Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
«Люби мир и добивайся мира, люби людей и приближай их к Торе»Пиркей Авот 1, 12
Шесть аспектов Кетера и их особенности

Знай, что мысль человека — самое возвышенное, что в нем есть, тоже включает в себя шесть аспектов. Первый аспект — это сила простого разума, позво-ляющая мысли возникнуть 143. В нашей аллегории этот аспект соответствует силе сына, которая все еще в мозге отца. Второй аспект — проявление желания думать о чем-либо, и это будет следствием первого аспекта. Третий аспект — это собственно зарождение мысли, и оно все еще происходит в глубоком сокрытии, ибо до сих пор не осуществилось ничего, к этой мысли от-носящегося. Четвертый аспект — нахождение в мысли некой темы и соответствующей системы знаний, выбор этой хохмы и отвержение всех остальных. Этот аспект можно назвать «возникшим». Ибо он уже выделен силой разума как самостоятельное явление, является следствием третьего аспекта и принимает от него. Это получение и является тем, посредством чего этот аспект становится одним из аспектов третьего 144, и, как женское начало, получает от мужского. Именно так четвертый аспект получает от третьего и находится с ним в постоянной связи. И все время, пока человек за-нят этим четвертым аспектом, тот соединен с третьим,

третий со вторым, а второй — с первым. Ведь если бы не первый аспект — собственно способность к мышлению, не существовало бы ничего из вышеперечисленного. Просто аспекты, предшествующие четвертому, не существуют отдельно, с собственным именем или на-званием, чтобы мы могли сказать, что они проявлены 145 или являются женским началом 146, получившим нечто от общего разума. Ибо у них еще нет собственного существования, которое позволило бы им иметь название в нашем мире, следует уяснить это очень хорошо. Выходит, что четвертый аспект — это только выбор некой хохмы, то есть образа мышления, из ряда возможных, а не создание этого образа мышления как неотъемлемой части разума 147. Пятый аспект — проявление этой хохмы и ее тематики в мыслях. Тогда человек думает об этом, но в мыслях его ни хохма, ни тема еще не упорядочены окончательно. В шестом аспекте, когда уже упорядочены и эта хохма, и мысли человека, можно говорить о настоящем раскрытии темы и системы мышления, и о завершении работы. И знай, что все эти аспекты — это аллегория темы, которой мы заняты. То есть это проявление высшего аспекта в сфирот — Кетера. Первый аспект в Эйн Соф — это сила Желания 148, что в материальном мире соответствует силе (потенциальной возможности существования) сына (в системе понятий — производного) в мозге отца (в системе понятий — первоосновы). Второй аспект — возникновение Желания. Он тоже пока называется Эйн Соф, ибо является следствием первого аспекта и связан с ним настолько, что не имеет отдельного име-ни. Третий аспект — это концентрация на мысли, без осуществления какого-либо выбора 149, приведенного выше. И хотя эта мысль все еще неразрывно связана с Эйн Соф, тем не менее, мудрецы Каббалы дали этому аспекту отдельное имя — «Чистый аспект» 150, ибо это суть очищения. Еще этот аспект назвали посредником между Создателем и созданиями. Четвертый аспект — аспект Хохмы (как системы мышления), и это — Кетер, суть которого, как говорилось выше, женское начало, способность воспринимать. И ты уже знаешь, что этот аспект, Кетер, сам по себе делится на три аспекта как точка — длину, ширину и глубину, в их недоступной форме существования 151. Поэтому в Зоаре этот аспект называется аспектом трех последовательных имен — «Ор Кадмон» (свет предвечный), «Ор Цах» (свет чистый), «Ор Мецухцах» (свет очищенный), и все они названы так из-за их чистоты. И все они называются Кетером. Первый аспект Кетера, то есть длина, это источник Хасодим 152 (милостей, доброты), на языке Зоара это называется «Адам Кадмон» (предвечный человек) 153. И это четвертый аспект из упомянутых нами. Кроме того, на языке Зоара четвертый аспект называется также «Атика Кадиша» (Древний святой), в аспекте его проявления. Пятый аспект — это бытие Хохмы в мыслях, то есть Руах, и то, что называется в Зоаре «Ор Цах» 