Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Шесть аспектов Кетера и их особенности

Знай, что мысль человека — самое возвышенное, что в нем есть, тоже включает в себя шесть аспектов. Первый аспект — это сила простого разума, позво-ляющая мысли возникнуть 143. В нашей аллегории этот аспект соответствует силе сына, которая все еще в мозге отца. Второй аспект — проявление желания думать о чем-либо, и это будет следствием первого аспекта. Третий аспект — это собственно зарождение мысли, и оно все еще происходит в глубоком сокрытии, ибо до сих пор не осуществилось ничего, к этой мысли от-носящегося. Четвертый аспект — нахождение в мысли некой темы и соответствующей системы знаний, выбор этой хохмы и отвержение всех остальных. Этот аспект можно назвать «возникшим». Ибо он уже выделен силой разума как самостоятельное явление, является следствием третьего аспекта и принимает от него. Это получение и является тем, посредством чего этот аспект становится одним из аспектов третьего 144, и, как женское начало, получает от мужского. Именно так четвертый аспект получает от третьего и находится с ним в постоянной связи. И все время, пока человек за-нят этим четвертым аспектом, тот соединен с третьим,

третий со вторым, а второй — с первым. Ведь если бы не первый аспект — собственно способность к мышлению, не существовало бы ничего из вышеперечисленного. Просто аспекты, предшествующие четвертому, не существуют отдельно, с собственным именем или на-званием, чтобы мы могли сказать, что они проявлены 145 или являются женским началом 146, получившим нечто от общего разума. Ибо у них еще нет собственного существования, которое позволило бы им иметь название в нашем мире, следует уяснить это очень хорошо. Выходит, что четвертый аспект — это только выбор некой хохмы, то есть образа мышления, из ряда возможных, а не создание этого образа мышления как неотъемлемой части разума 147. Пятый аспект — проявление этой хохмы и ее тематики в мыслях. Тогда человек думает об этом, но в мыслях его ни хохма, ни тема еще не упорядочены окончательно. В шестом аспекте, когда уже упорядочены и эта хохма, и мысли человека, можно говорить о настоящем раскрытии темы и системы мышления, и о завершении работы. И знай, что все эти аспекты — это аллегория темы, которой мы заняты. То есть это проявление высшего аспекта в сфирот — Кетера. Первый аспект в Эйн Соф — это сила Желания 148, что в материальном мире соответствует силе (потенциальной возможности существования) сына (в системе понятий — производного) в мозге отца (в системе понятий — первоосновы). Второй аспект — возникновение Желания. Он тоже пока называется Эйн Соф, ибо является следствием первого аспекта и связан с ним настолько, что не имеет отдельного име-ни. Третий аспект — это концентрация на мысли, без осуществления какого-либо выбора 149, приведенного выше. И хотя эта мысль все еще неразрывно связана с Эйн Соф, тем не менее, мудрецы Каббалы дали этому аспекту отдельное имя — «Чистый аспект» 150, ибо это суть очищения. Еще этот аспект назвали посредником между Создателем и созданиями. Четвертый аспект — аспект Хохмы (как системы мышления), и это — Кетер, суть которого, как говорилось выше, женское начало, способность воспринимать. И ты уже знаешь, что этот аспект, Кетер, сам по себе делится на три аспекта как точка — длину, ширину и глубину, в их недоступной форме существования 151. Поэтому в Зоаре этот аспект называется аспектом трех последовательных имен — «Ор Кадмон» (свет предвечный), «Ор Цах» (свет чистый), «Ор Мецухцах» (свет очищенный), и все они названы так из-за их чистоты. И все они называются Кетером. Первый аспект Кетера, то есть длина, это источник Хасодим 152 (милостей, доброты), на языке Зоара это называется «Адам Кадмон» (предвечный человек) 153. И это четвертый аспект из упомянутых нами. Кроме того, на языке Зоара четвертый аспект называется также «Атика Кадиша» (Древний святой), в аспекте его проявления. Пятый аспект — это бытие Хохмы в мыслях, то есть Руах, и то, что называется в Зоаре «Ор Цах» 154, или «Моха Стимаа» (сокрытый «мозг»), и это распространяется на три «мозга», как было сказано выше. Шестой аспект — это глубина и «Ор Мецухцах», который еще называется в Зоаре «Дикна де-Атика» (Борода Атика) и «Мазла». Это третий аспект из аспектов Кетера. И пусть тебя не смущает, что мы перечислили шесть аспектов, связанных между собой как цепь причинно-следственных связей и относящихся к одной-единственной сфире. Мы ведь уже объясняли выше, что каждая из десяти сфирот является, с одной стороны, единым целым, а с другой — огромной совокупностью аспектов, ко-торые существуют внутри нее, как цепи причинно-следственных связей. И еще сказали мудрецы Каббалы, что Кетер называется именно так в силу того, что он состоит из 620-ти светов 155. То есть в Кетере есть 620 аспектов, а это возможно только в виде причинно-следственных связей 156. Таким образом, доказано, что каждая из сфирот включает в себя целый ряд аспектов в системе причинно-следственных связей. И в этом суть сокрытого Даат, который тоже называется Кетером. Из шестого аспекта возникли Хохма и Бина, тоже посредством нескольких аспектов, каждый из которых связан с тем, что выше его, так что все они неразрывно связаны друг с другом системой причинно-следственных связей и пребывают в абсолютном единстве. И даже если разум различит десятки и сотни тысяч святых аспектов и деталей Желания Всевышнего, это только добавит к понятию единства Творца, потому что они всегда будут в абсолютном единстве. Выходит, что в Кетере есть шесть аспектов. Три аспекта — «головы» Эйн Соф, ибо они не имеют отдельного имени в силу очень тесного единения с Эйн Соф. Третий из этих аспектов играет роль посредника между Создателем и возникшими явлениями. А три других аспекта — это Кетер, возникший как женское начало, принимающее от мужского. И эти три других аспекта не называются именем Эйн Соф, ибо это на самом деле возникшие (проявившиеся) аспекты. Как сказано в книге «Зоар» от имени Рашби об этом: «Несмотря на то, что он включает три аспекта — Ор Кадмон, Ор Цах и Ор Мецухцах, это причина причин». И это, первое, возникшее явление — Кетер, не могло возникнуть без цепи из шести ступеней, на основе причинно-следственных связей, три из которых — мужское начало и три — женское, как следствие из мужского и подверженное его влиянию. И поэтому, так же, как Кетер получил шесть аспектов от Эйн Соф, так и «мозг» Хохма должен получить шесть аспектов от Кетера. Но разница между ними в том, что Кетер получил шесть аспектов от Эйн Соф потому, что нуждается в них для собственного прояв-ления. А «мозг» Хохма проявляется уже в первых трех аспектах, полученных от Кетера, то есть в аспектах Ор Цах и Ор Мецухцах, и сам он является уже третьим из них. Ибо Хохма не является полной противоположно-стью Кетеру, как Кетер — Эйн Соф 157, в силу которого все шесть аспектов Кетера — это только одна сфира. Поэтому три первых аспекта «мозга» Хохма, которые возникают как мужское начало из образующей их сту-пени, являются отдельной сфирой. А три следующие ступени, полученные Хохмой от Кетера, дали ей силу образовать еще одну сфиру. Ибо шестой аспект — это уже царствование 158 и выверенное действие, которое является результатом четко сформулированного за-мысла и может быть сосредоточено на конкретной цели. Однако может быть так, что это сосредоточение еще не конечный результат. Тогда это — сфира Бина, образованная силой трех последних аспектов. Она тоже получает от Хохмы эти шесть аспектов, дабы образовать семь дней творения — Тиферет с шестью концами и Малхут. Шесть аспектов в Бине и есть ко-рень шести концов Тиферет, просто они из сокрытого мира. Поэтому, в силу этого сокрытия, они не имели собственного имени, но именно они преобразуются в причинно-следственных связях, пока не приходят к настоящему раскрытию, с разделением имен: Хесед, Гвура, Тиферет, Нецах, hод и Йесод. Из них возникают шесть концов в Малхут, а из Малхут, путем причинно-следственных связей, эта система распространяется дальше, так что нет в мире вещи, в которой не было бы шести концов — верх, низ, восток, запад, север и юг.

