Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...

«Если вы будете слушать заповеди Мои, которые заповедую вам сегодня, любить Г-спода Б-га вашего и служить Ему всем сердцем вашим и всей душою вашей, то дам земле вашей дождь в свое время, ранний и поздний, и ты соберешь хлеб свой и вино свое, и елей свой; и дам траву на поле твоем для скота твоего, и будешь есть и насыщаться. Берегитесь, чтобы не обольстились сердца ваши и вы не уклонились, и не стали служить иным богам и поклоняться им. И тогда воспламенится гнев Г-спода на вас и заключит Он небо, и не будет дождя, и земля не принесет плодов своих, и вы скоро сгинете с доброй земли, которую Г-сподь дает вам» (Дварим, 11: 13—17).

Смысл обращения прозрачен: материальное четко обусловлено духовным, урожай зависит не от агротехники, удобрений, сил природы, а только от того, насколько чиста жизнь народа, насколько приблизился он к идеалам, провозглашенным Торой.

И, напротив, уклонение от Завета, идолослужение и другие преступления против замысла Творца ведут к физической гибели. Особенно образно и рельефно идеи, положенные в основание еврейского народа Г-сподом, связи народа с Творцом, выражены в знаменитых Предупреждениях (Ваикра, гл.26, Дварим, гл.28).

Вот еще один эпизод из Писания, призванный проиллюстрировать мою мысль — известная многим история Мордехая и Эстер, произошедшая в Персии много веков назад и изложенная в Свитке Эстер, который ежегодно публично читается в синагогах в праздник Пурим.

Еще никогда и нигде евреи не жили так хорошо, как в свободной и славной Персии при царях Дарий и Ахашвероше. Почти не чувствуя никакого притеснения, почти равные в правах с коренными имперскими гражданами, персидские евреи жили в богатстве и почете, достигнув многих важных постов. Были евреи-царедворцы, евреи-торговцы, были евреи-военачальники и евреи-врачи, были евреи-ремесленники — евреи всех сословий, званий, состояний. И лучшие из них получили приглашение на пир, устроенный царем Ахашверошем по случаю 70-й годовщины разрушения некогда грозного Храма в далеком Иерусалиме. Они пришли, опасаясь за свое благополучие. Б-же упаси сказать, что они были горды оказанной честью, что пили «Здоровье царя» и ели некашерную пищу, приготовленную для пира. Но они присутствовали при осквернении священных сосудов Храма, и ни один не покинул пиршественной залы, в слезах разорвав на себе одежды…

«И пришел Амалек воевать с Израилем…» Возвеличен был нечестивый Аман, потомок амалекитского царя Агага, и задумал этот Аман истребить всех евреев Персии. Под действие злодейского декрета всесильного министра попали все евреи без разбора: богатые и бедные, родовитые и безродные, ученые и невежды, ассимиляторы и ревнители веры… Но, как всегда в минуту великой опасности, послал Б-г своих вестников принять бой и победить. Такова была миссия Мордехая и Эстер. Но, посмотрите, как странно начинает действовать Мордехай, услышав о людоедском замысле Амана.

Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги, бывшие в его распоряжении, привести в действие могущественный механизм царского кабинета, чтобы спасти своих соплеменников. Да и все евреи персидской столицы с надеждой смотрели в сторону дворца, в котором царила красавица Эстер, племянница и воспитанница Мордехая. Царица Эстер своей красотой сумеет пленить слабовольного царя и склонить его к отмене грозного указа.

Но Мордехай и Эстер поступают «вопреки логике», поступают совсем не так, как диктуют им резонные политические соображения. Мордехай надевает вретише и посыпает голову пеплом (в таком виде его просто не пустят во дворец), а затем обращается к Б-гу с молитвой, полной раскаяния. А что делает Эстер, узнав от преданного слуги о случившемся? Наверное, она надевает свои лучшие одежды, украшается драгоценностями и спешит к царю во всеоружии своего обаяния чтобы отразить козни злодея Амана? Ничуть! Она просит передать Мордехаю, чтобы и он, и все евреи столицы постились три дня. Эстер добавляет, что и она со своими служанками поступит также. Значит все пропало, и евреям Персии уже не на кого больше надеяться, раз самые могущественные из их племени оказались не в состоянии отразить готовящийся удар? Да, по законам материального мира это было так. Но Мордехай и Эстер хорошо знали, что «судьба Израиля не зависит от звезд», что страшная напасть, вызванная тяжелым грехом участия в осквернении еврейских святынь, может быть отвращена только искренним раскаянием всего народа. Они направляют свои усилия на достижение именно этой цели и добиваются блистательной победы. И, для того, чтобы евреи всегда помнили о том, какими путями приходят в мир проклятие и благословение, читают в синагогах каждый год Свиток Эстер.


Йеуда хоть и не был старшим сыном Яакова, тем не менее, именно он был одним из лидеров среди своих братьев. Его имя, как и название колена Йеуды, переросло в название всего еврейского народа и еврейской религии. Йеуда не боялся брать на себя ответственность. В одном из эпизодов Торы описано, как Йеуда смог переломить себя и прилюдно совершить тшуву, раскаяние. Мудрецы говорят, что именно за это он удостоился стать родоначальником царского рода. Читать дальше