154, или «Моха Стимаа» (сокрытый «мозг»), и это распространяется на три «мозга», как было сказано выше. Шестой аспект — это глубина и «Ор Мецухцах», который еще называется в Зоаре «Дикна де-Атика» (Борода Атика) и «Мазла». Это третий аспект из аспектов Кетера. И пусть тебя не смущает, что мы перечислили шесть аспектов, связанных между собой как цепь причинно-следственных связей и относящихся к одной-единственной сфире. Мы ведь уже объясняли выше, что каждая из десяти сфирот является, с одной стороны, единым целым, а с другой — огромной совокупностью аспектов, ко-торые существуют внутри нее, как цепи причинно-следственных связей. И еще сказали мудрецы Каббалы, что Кетер называется именно так в силу того, что он состоит из 620-ти светов 155. То есть в Кетере есть 620 аспектов, а это возможно только в виде причинно-следственных связей 156. Таким образом, доказано, что каждая из сфирот включает в себя целый ряд аспектов в системе причинно-следственных связей. И в этом суть сокрытого Даат, который тоже называется Кетером. Из шестого аспекта возникли Хохма и Бина, тоже посредством нескольких аспектов, каждый из которых связан с тем, что выше его, так что все они неразрывно связаны друг с другом системой причинно-следственных связей и пребывают в абсолютном единстве. И даже если разум различит десятки и сотни тысяч святых аспектов и деталей Желания Всевышнего, это только добавит к понятию единства Творца, потому что они всегда будут в абсолютном единстве. Выходит, что в Кетере есть шесть аспектов. Три аспекта — «головы» Эйн Соф, ибо они не имеют отдельного имени в силу очень тесного единения с Эйн Соф. Третий из этих аспектов играет роль посредника между Создателем и возникшими явлениями. А три других аспекта — это Кетер, возникший как женское начало, принимающее от мужского. И эти три других аспекта не называются именем Эйн Соф, ибо это на самом деле возникшие (проявившиеся) аспекты. Как сказано в книге «Зоар» от имени Рашби об этом: «Несмотря на то, что он включает три аспекта — Ор Кадмон, Ор Цах и Ор Мецухцах, это причина причин». И это, первое, возникшее явление — Кетер, не могло возникнуть без цепи из шести ступеней, на основе причинно-следственных связей, три из которых — мужское начало и три — женское, как следствие из мужского и подверженное его влиянию. И поэтому, так же, как Кетер получил шесть аспектов от Эйн Соф, так и «мозг» Хохма должен получить шесть аспектов от Кетера. Но разница между ними в том, что Кетер получил шесть аспектов от Эйн Соф потому, что нуждается в них для собственного прояв-ления. А «мозг» Хохма проявляется уже в первых трех аспектах, полученных от Кетера, то есть в аспектах Ор Цах и Ор Мецухцах, и сам он является уже третьим из них. Ибо Хохма не является полной противоположно-стью Кетеру, как Кетер — Эйн Соф 157, в силу которого все шесть аспектов Кетера — это только одна сфира. Поэтому три первых аспекта «мозга» Хохма, которые возникают как мужское начало из образующей их сту-пени, являются отдельной сфирой. А три следующие ступени, полученные Хохмой от Кетера, дали ей силу образовать еще одну сфиру. Ибо шестой аспект — это уже царствование 158 и выверенное действие, которое является результатом четко сформулированного за-мысла и может быть сосредоточено на конкретной цели. Однако может быть так, что это сосредоточение еще не конечный результат. Тогда это — сфира Бина, образованная силой трех последних аспектов. Она тоже получает от Хохмы эти шесть аспектов, дабы образовать семь дней творения — Тиферет с шестью концами и Малхут. Шесть аспектов в Бине и есть ко-рень шести концов Тиферет, просто они из сокрытого мира. Поэтому, в силу этого сокрытия, они не имели собственного имени, но именно они преобразуются в причинно-следственных связях, пока не приходят к настоящему раскрытию, с разделением имен: Хесед, Гвура, Тиферет, Нецах, hод и Йесод. Из них возникают шесть концов в Малхут, а из Малхут, путем причинно-следственных связей, эта система распространяется дальше, так что нет в мире вещи, в которой не было бы шести концов — верх, низ, восток, запад, север и юг.

145 Из предыдущих аспектов.