145 Из предыдущих аспектов.

146 По отношению к предыдущему аспекту. Другими словами, мы не можем сказать, что третий аспект возникает из второго и получает от него влияние, как женское начало от мужского, только потому, что третий аспект, в отличие от четвертого, недостаточно самостоятелен, чтобы рассматриваться как отдельное явление, с собственным именем и определенными отношениями с предшествующими аспектами. Три первых аспекта практически едины, и мы можем выделить их только очень условно и умозрительно.

147 Следует понимать, что особенности четвертого аспекта, как напр — мер, конкретная система мышления или рассуждения, типа физики или математики, не являются по-настоящему сутью этого аспекта. Любая система мышления — это аспект способности мыслить в целом; таким образом, четвертый аспект не создает нечто новое, а только проявляет некую часть предшествующих аспектов. Он всего лишь ограничивает некую часть из предыдущего, выделяет ее и за счет этого делает до-ступной пониманию. Это и есть возникновение «нечто из ничего». «Ничто» в данном высказывании не ничто на самом деле, а простота абсолютного совершенства, в которой человеческий разум не способен ничего понять в силу отсутствия какого-либо образа. Ограничение же, то есть цимцум, выделяет из этой простоты некий аспект, достаточ-но «отдельный» и ограниченный, чтобы иметь законченный образ, доступный для восприятия. Но как уже говорилось, это существование не собственное, а только проявление некого аспекта совершенного, простого бытия.

Кроме того, необходимо отметить, что здесь уже явный намек на Хохму — одну из сфирот. Суть в том, что наш мир сотворен по определенным за-конам логики; согласно этим законам действует в этом мире все, включая наше мышление. Законы эти непреложны и неизменны в рамках нашего мира. Однако выбраны они таковыми только по свободному желанию Всевышнего. И, как объясняется здесь, они только выбраны как нечто определенное из бесконечной и неисчерпаемой мудрости Всевышнего и не могут называться Его природой.

148 Пока имеется в виду еще не проявленное желание, а только сама возможность желать.

149 То есть без конкретизации образа мышления.

150 Это можно уподобить белому листу, который уже готов к тому, чтобы на нем появились черные буквы конкретного текста.

151 Как говорилось выше, три измерения точки не могут быть вырaжены в конкретных размерах. То есть они существуют только в прин-ципе.

152 Форма множественного числа от слова хесед.

153 Это название подразумевает, что все сотворено в некоем едином порядке, самым нижним проявлением которого является образ чело-века в нашем мире, поэтому прообраз и предтеча всего сотворенного называется именно так: «Человек предвечный».

154 То есть это второе измерение точки — ширина.

155 Кетер — «רתכ», гематрия 200 + 400 + 20 = 620.

156 Суть в том, что мы делим некое цельное явление на составные эл — менты, при этом, если эти составные элементы соотносятся между собой как причины и следствия, то возникшая множественность не нарушает общего единства явления. Таким образом, причинно-следственные связи позволяют существованию множественности, не отрицающей общего единства.

157 Возникновение противоположности Создатель — создание, или безграничность — ограниченность, это предтеча самого явления противоположности, отец и мать всех противоположностей в мире. Соответственно, невозможно представить себе противоречия болеефундаментального, более радикального и всеобъемлющего. И именно такова противоположность Кетера своему прародителю — Эйн Соф.

158 Проявление власти — воли, направленной вовне.

Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия.

Перевод р. Л.А. Саврасова.