскрытие единства Творца. В будущем откроется, что вся эта система была подвластна Творцу, и служила приумножприумножению славы Небес. И в тот день, когда аннулируется система зла и останется только добро, раскроется единство Всевышнего во Вселенной, и тогда будет Г-сподь один и Имя Его одно.

Таким образом, он сможет понять стих «И увидел Б-г все, что Он сделал, и вот: очень хорошо» так, как толковали Мудрецы:

«Хорошо — это влечение к добру, очень — влечение ко злу.
Хорошо — это мера благоденствия, очень — это мера страданий.

Хорошо — это райский сад, очень — это ад.

Хорошо — это ангел жизни, очень — это ангел смерти.

Хорошо — это мера блага, очень — это мера расплаты» (Берешит раба 9).

Служение молитвой и жертвами содержит раскрытие единства Творца в данном аспекте

  1. Молитва включает в себя нахождение близости Б-га внутри моментов тьмы, сокрытия Всевышнего и страданий, как выразил это царь Давид: «Даже когда иду в долине тени смертной, не убоюсь зла, ибо Ты со мной». И таков еврейский закон: «Обязан человек благословлять на зло так же, как благословляет на добро». Молитва и благодарение обращены к Источнику и Корню качеств Милости и Суда.
  2. Выше мы выяснили, что корень столпа служения — это одно из качеств, которыми Всевышний управляет миром, а именно — качество Суда. Но здесь возникает вопрос по поводу самой сути молитвы, — ведь она называется рахами (милосердие), и в этом, действительно, заключена ее сущность: пробуждать милосердие. Почему же тогда она относится к качеству Суда?

Дело тут вот в чем. Молящийся Всевышнему знает, что первое в управлении — качество Милости. Оно раскрывается в самом существовании мира, и оно также является и целью творения — достижению совершенного блага для сотворенных. Но по причинам, объясненным выше, для достижения этой цели необходимо Качество Суда. Такое восприятие включает качество Суда в самую суть качества Милости, и потому в этом качестве есть место для Милосердия.

  1. А когда качество Суда требует наказаний и страданий, и очищающийся приносит жертву, не имеется в виду умиротворить это качество само по себе, упаси Б-г от подобной мысли. Жертва приносится только Всевышнему, а всякое обращение к данному качеству самому по себе подобно греху золотого тельца (См. комментарий Рамбана на Тору). Обращение происходит к одному и единственному Источнику всех качеств управления: Творцу, благословенно Его Имя.
  2. Вера в то, что в силах жертвоприношения изменить суд и получить искупление по милости Всевышнего; уверенность в том, что в силах молитвы отменить суровый приговор и превратить его из Суда в Милосердие — это вера в единство Творца, в то, что Он — единый источник этих видов управления: Милости и Суда.

 


Эта недельная глава — самая большая из всех глав Торы. В ней, среди прочего, рассказывается о подсчете семейств левитов и той службе, которую им поручил Всевышний в пустыне. Также глава повествует о заповедях назира (назорея), благословении коэнов, обряде сота и о многом другом. Читать дальше

Недельная глава Насо

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»

Объяснение текста благословения коэнов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г благословенный повелел Моше передать Аарону и его сыновьям формулировку благословения коэнов, то есть, точные слова, которыми они будут благословлять общину сыновей Израиля.

Избранные комментарии к недельной главе Насо

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.

Кто учит Торе сына ближнего, как бы дает ему рождение. Насо

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.