146 По отношению к предыдущему аспекту. Другими словами, мы не можем сказать, что третий аспект возникает из второго и получает от него влияние, как женское начало от мужского, только потому, что третий аспект, в отличие от четвертого, недостаточно самостоятелен, чтобы рассматриваться как отдельное явление, с собственным именем и определенными отношениями с предшествующими аспектами. Три первых аспекта практически едины, и мы можем выделить их только очень условно и умозрительно.

147 Следует понимать, что особенности четвертого аспекта, как напр — мер, конкретная система мышления или рассуждения, типа физики или математики, не являются по-настоящему сутью этого аспекта. Любая система мышления — это аспект способности мыслить в целом; таким образом, четвертый аспект не создает нечто новое, а только проявляет некую часть предшествующих аспектов. Он всего лишь ограничивает некую часть из предыдущего, выделяет ее и за счет этого делает до-ступной пониманию. Это и есть возникновение «нечто из ничего». «Ничто» в данном высказывании не ничто на самом деле, а простота абсолютного совершенства, в которой человеческий разум не способен ничего понять в силу отсутствия какого-либо образа. Ограничение же, то есть цимцум, выделяет из этой простоты некий аспект, достаточ-но «отдельный» и ограниченный, чтобы иметь законченный образ, доступный для восприятия. Но как уже говорилось, это существование не собственное, а только проявление некого аспекта совершенного, простого бытия.

Кроме того, необходимо отметить, что здесь уже явный намек на Хохму — одну из сфирот. Суть в том, что наш мир сотворен по определенным за-конам логики; согласно этим законам действует в этом мире все, включая наше мышление. Законы эти непреложны и неизменны в рамках нашего мира. Однако выбраны они таковыми только по свободному желанию Всевышнего. И, как объясняется здесь, они только выбраны как нечто определенное из бесконечной и неисчерпаемой мудрости Всевышнего и не могут называться Его природой.

148 Пока имеется в виду еще не проявленное желание, а только сама возможность желать.

149 То есть без конкретизации образа мышления.

150 Это можно уподобить белому листу, который уже готов к тому, чтобы на нем появились черные буквы конкретного текста.

151 Как говорилось выше, три измерения точки не могут быть вырaжены в конкретных размерах. То есть они существуют только в прин-ципе.

152 Форма множественного числа от слова хесед.

153 Это название подразумевает, что все сотворено в некоем едином порядке, самым нижним проявлением которого является образ чело-века в нашем мире, поэтому прообраз и предтеча всего сотворенного называется именно так: «Человек предвечный».

154 То есть это второе измерение точки — ширина.

155 Кетер — «רתכ», гематрия 200 + 400 + 20 = 620.

156 Суть в том, что мы делим некое цельное явление на составные эл — менты, при этом, если эти составные элементы соотносятся между собой как причины и следствия, то возникшая множественность не нарушает общего единства явления. Таким образом, причинно-следственные связи позволяют существованию множественности, не отрицающей общего единства.

157 Возникновение противоположности Создатель — создание, или безграничность — ограниченность, это предтеча самого явления противоположности, отец и мать всех противоположностей в мире. Соответственно, невозможно представить себе противоречия болеефундаментального, более радикального и всеобъемлющего. И именно такова противоположность Кетера своему прародителю — Эйн Соф.

158 Проявление власти — воли, направленной вовне.

Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия.

Перевод р. Л.А. Саврасова.


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

Тема дня

Раскаяние — Тшува

Мудрецы называют тшуву, возвращение к Творцу мира — великим, грандиозным действием. Попробуем понять, чем же так замечательна тшува.
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца. Читать дальше

Пути праведников. Раскаяние

Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»

Велико раскаяние, — оно достигает Трона Величия

О тшуве

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Полное возвращение возможно — правда, при условии, что оно сделано не ради выгоды. Кроме того, все плохое, совершенное ранее человеком, засчитывается ему как поступок хороший, праведный, со знаком плюс.

Раскаяние, Шаббат Шува, Капарот

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»

Религиозная светскость

Журнал «Мир Торы»

Ни Земля Израиля, ни язык, ни общие беды — ничто на свете не способно объединить евреев всего мира в единый народ, кроме Торы. Все остальное в еврейской истории проистекает из того, что сообщает еврею Тора, и без Торы сразу теряет очевидность. Еврей, который не живет по Торе, является евреем лишь потенциально.