Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если некто совершает преступление и стыдится этого, — ему прощаются его грехи»В. Талмуд, Брахот 12б
Смысл милосердия и замысел Творца

В этой главе я открою тебе великую тайну, чтобы наши слова в предыдущих главах не противоречили друг другу. Мы говорили, что порядок аспектов таков:

Кетер

Бина Хохма

Гвура Хесед

Ход Йесод Нецах

Малхут

— В трех линиях, а в каждой линии есть три аспек-та: корень — отец — порождение по линии Хесед, корень — отец — порождение по линии Дин (Гвура), и корень — отец — порождение по линии Рахамим (Тиферет), средней между двумя крайностями. И все это на основе Нефеш — Руах — Нешама, каждый в своем аспекте, как мы объясняли выше в аллегории о справедливом судье. Мы уже повторяли, что они возникли как «причина» и «следствие» в таком порядке: Кетер, Хохма, Бина, Гдула (т. е. «величие», она же Хесед), Гвура, Тиферет, Нецах, hод, Йесод, Малхут. Таким образом, два вы-сказывания на одну тему — это и вышеприведенное, противоречат друг другу. Теперь мы приведем некий закон, который разрешит это противоречие. Аспекты Хеседа на основе Нефеш — Руах — Нешама по своему уровню и важности превосходят аспекты Гвуры, и они весомее в управлении миром 135. Как сказано: «Мир добра (хеседа) будет построен». А правление суда по своему уровню и достоинству опережает Рахамим (милосердие) 136 — среднее качество, так как оно су-ществует только для того, чтобы «подсластить» суд, добавив ему милосердия, как мы объясняли выше, говоря о соединении основ. Среднее качество, оно же «конец действия, который был в начале замысла», берет свой корень в сокрытом Даате. Но в раскрытом виде это качество находится в конце действия, и, будучи средним между Дин и Хесед, оно проявляется только после них. Теперь все понятно. Поскольку сказано «в начале замысла» 137, ясно, что сокрытый Даат выше по достоинству, чем два «мозга», следующих за ним. Так как аспект сокрытого Даата не проявляется вообще, ибо в нем — источник всех источников, как мы объяс-няли выше. Выходит, что второй аспект, следующий за ним сразу, — это Хохма, которая корень и Нешама для всех аспектов Хеседа. Затем следует Бина, которая есть сокращение (цимцум) Хохмы и является корнем и Нешамой для всех аспектов суда. Таким образом, у нас есть три аспекта, возникающие из трех «мозгов» как из трех корней. А за ними следует аспект первоосновы Хеседа 138, и это Гдула, а за ней — первооснова суда 139, и это Гвура. Затем аспект Тиферет — среднее между дву-мя праотцами 140, дабы подсластить суд. А потом, тем же путем, возникают аспекты производных. Сначала Нецах, который есть порождение праотца Хесед, за-тем порождение праотца суда — hод, следом — Йесод, порождение праотца аспекта правосудия, то есть ми-лосердия. Последний же аспект включает в себя все предыдущие и управляется всеми предыдущими, так что он раскрывает силы их всех в мирах, находящихся под ним 141. Теперь все понятно, и ясно, как день, что оба объяснения были истинны. В порядке «причина — следствие» сфирот — это десять аспектов, десять последовательных сокращений. А если рассматривать их в трех аспектах управления 142, они образуют три уровня Нефеш — Руах — Нешама.

135 Другими словами, хотя Хесед и Гвура или Нецах и hод в целом являются антиподами по своему воздействию на мир и уравновеши-вают друг друга, это не значит, что они абсолютно равны в общей иерархии качеств. На самом деле Хесед является главным и ведущим, как это будет объяснено далее. Ибо, как объясняет автор в книге «Даат Твунот» (Пункт 18): «В этом замысел Всевышнего — сотворить соз-дания, чтобы нести им добро», а далее сказано: «Однако для того, чтобы добро было совершенным, как знал Он в своей непостижимой мудрости, созданные должны заслужить добро своим трудом». Как видно, функция суда является служебной по отношению к первичной цели — принести людям добро.

136 Так как сам смысл милосердия возникает только потому, что с — ществует суд.

137 И смысл этого таков: то, что последним проявляется в действии, опережает в замысле.

138 Что соответствует праотцу Аврааму.

139 Соответствует праотцу Ицхаку.

140 Соответствует праотцу Яакову.

141 Малхут.

142 Добро, суд и милосердие.

Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия.

Перевод р. Л.А. Саврасова.


Глава повествует об одной из самых загадочных заповедей — заповеди о пепле красной коровы. По преданию, ее смысл не смог постичь даже царь Соломон. Также в главе описывается, как еврейский народ скорбел после ухода первосвященника Аарона. А затем, после многолетних странствий, евреи, достигают границ Святой земли. Читать дальше

Недельная глава Хукат

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Содержание главы: Законы, связанные с ритуальной чистотой (Бемидбар 19:1—22). Смерть пророчицы Мирьям, сестры Моше; чудо с водой, вышедшей из скалы (20:1—11). Всевышний лишает Моше и Аарона права войти в Святую землю (20:12—13). Царь Эдома не дает евреям пройти через свою страну (20:14—21). Смерть Аарона; его сын Элиэзер становится первосвященником Храма (20:22—29). Победа над царем Арада (21:1—3). Ропот на Моше в среде евреев; чудо с медным змеем (21:4—9). Песня о Колодце — благодарность Всевышнему за воду, которую нашел народ (21:10-20). Завоевание царств Сихона и Ога на восточном берегу Иордана (21:21—22:1).

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хукат

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Словарь для читающих Тору на иврите. Хукат

Рав Аарон Штейман,
из цикла «Словарь ивритских терминов»

Червленая шерсть и другие ключевые понятия недельной главы

Хукат, вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе